3.1. Доклад по правоприменительной практике
Надзорными органами МЧС России в первом полугодии 2017 г. в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 530 проверок (2016 г. - 1207, уменьшение на 56,1%).
Проверки, предусмотренные планом плановых проверок на текущий период, проведены в полном объеме.
Всего проведено 902 проверки (2016 г. - 2137, уменьшение на 57%), из них:
530 - плановых (2016 г. - 1155, уменьшение на 53,7%);
383 - внеплановых (2016 г. - 982, уменьшение на 61%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 370 проверок;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 4 проверки;
по требованиям органов прокуратуры - 2 проверки.
По результатам надзорных мероприятий вручено 299 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 768, уменьшение на 61,0%).
В ходе проведенных проверок выявлено 1202 нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 3592, уменьшение 66,5%), из них:
571 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 1094, уменьшение на 47,8%);
631 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 2478, уменьшение на 74,5%).
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:
1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;
должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:
отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие резервов финансовых ресурсов;
не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.
3 Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышение квалификации соответствующих должностных лиц;
не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.
4. Вопросы разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
отсутствие в плане некоторых разделов, либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН);
не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;
план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 71,4% (2016 г. - 80,6%, уменьшение на 9,2%).
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен 331 протокол об административных правонарушениях (2016 г. - 868, уменьшение на 61,8%), в том числе:
по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 168 протоколов (2016 г. - 442, уменьшение на 62%).
В отношении должностных лиц составлено 168 протоколов (2016 г. - 442, уменьшение на 62%) и 139 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. - 293, уменьшение на 52,5%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 115 лиц (2016 г. - 429, уменьшение на 73,2%), в том числе:
96 должностных лиц (2016 г. - 309, уменьшение на 69%) и 19 юридических лиц (2016 г. - 120, уменьшение на 84,2%).
Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 17 (2016 г. - 31, уменьшение на 45,5%), из них по ст. 20.6 КоАП РФ - 10 постановлений (2016 г. - 17, уменьшение на 41,2%).
В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 43 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства (2016 г. - 2, увеличение 21,5 р.).
Иных контрольные мероприятия не проводились.
В нижеприведенной таблице 5 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.