3.1. Доклад по правоприменительной практике

3.1. Доклад по правоприменительной практике

Надзорными органами МЧС России 2017 г. в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1235 проверок (2016 г. - 2619, уменьшение в 2,1 раза).

Всего проведено 1943 проверки (2016 г. - 4364, уменьшение в 2,2 раза), из них:

1215 - плановых (2016 г. - 2558, уменьшение на 52,5%);

728 - внеплановых (2016 г. - 1806, уменьшение в 2,4 раза).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 714 проверка;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 6 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 2 проверка.

По результатам надзорных мероприятий вручено 594 предписания по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 1497, уменьшение в 2,5 раза).

В ходе проведенных проверок выявлено 2308 нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 7312, уменьшение на 68,4%), из них:

1523 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 5055, уменьшение на 69,8%);

785 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 2257, уменьшение на 65,2%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:

1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);

отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;

должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:

отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

отсутствие резервов финансовых ресурсов;

не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.

3 Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышение квалификации соответствующих должностных лиц;

не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.

4. Вопросы разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:

отсутствие в плане некоторых разделов, либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН);

не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;

план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 78,6% (2016 г. - 82,0%, уменьшение на 4,1%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 745 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 1576, уменьшение на 52,7%), в том числе:

по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 373 протокола (2016 г. - 850, уменьшение на 56,1%).

В отношение должностных лиц составлено 427 протоколов (2016 г. - 612, уменьшение на 33,2%) и 318 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. - 238, увеличение на 33,6%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 512 лиц (2016 г. - 1067, уменьшение на 52%), в том числе:

288 должностных лиц (2016 г. - 691, уменьшение на 58,3%) и 224 юридических лица (2016 г. - 376, уменьшение на 40,4%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 51 (2016 г. - 98, уменьшение на 47,9%), из них по ст. 20.6 КоАП РФ - 31 постановление (2016 г. - 59, уменьшение на 47,4%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 7633,299 тыс. руб. (2016 г. - 17677,1 тыс. руб., уменьшение на 56,8%), из них:

на должностных лиц - 1343,374 тыс. руб. (2016 г. - 4497,1 тыс. руб., уменьшение на 70,1%);

на юридических лиц - 6289,925 тыс. руб. (2016 г. - 13180,0 тыс. руб., уменьшение на 52,3%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 2 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства (2016 г. - 2, стабильно). Иных контрольные мероприятия не проводились.

В нижеприведенной таблице 5 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.