1.1. Доклад по правоприменительной практике

1.1. Доклад по правоприменительной практике

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Предметом федерального государственного пожарного надзора является:

исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;

исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы в 2018 году проведена работа по систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности, по результатам которой установлен исчерпывающий перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный приказом Приказ МЧС России от 22.03.2018 N 116.

Реализуется одна из идей реформы контрольно-надзорной деятельности - использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Ее содержание заключается в том, что проверяющий и проверяемый находятся в равных условиях. Список контрольных вопросов носит исчерпывающий характер. Предприниматель заранее знает предъявляемые к нему требования. Инспектору не предоставлено право проверять соблюдение иных требований безопасности.

Это позволяет максимально упростить надзорные процедуры, предоставив возможность самоконтроля и самооценки состояния безопасности объектов их правообладателям.

Применение новации закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 г. N 774 и от 22.07.2017 г. N 864.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 774 МЧС России издан приказ от 28.06.2018 N 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности".

Указанные проверочные листы с 13 ноября 2018 года введены в действие для всех категорий объектов.

Проверочные листы соответствуют общим требованиям к разработке и утверждению проверочных листов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177, в установленном порядке прошли все необходимые процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, направлялись для рассмотрения в Минюст России, Минэкономразвития России, Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы "Открытое Правительство" и проектный комитет по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Данная работа осуществляется в полном соответствии с Планом внедрения проверочных листов, определяющим их сферы применения и сроки подготовки, утвержденным МЧС России 25.04.2017 г.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора выведено более 700 тыс. объектов низкой категории риска. Одновременно, исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.

Всего в органах государственного пожарного надзора в 2018 году находилось на учете 2 278 677 объектов надзора.

В 2018 году проведено 214 360 проверок соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе 71 296 плановых и 143 064 внеплановых. В первом полугодии 2018 года - 87 063 проверки, во втором полугодии - 127 297 проверок.

Рост количества проверок, проведенных в отношении юридических и индивидуальных предпринимателей связан с реализацией поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N ЮБ-П4-3019 "О проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований пожарной безопасности в торгово-развлекательных центрах, крупных кинотеатрах и других объектах с массовым пребыванием людей".

Одним инспектором органов ГПН в среднем проведено 10 проверок в первом полугодии, во втором полугодии - 14 проверок, в том числе 6 внеплановых проверок в первом полугодии и 10 внеплановых проверок во втором полугодии.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил в области пожарной безопасности составил 80,81% (86,12% - 2017 год).

При проведении профилактических мероприятий в 2018 году вынесено на 56,3% больше предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (25 040 тыс. предостережений в 2018 году, 14098 - в 2017 году).

В ходе проведенных проверок выявлено 443 140 правонарушений в области пожарной безопасности. В первом полугодии 2018 года - 197 858 правонарушений, во втором полугодии 2018 года - 245 282 правонарушения.

Рост количества правонарушений связан с увеличением количества внеплановых проверок.

В среднем одним должностным лицом органов ГПН выявлено: в первом полугодии 2018 года 22 правонарушения, во втором полугодии - 27 правонарушений.

Наложено 118 596 административных наказаний. В первом полугодии 2018 года наложено 61 700 административных наказаний, во втором полугодии 2018 года - 56 896 административных наказаний.

В среднем одним инспектором в первом полугодии 2018 года наложено 7 административных наказаний, во втором полугодии 2018 года 5 административных наказаний.

Сумма наложенных административных штрафов составила 975 591 тыс. рублей. В первом полугодии 2018 года сумма наложенных административных штрафов составила 449 143 тыс. рублей, во втором полугодии - 526 448 тыс. рублей. В среднем одним инспектором в первом полугодии наложено административных штрафов на сумму 49,0 тыс. руб., во втором полугодии - на 57,0 тыс. руб.

Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 105311 административных наказаний в виде предупреждений (в первом полугодии - 60708 предупреждений, во втором полугодии - 44603). В среднем одним инспектором в 2019 году вынесено 11 предупреждений.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления;

захламление помещений сгораемыми материалами.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;

небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.

В целях предупреждения пожаров в Российской Федерации и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий способствующих их возникновению, организациям и гражданам необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В МЧС России организована работа по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований. В этих целях разработан и утвержден соответствующий План-график на 2017 - 2020 годы.

Внесение изменений в обязательные требования пожарной безопасности осуществляется на плановой основе по результатам систематической оценки нормативных документов с экспертным сообществом.

По результатам мониторинга практики применения Правил противопожарного режима в Российской Федерации приняты постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947, от 30 декабря 2017 года N 1717, от 24 декабря 2018 года N 1644 и от 7 марта 2019 года N 248 о внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, направленные на совершенствование отдельных положений Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

В частности предусматривается приведение различных терминов и определений, содержащихся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствие с терминологией, установленной Федеральными законами от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности (такие как: объект защиты, организация, граждане, территория общего пользования, пожарные запорные клапаны и др.).

Расширен перечень категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, для которых предусматривается необходимость разработки дополнительной инструкции о мерах пожарной безопасности. Это изменение направлено на приведение указанных требований в соответствие с ранее действовавшими нормами (ППБ 01-93, ППБ 01-03), а также на обеспечение пожарной безопасности объектов производственного и складского назначения. Данная инструкция разрабатывается собственником. Согласованию с федеральным государственным пожарным надзором не подлежит и не требует дополнительных финансовых затрат.

Уточняется перечень лиц, ответственных за проведение обучения персонала, а также конкретизируется группа персонала, для которого необходимо обучение пожарно-техническому минимуму.

Постановление конкретизирует необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах.

В частности на объектах с ночным пребыванием людей конкретизирована категория лиц, для которой должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Уточняются и приводятся в соответствие с действующими нормативными документами по пожарной безопасности требования по огнестойкости зданий для летнего детского отдыха.

Устраняются устаревшие ссылки на массу и объем огнетушителей. В качестве критериев выбора количества и типа огнетушителей вводятся огнетушащая способность (ранг) огнетушителей из действующих нормативных документов, защищаемая площадь (в зависимости от огнетушащей способности (ранга огнетушителя), категории помещений.

Таким образом, устраняется неполный перечень современных типов огнетушителей и собственнику объекта защиты предоставлена возможность самостоятельно осуществлять выбор и оснащение первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в зависимости от климатических условий эксплуатации, а также от обращающихся горючих веществ и материалов, и в соответствии с классом пожара и рангом модельного очага пожара.

В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации МЧС России поддержаны законодательные инициативы группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора (проект федерального закона N 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора" (далее - законопроект). Законопроект внесен 25 июля 2018 года в Государственную Думу и 12 декабря 2018 года принят в первом чтении.

В настоящее время МЧС России проведена работа по подготовке поправок Правительства Российской Федерации (далее - поправки) к законопроекту. Проект поправок в установленном порядке согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. Поправки включают в себя предложения МЧС России по развитию системы обеспечения пожарной безопасности, а именно:

вводятся определения "объект с массовым пребыванием людей" и "помещение с массовым пребыванием людей";

устанавливается, что на объектах с массовым пребыванием людей федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора с участием должностных лиц органов государственного пожарного надзора;

предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении объектов защиты в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на данных объектах;

органы государственного пожарного надзора наделяются полномочиями по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, земельных участков, а также зданий, строений и сооружений, относящихся к объектам защиты в процессе их эксплуатации;

предусматривается участие МЧС России в аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности;

вносятся изменения, устанавливающие сроки предоставления декларации пожарной безопасности и необходимость предоставления уточненной декларации при изменении сведений, содержащихся в декларации, а также при смене собственника или иного законного владельца объекта.

