Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Раздел I
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

1.1. Доклад по правоприменительной практике

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предметом федерального государственного пожарного надзора является:

исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;

исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

В 2020 году проведено реформирование системы нормирования в области пожарной безопасности в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

В указанных целях МЧС России проведен анализ всех нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих требования в области пожарной безопасности.

В ходе работы, а также с учетом Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях" МЧС России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации 2 проекта федеральных законов, направленных на совершенствование вопросов нормативного правового регулирования и обязательных требований в области пожарной безопасности ("О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" направлен на систематизацию обязательных требований пожарной безопасности, расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований.

Законопроектом в части систематизации обязательных требований исключаются устаревшие, избыточные и дублирующие требования пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40, а также требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, используемых гражданами при пожаре, установленные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878.

Законопроект также направлен на установление единообразного понимания порядка дублирования сигнала о пожаре, в части возможности использования различных каналов связи для систем передачи извещений о пожаре, прошедших в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия. При этом выполнение функции передачи извещения о пожаре в автоматическом режиме исключает человеческий фактор.

Кроме того, положения законопроекта демонополизируют рынок указанных услуг, конкретизируют способ передачи сигнала, при этом введение новых и изменение существующих обязанностей и ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности не предусматривается.

Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предлагается установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, обязаны один раз в 5 лет подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям.

В случае непредставления в установленный срок, а также представления недостоверной или искаженной информации, о соответствии лицензионным требованиям лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии с одновременным приостановлением лицензирующим органом ее действия до вступления в силу судебного решения.

Лицензирующий орган наделяется полномочиями по приостановлению действия лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований.

Вводится уведомительный порядок извещения лицензирующего органа о проводимых лицензиатом работах и услугах.

Предлагаемые изменения позволят проводить мониторинг выполнения организациями работ (услуг) в режиме "реального времени" без взаимодействия с юридическими лицами, своевременно реагировать на нарушение лицензионных требований и предупредить некачественное выполнение работ и оказание услуг.

Одновременно, в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", по предложениям МЧС России, Правительством Российской отменено 53 постановления и 125 ведомственных актов, устанавливающих обязательные требования (постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1034).

При этом взамен отмененных по вопросам пожарной безопасности принято 6 новых актов Правительства Российской Федерации и 4 приказа МЧС России:

1) акты Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 N 1084 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска";

постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";

постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры";

постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2020 N 1325 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска";

постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 3646-р "Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2) ведомственные акты МЧС России, зарегистрированные в Минюсте России:

приказ МЧС России от 16.03.2020 N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности";

приказ МЧС России от 08.07.2020 N 503 "Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";

приказ МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

приказ МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".

Кроме того, в июле 2020 принят базовый Федеральный закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248).

В целях приведения отраслевых законов в соответствие с положениями Федерального закона N 248, который вступает в силу с 1 июля 2021 года, МЧС России, принимает активное участие в разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", так называемого "закона-спутника".

Кроме этого предстоит переработка положений о видах надзоров, осуществляемых МЧС России.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 1662 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре", утвержден новый порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В отличие от предыдущего регулирования категория присваивается не для групп объектов, а индивидуально для каждого объекта.

При этом, правообладатели объектов смогут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска.

Такая модель управления пожарным риском позволит индивидуально определять периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, и соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных собственников объектов. Постановление вступило в силу 1 января 2021 года.

Одновременно предстоит издать ряд нормативных правовых актов МЧС России, связанных с утверждением перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований и порядка их выявления, индикативных показателей по всем видам надзоров.

Также предстоит активная работа в рамках подготовки Минэкономразвития России 14 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере организации и осуществления надзорной деятельности.

В порядке реализации Указа Президента Российской Федерации (от 26 апреля 2019 г. N 198 "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края") и поручений Правительства Российской Федерации (от 7 мая 2019 г. N ЮТ-П16-3669) 22 декабря 2020 г. принят Федеральный закон N 454-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Введенные определения "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар" обеспечат разграничение полномочий между соответствующими органами исполнительной власти при их тушении.

Федеральным законом также предусмотрены изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории (за границами городских и сельских населенных пунктов).

