2.1. Доклад по правоприменительной практике

2.1. Доклад по правоприменительной практике

Надзорными органами МЧС России в 2017 г. в области гражданской обороны запланировано 2568 проверок (2016 г. - 2741, уменьшение на 6,3%).

Всего проведено 4140 проверок (2016 г. - 5110, уменьшение на 19%), из них:

2534 - плановых (2016 г. - 2720, уменьшение на 6,8%);

1606 - внеплановых (2016 г. - 2390, уменьшение на 32,8%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1572 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 20 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 12 проверок.

Предписания по результатам проверок в области гражданской обороны судами и вышестоящими должностными лицами отменено 1 предписание.

По результатам надзорных мероприятий вручено 1996 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. - 2260, уменьшение на 11,7%).

В ходе проведенных проверок выявлено 17670 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. - 19167, уменьшение на 7,8%), из них:

11148 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 11867, уменьшение на 6%);

6522 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 7300, уменьшение на 10,6%). Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО),

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 73,2% (2016 г. - 73,4%, уменьшение на 0,3%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 2479 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 2555, уменьшение на 3%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 1440 протоколов (2016 г. - 1354, увеличение на 6,3%), 1467 протоколов в отношении должностных лиц (2016 г. - 923, увеличение на 58,9%) и 1012 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. - 431, увеличение на 134,8%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1532 лица (2016 г. - 1632, уменьшение на 6,1%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ - привлечено 896 лицо (2016 г. - 823, увеличение на 8,8%), 649 должностных лиц (2016 г. - 592, увеличение на 9,6%) и 243 юридических лица (2016 г. - 231 увеличение на 5,2%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 18553,634 тыс. руб. (2016 г. - 22051,1 тыс. руб., уменьшение на 15,8%), из них:

на должностных лиц - 4283,577 тыс. руб. (2016 г. - 4809,6 тыс. руб., уменьшение на 11,0%);

на юридических лиц - 14270,057 тыс. руб. (2016 г. - 17241,5 тыс. руб., уменьшение на 17,2%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 254 (2016 г. - 182, увеличение на 39,5%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - 98 постановлений (2016 г. - 82, увеличение на 19,5%);

по статье 20.7 КоАП РФ - 156 постановлений (2016 г. - 100, увеличение на 56%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 17 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2016 г. - 7, увеличение в 2,4 р.).

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.

Проведение иных контрольных мероприятий в данном виде надзора, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.