Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Раздел II
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1.1. ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Надзорными органами МЧС России на третий квартал 2017 г. в области гражданской обороны запланировано 1665 проверок (2016 г. - 1819, уменьшение на 10%).

Проверки, предусмотренные планом плановых проверок на текущий период, проведены в полном объеме.

Всего проведено 2747 проверок (2016 г. - 3448, уменьшение на 20,3%), из них:

1665 - плановых (2016 г. - 1819, уменьшение на 8,4%);

1094 - внеплановых (2016 г. - 1648, уменьшение на 33,6%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1065 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 20 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 9 проверок.

Предписания по результатам проверок в области гражданской обороны судами и вышестоящими должностными лицами не отменялись.

По результатам надзорных мероприятий вручено 1368 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. - 1609, уменьшение на 15%).

В ходе проведенных проверок выявлено 12989 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. - 13343, уменьшение на 2,6%), из них:

8296 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 8725, уменьшение на 4,9%);

4693 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 4618, увеличение на 1,6%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО),

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 70,7% (2016 г. - 75,4%, уменьшение на 4,7%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 2329 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 1826, увеличение на 27,5%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 1110 протоколов (2016 г. - 1009, увеличение на 10%), 821 протокол в отношении должностных лиц (2016 г. - 717, увеличение на 2,8%) и 289 протоколов в отношении юридических лиц (2016 г. - 292, увеличение на 14,5%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 698 лиц (2016 г. - 1050, уменьшение на 33,5%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ - привлечено 451 лицо (2016 г. - 540, уменьшение на 16,5%), 339 должностных лиц (2016 г. - 414, увеличение на 18,1%) и 112 юридических лиц (2016 г. - 126, уменьшение на 11,1%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 5953,128 тыс. руб. (2016 г. - 13131,8 тыс. руб., уменьшение на 54,6%), из них:

на должностных лиц - 1164,412 тыс. руб. (2016 г. - 3328,3 тыс. руб., уменьшение на 42%);

на юридических лиц - 4788,716 тыс. руб. (2016 г. - 9803,5 тыс. руб., уменьшение на 51,1%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 88 (2016 г. - 128, увеличение на 31,2%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - 35 постановлений (2016 г. - 55, увеличение на 36,3%);

по статье 20.7 КоАП РФ - 53 постановления (2016 г. - 73, увеличение на 27,4%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 17 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2016 г. - 3, увеличение в 5,6 р.).

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.

Проведение иных контрольных мероприятий в данном виде надзора, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.

2.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области гражданской обороны

Таблица 3

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
Как часто могут проводиться внеплановые проверки в течение года.
Внеплановые проверки могут проводиться более одного раза в течение года.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановые проверки с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний осуществляются с учетом установленного срока устранения выявленных нарушений и срока давности привлечения к административной ответственности.
2.
Какая периодичность планирования и проведения плановых и внеплановых проверок, т.е. могут ли проводиться плановые проверки одновременно с внеплановыми, а также в течение года до или после плановой проверки.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
Вместе с тем, плановые проверки могут проводиться одновременно с внеплановыми проверками по контролю за ранее выданным предписаниям. В указанных случаях, принимая во внимание различный предмет проверки, издаются два распоряжения на проведение мероприятий по надзору.
3.
Допускается ли выдача предписания с различными сроками выполнения мероприятий.
С учетом характера выявленных нарушений допускается выдача предписаний с различными сроками их устранения.
4.
Каким образом должностное лицо, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, устанавливает срок выполнения предписания.
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, государственный инспектор устанавливает срок устранения выявленных нарушений с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
5.
При проведении внеплановой проверки выданное вновь предписание отменяет ли ранее выданное предписание, сроки которого установлены после проведения плановой проверки.
В соответствии с пунктами 79 - 79.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений невыполнения в установленные в предписании сроки требований законодательства Российской Федерации государственным инспектором выдается новое предписание, в котором устанавливаются новые сроки устранения невыполненных нарушений. При этом, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок которых не истек, переносятся в новое предписание с теми же сроками их устранения. При выдаче нового предписания, ранее выданное предписание признается утратившим силу (за исключением случаев, если в установленном порядке данное предписание или отдельно взятые его положения не обжалованы), при этом принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.
Допускается ли привлечение к административной ответственности должностное лицо объекта надзора и юридическое лицо по одним и тем же нарушениям.
В соответствии со статьями 2.1, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом от 31.12.2001 N 195-ФЗ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований и мероприятий в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Вместе с тем, при привлечении к административной ответственности за виновно совершенное противоправное деяние учитываются положения гражданского законодательства в части, касающейся арендных отношений, установленных статьей 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе положений бюджетных учреждений и положений договоров аренды.
7.
Должны ли проверки по пожарной безопасности и надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводиться одновременно или могут проводиться в разное время.
Проверки на предмет соблюдения требований и мероприятий в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут проводиться в отношении одного юридического лица как одновременно, так и в разные сроки с учетом оснований, предусмотренных статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, надзорными органами МЧС России осуществляются плановые проверки одновременно с учетом соблюдения периодичности, установленной федеральным законодательством. Внеплановые проверки проводятся на основании установленных сроков в выданных предписаниях.