Уточнены основания проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима. Проверки будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В порядке реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ МЧС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации". Проектом постановления устанавливаются критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

С учетом ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2020 году запланировано проведение более 50 тысяч плановых проверок.

Снижение количества проверок обусловлено введением Правительством Российской Федерации особого порядка осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), с учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения контроля (надзора) в отношении поднадзорных объектов определенных категорий риска. Проведено более 38 тысяч плановых и 55 тысяч внеплановых проверок.

По результатам проведения плановых и внеплановых проверок надзорными органами выявлено 439 тысяч нарушений требований пожарной безопасности и устранено порядка 370 тысяч нарушений, выявленных при проведении надзорных мероприятий.

Количество выполненных предписаний органов государственного пожарного надзора, согласно установленным срокам по результатам проверок, осталось на прежнем уровне и составило 84% от числа выданных.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

За 12 месяцев 2020 года произошло 439 394 пожара, на которых погибло 8 313 человек, в том числе 357 несовершеннолетних, получили травмы 8 434 человека, в том числе на объектах и территориях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих самостоятельный учет пожаров и их последствий, произошло 88 пожаров, на которых погибло 3 человека и 15 человек получили травмы. Зарегистрированный материальный ущерб составляет 20,9 млрд. рублей.

На пожарах спасено 193 107 человек, в том числе эвакуировано 158 446 человек.

В среднем ежедневно происходило 1 200 пожаров, на которых погибало 23 человека, получали травмы 23 человека, огнем уничтожалось 122 строения.

Количество погибших на 100 тыс. человек населения - 5,7 человека, количество травмированных на 100 тыс. населения - 5,7 человека.

Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах отображены в таблице 1.

Таблица 1

Виды объектов
Пожары, ед.
Гибель, чел.
Поднадзорные объекты
16 675
306
из них объекты субъектов малого и среднего предпринимательства
13 302
214
% от общего количества на поднадзорных объектах
79,8
69,9

На неподнадзорных объектах произошел 422 631 пожар, на которых погибло 8 004 человека.

В торгово-развлекательных центрах и подобных объектах зарегистрировано 177 пожаров (АППГ-203, -12,8%), на которых погибло 2 человека (АППГ - 1, +1 человек) и травмировано 7 человек (АППГ - 3, +4 человека).

Наибольшее количество пожаров происходило по субботам - 68 270 (15,5% от общего количества) и по воскресеньям - 69 219 (15,8%).

Наименьшее количество пожаров происходило по вторникам - 58 590 (13,3%).

Наибольшее количество погибших зарегистрировано по субботам и воскресеньям. Наименьшее количество погибших - по четвергам.

Наибольшее количество людей погибло на пожарах в вечернее, ночное и утреннее время (в период с 20.00 по 6.00) - 4 291 человек (51,6% от общего количества). В 381 случаях момент гибели человека не установлен.

Наибольшее количество человек погибло вследствие отравления токсичными продуктами горения - 5 223 человека, от неустановленных причин - 1 322 человека, от воздействия высокой температуры - 997 человек.

Распределение погибших по социальному положению

Наибольшее количество погибших составили пенсионеры - 3 059 человек (36,8% от общего количества погибших), безработные - 1 756 человек (21,1%) (таблица 2).

Таблица 2

Социальное положение погибших людей
2019
2020
Прирост,
%
Работник рабочих специальностей
1036
1038
0,2
Инженерно-технический работник
20
8
-60,0
Руководитель организации (предприятия)
8
4
-50,0
Учащийся среднего и высш. проф. образовательного учреждения
11
11
0,0
Индивидуальный предприниматель
23
9
-60,9
Безработный (домохозяйка)
1907
1756
-7,9
Лицо, находящееся в местах лишения свободы
3
4
33,3
Домохозяйка
73
99
35,6
Работник пожарной охраны
7
8
14,3
Служащий
15
15
0,0
Прочее трудоспособное население
253
271
7,1
Ребенок дошкольного возраста
276
242
-12,3
Ребенок младшего школьного возраста
71
67
-5,6
Ребенок среднего и старшего школьного возраста
53
43
-18,9
Пенсионер
3071
3059
-0,4
Инвалид
502
496
-1,2
БОМЖ
322
317
-1,6
Иностранный гражданин
29
19
-34,5
Лицо без гражданства
3
2
-33,3
Социальное положение лица не установлено
876
842
-3,9