МЧС России дополнительно подготовлены проекты федеральных законов, направленные на расширение полномочий органов государственного пожарного надзора как органов дознания; усиление административной ответственности, в том числе в виде административного приостановления деятельности объекта при наличии грубых нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того, введен в действие свод правил "СП 388.1311500.2018. Свод правил. Объекты культурного наследия религиозного назначения. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 13.08.2018 N 332, который устанавливает минимально допустимые требования пожарной безопасности и учитывает специфику объектов религиозного назначения.

Работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности продолжается и находится на особом контроле.

Реализация предлагаемых мер значительно повысит эффективность системы обеспечения пожарной безопасности и, как следствие, обеспечит снижение рисков возникновения крупных пожаров и ограничение их последствий.

Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" в городе Кемерово, потребовала устранения правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности в деятельности федерального государственного пожарного надзора.

МЧС России в порядке исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 28.03.2018 N ДМ-П4-1776 и от 31.05.2018 N ЮБ-П4-3019 проведены масштабные внеплановые проверки 86 тыс. объектов с массовым пребыванием людей, в том числе свыше 11 тыс. торгово-развлекательных центров.

С грубыми нарушениями требований пожарной безопасности эксплуатировалось более 28 тыс. объектов.

Выявлено и предписано к устранению 282 тыс. нарушений противопожарных требований, в том числе сопряженных с угрозой жизни и здоровью людей.

Собственниками объектов проводится работа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных надзорными органами МЧС России в ходе внеплановых проверок.

Устранено более 200 тыс. нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Большинство приостановленных судом торговых центров, устранило выявленные недостатки и приступило к своей деятельности. В настоящее время приостановленными остаются 74 объекта.

Все нарушения требований пожарной безопасности находятся на контроле надзорных органов МЧС России.

Одновременно главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации направлено указание о размещении на официальных сайтах территориальных органов МЧС России списков объектов с массовым пребыванием людей, деятельность которых приостановлена.

По итогам проведенной работы МЧС России проанализированы объективные проблемы и препятствия нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей и поддержана законодательная инициатива Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (проект федерального закона N 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора").

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы "О пожарной безопасности", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об образовании в Российской Федерации" и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Указанный законопроект внесен 25 июля 2018 года в Государственную Думу и 12 декабря 2018 года принят в первом чтении.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 N П4-66444 МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведена работа по подготовке проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту указанного федерального закона.

Поправки включают в себя предложения, направленные на развитие системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно:

вводятся определения "объект с массовым пребыванием людей" и "помещение с массовым пребыванием людей";

устанавливается, что на объектах с массовым пребыванием людей государственный строительный надзор осуществляется с участием должностных лиц органов государственного пожарного надзора;

предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении здания в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на данном объекте;

органы государственного пожарного надзора наделяются полномочиями по проведению рейдовых осмотров объектов с массовым пребыванием людей;

предусматривается участие МЧС России в аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности.

Соответствующий проект поправок Правительства Российской Федерации одобрен 10 июня 2019 года на заседании комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Одновременно МЧС России подготовлен свод правил "Многофункциональные комплексы", в котором в том числе предусмотрены требования к размещению в зданиях детских игровых зон (детских центров).

В рамках реализации основ государственной политики в области пожарной безопасности до 2030 года и дальнейшей концентрации усилий органов государственного пожарного надзора в отношении объектов защиты, характеризующихся повышенными рисками, в настоящее время осуществляется корректировка модели риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В этих целях МЧС России подготовлены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, предусматривающие введение в риск-ориентированную модель, категории "чрезвычайно высокий риск", увеличив количество категорий риска до шести.

В 2018 году продолжена работа по вопросам предупреждения гибели несовершеннолетних при пожарах.

В рамках данной работы проведен анализ пожаров с гибелью и травмированием несовершеннолетних на пожарах за 5 лет (2014 - 2018 гг.). За 5 летний период произошло 1507 пожаров с гибелью несовершеннолетних, из них 684 (45,39%) в городской местности и 823 (54,61%) в сельской местности.