2.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам
по соблюдению требований в области гражданской обороны

1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;

2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования и мероприятия в области гражданской обороны;

3. Руководствоваться требованиями Положения о ведении гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804.

2.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

организаций, эксплуатирующих потенциально опасных объекты;

организаций оборонно-промышленного комплекса;

организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Работа по распределению подконтрольных субъектов надзора по категориям риска (с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации сроков составления планов плановых проверок на 2018 год) в настоящее время продолжается и планируется к завершению 31.12.2017.

Для приведения в соответствии с действующим законодательством разрабатываются необходимые изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358.

Одновременно ведется работа по подготовке проекта приказа МЧС России, устанавливающего форму проверочных листов (списков контрольных вопросов), а также перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области гражданской обороны.

В истекшем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о гражданской обороне, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 N 1041) уточнено, что определение количества подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается в соответствии с Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций").

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2017 N 143):

конкретизированы запасы медицинских средств;

уточнено, что запасы создаются в том числе для оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденными МЧС России;

определено, что в зависимости от целей применения запасы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (в редакции приказа МЧС России от 03.04.2017 N 146) утверждены положения, предусматривающие изменения типа защитных сооружений гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" определены задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (в редакции приказа МЧС России от 31.07.2017 N 309) уточнены категории граждан, подлежащих обеспечению, а также порядок накопления запасов (резервов) средств индивидуальной защиты.

Утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и определению объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления и организациями от 23.05.2017 N 2-4-71-24-11, обеспечивающие единый методический подход федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В нижеприведенной таблице 4 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

2.5. Ответы на актуальные вопросы с руководством
по соблюдению обязательных требований