2. Обстановка с пожарами и их последствиями
по группам объектов и причинам их возникновения

2.1. Группы объектов

2.2. Группы причин

3. Обстановка с пожарами и их последствиями
в городской местности

В городской местности зарегистрировано 233 766 пожаров (53,2%), на которых погибло 4 256 человек (51,2%), в том числе 161 несовершеннолетний (45,1%), получили травмы 5 511 человек (65,5%).

Основными причинами пожаров в городской местности являются

1. Неосторожное обращение с огнем - 166 891 пожар (71,4% от общего количества пожаров в городской местности), в том числе:

- неосторожное обращение с огнем при курении - 27 045 (11,6%);

- детская шалость - 1 070 (0,5%).

2. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 27 994 (12,0%).

3. Нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 11 825 (5,1%).

4. Поджог - 8 758 (3,7%).

5. Нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств - 6 014 (2,6%).

6. Иные причины - 12 284 (5,3%).

Обстановка с пожарами по группам объектов
в городской местности

4. Обстановка с пожарами и их последствиями
в сельской местности

В сельской местности зарегистрировано 205 540 пожаров (46,8%), на которых погибло 4 054 человека (48,9%), в том числе 196 несовершеннолетних (54,9%), получили травмы 2 908 человек (34,5%).

Основными причинами пожаров являются

1. Неосторожное обращение с огнем - 141 736 пожаров (69,0% от общего количества пожаров в сельской местности), в том числе:

- неосторожность при курении - 16 139 (7,9%);

- детская шалость - 1 257 (0,6%).

2. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 23 936 (11,6%).

3. Нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 16 283 (7,9%).

4. Поджог - 5 122 (2,5%).

5. Нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств - 4 078 (2,0%).

6. Иные причины - 14 385 (7,0%).

Обстановка с пожарами по группам объектов
в сельской местности

5. Обстановка с пожарами и их последствиями
в зданиях и сооружениях

5.1. Общие сведения

Распределение пожаров по основным причинам
в зданиях и сооружениях

1. Неосторожное обращение с огнем - 56 747 пожаров (37,3% от общего количества пожаров в зданиях и сооружениях), в том числе:

- неосторожность при курении - 17 753 (11,7%);

- детская шалость - 1 503 (1,0%).

2. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 50 178 пожаров (33,0%).

3. Нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 27 944 (18,4%).

4. Поджог - 8 751 (5,8%).

5. Иные причины - 8 507 (5,6%).

5.2. Пожары в зданиях жилого назначения

Наибольшее количество пожаров данной категории произошло в многоквартирных жилых домах 32 402 пожара (27,8% от общего количества пожаров данной категории), на которых погибло 2 606 человек (35,4%), в том числе 103 несовершеннолетних (30,1%), и получили травмы 3 172 человека (52,2%).

В одноквартирных жилых домах произошло 28 662 пожара (24,6%), на которых погибло 3 697 человек (50,2%), в том числе 203 несовершеннолетний (59,4%), и получили травмы 1 873 человека (30,8%).

На иные объекты жилого назначения, в том числе дачные (садовые дома, бани, надворные постройки и т.п.), приходится 55 357 пожаров (47,5%), на которых погибло 1 056 человек (14,3%), в том числе 36 несовершеннолетних (10,6%), и получили травмы 1 032 человека (17,0%).

Распределение пожаров по основным причинам
в зданиях жилого назначения

1. Неосторожное обращение с огнем - 39 015 пожаров (33,5% от общего количества пожаров в зданиях жилого назначения), в том числе:

- неосторожность при курении - 14 608 (12,4%);

- детская шалость - 1 126 (1,0%).

2. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 40 026 пожаров (34,4%).

3. Нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 25 962 (22,3%).

4. Поджог - 6 348 (5,5%).

5. Иные причины - 5 070 (4,4%).

5.3. Пожары в зданиях образовательных организаций

В зданиях образовательных организаций произошло 294 пожара (АППГ - 340, -13,5%), на которых погиб 1 человек (АППГ 1), получили травмы 9 человек (АППГ - 4).