Количество погибших несовершеннолетних на пожарах за 5 лет составляет 2203 человек, из них 734 человек (33,32%) из многодетных семей (235 из которых относятся к категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации).

При этом стоит отметить, что число травмированных несовершеннолетних на пожарах составляет за 5 лет 3538 человек.

В результате проведенного анализа, число погибших несовершеннолетних на пожарах за 5 лет распределили на три возрастные группы:

- до 7 лет - 1480 детей;

- с 7 до 11 лет - 434 детей;

- с 11 до 18 лет - 287 ребенка.

Также в результате анализа выделены основные причины, в результате которых погибло наибольшее число несовершеннолетних за 5 лет:

- шалость детей с огнем - 344 ребенка;

- неосторожность при курении - 229 детей;

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 831 ребенок;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печей - 233 детей;

- другие причины пожара - 531 ребенок.

Жилые дома являются основными видами объектов пожара, где происходит наибольшее число гибели несовершеннолетних. Гибель за 5 лет составляет 1998 человек.

Также стоит отметить определенные условия, способствовавшие гибели, за 5 лет:

- оставление без присмотра - 458 человек;

- нахождение родителей в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения - 225 человек;

невозможность принятия правильного решения ввиду малолетнего возраста - 760 человек;

состояние сна - 823 человек;

отсутствие автономных пожарных извещателей - 555 человека;

позднее сообщение о пожаре - 103 человек;

отсутствие электроснабжения здания - 4 человека;

отсутствие газоснабжения здания - 46 человек;

здание с низкой пожарной устойчивостью - 302 человек;

отключение от газоснабжения за долги по квартплате - 6 человек;

отключение от электроснабжения за долги по квартплате - 5 человека.

В целях снижения роста пожаров и уменьшения детской гибели МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводятся профилактические мероприятия с гражданами из малообеспеченных, социально не адаптированных, многодетных семей и маломобильных групп населения, направленные на обеспечение пожарной безопасности и информирование о требованиях пожарной безопасности.

В рамках проведения профилактической работы в области обеспечения пожарной безопасности органами социальной защиты населения за 2018 год взяты на учет 1 460 930 многодетных семей.

В целях снижения роста пожаров и уменьшения детской гибели с участием представителей органов власти и организаций проведено 939 970 рейдов (подомовых, подворовых обходов и др.) в жилом секторе, охвачено 2 972 449 чел.; на объектах дошкольного образования 177 192 рейдов, охвачено 2 207 524 чел.; школьного образования 187 683 рейдов, охвачено 4 672 082 чел.; на объектах образования и социальной сферы с круглосуточным пребыванием детей 162 368, охвачено 606 565 чел.

Направлено 32 595 информации по вопросам пожарной безопасности мест фактического проживания многодетных семей, в том числе:

2 805 - в органы власти субъектов Российской Федерации;

16 308 - в органы местного самоуправления;

7 873 - руководителям жилищных организаций.

Для привлечения внимания общественности к теме обеспечения безопасности жизнедеятельности проведено 1 317 988 выступлений и публикаций в СМИ по вопросам пожарной безопасности (из них 647 518 - МЧС России), в том числе:

на ТВ всего 64 459 ед., в том числе 32 589 ед. МЧС России;

на радио 194 089 ед., в том числе 145 836 ед. МЧС России;

в периодической печати 63 846 ед., в том числе 41 172 ед. МЧС России;

на Интернет-порталах всего 199 721 ед., в том числе 151 671 ед. МЧС России;

через ОКСИОН всего 795 873 ед., в том числе 276 250 ед. МЧС России.

В результате работ по предупреждению гибели несовершеннолетних на пожарах региональными органами власти рассмотрено и принято 5533 программы, включающих вопросы предупреждения гибели детей на пожарах, органами местного самоуправления - 1858, сторонними организациями - 50.

В нижеприведенной таблице 1 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольных субъектов при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.