Таблица 4

N п/п
Содержание вопроса
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным
1.
Требуется ли установка системы пожаротушения в помещениях дизельных электростанций существующих защитных сооружений гражданской обороны
Не требуется при условии, если защитное сооружение спроектировано и введено в эксплуатацию до вступления в силу СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны" и Свода правил СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны".
2.
Возможно ли использование защитного сооружения гражданской обороны, расположенного под административным зданием под зал для занятий фитнесом, в котором предполагается размещение помещений душевых и саун.
В соответствии с требованиями п. 4.5 СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны" защитные сооружения допускается использовать для спортивных занятий, в том числе с душевыми.
Размещение помещений для саун необходимо согласовать с территориальными органами МЧС России.
3.
Какие объекты, расположенные на территории города, отнесенного к группе по гражданской обороне, являются объектами надзорной деятельности в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 субъектами государственного надзора в области гражданской обороны являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Вместе с тем, на сегодняшний день, в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны проводятся в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны.
Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.
4.
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Указанные организации относятся к субъектам надзора в области гражданской обороны.
5.
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны.
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.
Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
7.
Какие критерии планируется использовать по изменению присвоенных ранее объектам надзора категорий риска
В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке субъекта надзора.
8.
Требуется ли организации, не категорированной по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III и IV классов опасности, не имеющей мобилизационного задания, не эксплуатирующей химические опасные производственные объекты, прекращающей работу в военное время, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения. Какой нормативно-правовой акт устанавливает требование к наличию у организаций локальной системы оповещения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон) локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные объекты).
Требования к порядку создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов регламентированы постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.
Создание локальных систем оповещения в организациях, не указанных в статье 9 Федерального закона, не требуется.
9.
Анализ практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанной с применением обязательных требований
ООО "Газпром ПХГ" обратилось в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным предписания, выданным отделом надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области в ходе плановой проверки, в части касающейся оснащения объекта локальной системой оповещения (далее - ЛСО).
Общество ссылается на то, что объект не является ни химически опасным объектом, ни радиационным объектом, ни гидротехническим сооружением, и зоны действия локальной системы оповещения для опасных производственных объектов не определены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.
Ответ. Создание и поддержание готовности ЛСО для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, предусмотрено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Ленинградское УПХГ является опасным производственным объектом I класса опасности, последствия аварии на котором могут выходить за пределы этого объекта и создавать угрозу жизни и здоровья людей.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, недостаточно требований к надежности и безопасности, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляется в соответствии со специальными техническими условиями. Таким образом, до разработки проектной документации на создание локальной системы оповещения, для установления зоны действия локальной системы оповещения Обществу необходимо разработать специальные технические условия.
С учетом вышеизложенного определением Верховного суда от 20 февраля 2017 г. N 307-КГ17-236, удовлетворение заявителю в жалобе отказано.
10.
Анализ практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанной с применением обязательных требований
В 2014 году плановой проверкой по соблюдению требований и мероприятий в области ГО и ЗНиТ, проведенной в отношении ПАО "Ростелеком" (по месту осуществления деятельности Тульского филиала ПАО "Ростелеком") было выявлено 87 нарушений в области ГО и 3 нарушения в области ЗНиТ.
По результатам выявленных нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении юридического лица (ПАО "Ростелеком") по ч. 1 ст. 20.6, по ч. 1, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, а также в отношении должностного лица Тульского филиала ПАО "Ростелеком" по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
На все протоколы в отношении юридического лица Обществом подавались жалобы в суд первой инстанции, которым доводы общества отклонены и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов. Не согласившись с вынесенными постановлениями ПАО "Ростелеком" обжаловало решения суда первой инстанции в районном суде, который также посчитал факты наличия нарушений доказанными.
Кроме того, Обществом неоднократно подавались исковые заявления в арбитражные суды к Главному управлению МЧС России по Тульской области, связанные с понуждением Главного управления исключить из журнала учета защитные сооружения, эксплуатируемые Тульским филиалом ПАО "Ростелком", а также связанные с обжалованием вынесенных в отношении ПАО "Ростелеком" предписаний по устранению выявленных нарушений.
Требования ПАО "Ростелеком" относительно обязания исключения спорных объектов из журнала учета ЗСГО субъекта рассмотрены судами трех инстанций. В удовлетворении исковых требований Заявителю отказано в полном объеме. Защитные сооружения гражданской обороны признаны объектами гражданской обороны и правомерно внесенными в журнал учета защитных сооружений Тульской области.
Также и все предписания судами четырех инстанций признаны законными. Мероприятия, предлагаемые предписаниями к выполнению, соответствующими закону, не нарушающими прав и законных интересов ПАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обязательны для исполнения.
Примечательно, что обжалуя протоколы об административных правонарушениях, а также предписания, обществом выполнялись часть мероприятий, предложенных предписаниями.
Примечателен и тот факт, что Обществом обжаловались все предписания, выносимые органом надзора, по результатам проведения внеплановых проверок. Т.е. Обществом обжаловались предписания, в которых предлагались практически одни и те же мероприятия (за исключением выполненных в установленные сроки). Особого внимания заслуживают доводы, приводимые в обоснование своих позиций. В каждой жалобе, подаваемой в суды в отношении вынесенных предписаний, Обществом приводились новые (отличные от предыдущих) обоснования.
В общей сложности по результатам плановой проверки и трех внеплановых судами рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях, и 4 дела в арбитражных судах (А 68-3657/2015с, А68-7951/2015с, А68-3697/2016, А68-8639/2016).
Доводы представителей ПАО "Ростелеком" по существу сводились к переоценке установленных в ходе проверки обстоятельств, полученных в ходе проверки доказательств, попытках ввести суд в заблуждение, а также к необоснованному затягиванию сроков рассмотрения дел, что в свою очередь свидетельствует о злоупотреблении правом.
Особого внимания заслуживают следующие обстоятельства.
1. Одним из доводов представителей ПАО "Ростелеком" являлся факт приватизации двух защитных сооружений гражданской обороны и наличия свидетельств о праве собственности, что по мнению Заявителя свидетельствовало об отсутствии статуса объектов гражданской обороны у спорных убежищ, т.к. форма собственности у таковых не может быть иной, отличной от федеральной.
Главным управлением в судах четырех инстанций доказан тот факт, что при передаче имущества в порядке приватизации объекты гражданской обороны не были исключены из имущества, передаваемого Обществу, не влечет утрату их статуса как объектов гражданской обороны.
Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 г. N 1-38-4, Госкомимущества РФ от 05 ноября 1996 г. N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны".
- Так же Заявитель считал, что предписание неисполнимо, поскольку объем мероприятий и работ, которые необходимо было выполнить по пяти объектам ЗСГО, явно требовали значительно большего времени, т.к. в большинстве своем требуют выделения значительного объема финансовых средств, приобретения необходимых материалов, заключения договоров с подрядными организациями на проведение ремонтных и иных работ и т.п., а в переносе сроков исполнения предписания Главным управлением заявителю отказано.
Данный довод отклонен судами, т.к. обязанность исполнения требований по содержанию защитных сооружений гражданской обороны возникла не с момента проведения проверки и вынесения предписания, а с момента начала эксплуатации/содержания таковых.
- В обоснование жалобы на предписание в области защиты от чрезвычайных ситуаций Заявитель приводит довод о том, что "в перечень объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, опасные производственные объекты III класса опасности (сети газопотребления N 1 и N 2 Тульского филиала ПАО "Ростелеком"), не включены, а включены объекты связи, в связи с чем ПАО "Ростелеком" не обязано создавать нештатные аварийно-спасательные формирования". Кроме того, к категории по гражданской обороне сама организация (ПАО "Ростелеком") не отнесена, а отнесены лишь отдельные объекты.
Данные доводы отклонены судами учитывая, что организации, которые в силу тех или иных признаков отнесены к категориям по гражданской обороне, наличие опасных производственных объектов III класса опасности является квалифицирующим обстоятельством в вопросе отнесения к субъектам, обязанным создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.