Наибольший рост количества пожаров на объектах пожаров указанной категории отмечается в Астраханской, Вологодской, Воронежской, Владимирской, Липецкой, Курганской и Тюменской областях.

Распределение пожаров по основным причинам
в зданиях образовательных организаций

1. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 194 пожара (66,0% от общего количества пожаров в зданиях образовательных организаций).

2. Неосторожное обращение с огнем - 46 (15,6%), в том числе:

- неосторожность при курении - 12 (4,1%);

- детская шалость - 10 (3,4%).

3. Поджог - 19 (6,5%).

4. Иные причины - 35 (11,9%).

5.4. Пожары на объектах здравоохранения
и социального обслуживания

На объектах здравоохранения и социальной защиты произошло 265 пожаров (АППГ - 266, -0,4%), на которых погибло 36 человек (АППГ - 7, +29 человек), получили травмы 19 человек (АППГ - 24, -20,8%).

Наибольший рост количества пожаров на объектах здравоохранения и социальной защиты отмечается в республиках: Удмуртской, Красноярском, Пермском крае, Астраханской, Калужской, Кемеровской, Костромской и Курганской, Новгородской, Магаданской, Мурманской, Рязанской, Ярославской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, г. Санкт-Петербурге.

Распределение пожаров по основным причинам в зданиях
здравоохранения и социального обслуживания

1. Аварийный режим работы электрических сетей и оборудования - 145 пожаров (54,7%).

2. Неосторожное обращение с огнем - 73 (27,5% от общего количества пожаров в зданиях здравоохранения и социального обслуживания, в том числе неосторожность при курении - 28 (10,6%);

3. Поджог - 23 (8,7%).

4. Иные причины - 25 (9,4%).

6. Обстановка с пожарами и их последствиями
на открытых территориях

На открытых территориях произошло 267 916 пожаров (АППГ - 295 998, -9,5%), на которых погибло 41 человек (АППГ - 42 человек, -2,4%), травмы получили 129 человек (АППГ - 119, +8,4%).

Распределение по объектам пожаров на открытых территориях

1. Бытовые отходы (в том числе в контейнерах и баках) - 136 236 пожаров (50,9% от общего количества пожаров на открытых территориях);

2. Горение сухой растительности (травы, стерня, пожнивные остатки) - 127 570 (47,6%);

3. На иных объектах 4 110 (1,5%).

Наибольший рост количество пожаров на открытых территориях отмечается в республиках: Ингушетии, Кабардино-Балкарской, Северной Осетии (Алании), Чеченской, Астраханской, Воронежской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Орловской и Ростовской областях.

Распределение по основным причинам пожаров
на открытых территориях

1. Неосторожное обращение с огнем - 248 685 пожаров (92,8% от общего количества пожаров на открытых территориях), в том числе:

- неосторожность при курении - 24 992 (9,3%);

- детская шалость - 672 (0,3%).

2. Поджог - 1 401 (0,5%).

3. Иные причины - 17 830 (6,7%).

В 2020 году возбуждено 143746 дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (в 2019 - 193042, в сравнении с АППГ снижение составило 25,5%). В отношении физических лиц возбуждено 117436 дел об административных правонарушениях (в 2019 - 142032, снижение 17,3%), в отношении юридических лиц 26310 административных дел (в 2019 - 51010, снижение на 48,4%).

К административной ответственности в виде штрафа и предупреждения надзорными органами МЧС России привлечено 132 972 лица, нарушивших требования пожарной безопасности (в 2019 - 161071, снижение на 17,5%). Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 58342 административных наказания в виде штрафа на сумму 811 млн. 980 тыс. рублей. Наказания в виде предупреждения назначены 74630 лицам (в 2019 - 98905, снижение на 24,5%).

Взыскано 48307 штрафов на сумму 547 млн. 40 тыс. руб. (в 2019 - 48978 штрафов на сумму 799 409 тыс. руб.). Исполнено 82,8% штрафов от количества назначенных (в 2019 -78,8%).

