3.1. Доклад по правоприменительной практике

3.1. Доклад по правоприменительной практике

Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Всего в органах федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году находился на учете 50271 объект надзора.

Надзорными органами МЧС России в 2019 году в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 2052 проверки (2018 г. - 1502, увеличение на 36,6%). Всего за 2019 г. проведено 2526 проверок (2018 г. - 1985, увеличение на 27,2%), из них:

2024 - плановых (АППГ - 1471, увеличение на 37,6%);

502 - внеплановые (АППГ - 514, уменьшение на 2,3%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 488 проверок;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 5 проверок;

по требованию прокурора - 9 проверок.

В ходе проведенных проверок выявлено 4360 нарушений обязательных требований (АППГ - 3074, увеличение 41,8%). По результатам надзорных мероприятий вручено 815 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 621, увеличение на 31,2%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 76,6% (АППГ - 80,5%, уменьшение на 3,9%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2019 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:

1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);

отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;

должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:

отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

отсутствие резервов финансовых ресурсов;

не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.

3. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышение квалификации соответствующих должностных лиц;

не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.

4. Вопросы разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:

отсутствие в плане некоторых разделов либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН);

не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;

план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 875 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 668, увеличение на 31%), из них на должностных лиц 556 (АППГ - 381, увеличение на 45,9%) и на юридических лиц 319 (АППГ - 287, увеличение на 11,1%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 670 протоколов (АППГ - 438, увеличение на 52,9%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 607 лиц (АППГ - 418, увеличение на 45,2%), из них должностных - 412 лиц (АППГ - 259, увеличение на 59%) и юридических - 195 лиц (АППГ - 159, увеличение на 22,6%), в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 460 лиц (АППГ - 288, увеличение на 59,7%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 10152,21 тыс. руб. (АППГ - 7701,1 тыс. руб., увеличение на 31,8%).

В 2019 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 25 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.