В целях предупреждения пожаров в Российской Федерации и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий способствующих их возникновению, организациям и гражданам необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области пожарной безопасности

Таблица 1

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а также несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, размещен на официальном сайте МЧС России.
При этом, подтверждение соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) в соответствии с частью 1 статьи 6 Технического регламента осуществляется путем выполнения одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержден приказом Росстандарта от 14.07.2020 N 1190.
2.
Каким образом органом государственного пожарного надзора проверяется расчет по оценке пожарного риска на объект защиты?
Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска установлен Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (далее - Методика).
Пунктом 63 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент), установлено, что в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты органом государственного пожарного надзора (далее - ГПН) проверяется:
соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
соответствие требованиям, установленным Правилами.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - мотивированное решение).
При устранении в период проведения проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.
На основании изложенного проверка расчета по оценке пожарного риска проводится в рамках плановых и внеплановых проверок объектов защиты. При вынесении мотивированного решения органом ГПН указываются конкретные пункты Правил и Методики.
3.
Кто вправе согласовывать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
Порядок предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - СТУ) установлен Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011, регистрационный N 22899) (далее - Административный регламент).
В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 8 названного Административного регламента главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору или их заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 100 м, другие здания высотой до 75 м, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
Кроме того, в соответствии подпунктом "б" пункта 8 Административного регламента Главным государственным инспектором г. Москвы по пожарному надзору или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 200 м, другие здания высотой до 150 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Москвы. Главным государственным инспектором г. Санкт-Петербурга по пожарному надзору или его заместителями, главным государственным инспектором Республики Татарстан или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 120 м, другие здания высотой до 100 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Санкт-Петербурга и Республики Татарстан соответственно.
4.
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности.
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности определены положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171.
Декларация пожарной безопасности составляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, действующих на момент ее представления в органы государственного пожарного надзора, с учетом положений, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента.
5.
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности в связи с принятием Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную в установленном порядке, в связи с вступлением в силу Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, требуется в случае ее корректировки в соответствии с положениями части 3 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

1.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам
по соблюдению требований пожарной безопасности

1. При заключении договоров аренды рекомендуется в тексте договора разграничить ответственность арендодателя и арендатора по соблюдению требований пожарной безопасности, при использовании передаваемого в аренду имущества. Определить конкретные права и обязанности при эксплуатации систем противопожарной защиты, а также соблюдения установленных правил противопожарного режима, в том числе соблюдения требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

2. Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении конкретного вида деятельности в занимаемых зданиях (помещениях).

3. При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте защиты рекомендуется обратить особое внимание на составление графиков проведения обслуживания с учетом периодичности, установленной требованиями пожарной безопасности. Кроме этого, в обязательном порядке предусматривать разумные сроки для проведения восстановительных работ соответствующих систем при обнаруженных недостатков в их работе.

4. В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, финансовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).

5. В случае невозможности определить качество работ по проектированию, монтажу или эксплуатации систем пожарной безопасности, (автоматическая пожарная сигнализация, система автоматического пожаротушения, система оповещения о пожаре, система противопожарного водопровода), а также проведенного расчета пожарного риска рекомендуется обратиться в компетентную организацию, где вам окажут квалифицированную помощь.

6. При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.

1.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806) проведена работа по внедрению новых форм и методов работы при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. В целях установления всех поднадзорных объектов и организации эффективного риск-ориентированного планирования и осуществления надзорных мероприятий обеспечена подготовка и опубликование на официальном интернет-портале перечней объектов защиты, а также планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом критериев отнесения объектов к определенной категории риска в соответствии с вновь утвержденной формой.

Все объекты, исходя из класса потенциальной опасности и видов деятельности хозяйствующих субъектов, а также критериев вероятности несоблюдения обязательных требований (динамических показателей повышения (понижения) категорий риска), распределены на 6 категорий. Основными являются объекты чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, проверки в отношении которых будут проводиться в соответствии с установленной периодичностью. По своему назначению это учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы, детского оздоровительного отдыха, культурного наследия, опасные производственные и критически важные объекты. Сегодня на учете МЧС России их находится 290 тыс. Объекты защиты, отнесенные к категориям среднего и умеренного риска, общим количеством 992 тыс.

В субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.