КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2005 г. N 412-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ
НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОРЯКОВ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОДПУНКТАМИ 1 И 4 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 251,
ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 252 И ПУНКТОМ 34 СТАТЬИ 270
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию социальной благотворительной некоммерческой организации "Фонд социальной поддержки моряков" вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации социальная благотворительная некоммерческая организация "Фонд социальной поддержки моряков" оспаривает конституционность следующих положений главы 25 (Налог на прибыль организаций) Налогового кодекса Российской Федерации:
пункта 2 статьи 251, согласно которому к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1), и средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4);
пункта 1 статьи 252, предусматривающего возможность уменьшения налогоплательщиком полученных доходов на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 данного Кодекса), при этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
пункта 34 статьи 270, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 данного Кодекса.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, решением инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 10 ноября 2003 года, принятым по результатам камеральной проверки поданной социальной благотворительной некоммерческой организацией "Фонд социальной поддержки моряков" декларации по налогу на прибыль организаций за 2002 год, признано неправомерным уменьшение налогоплательщиком внереализационных доходов в виде положительной курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту, и доходов в виде процентов, полученных по договорам банковского счета, на расходы в виде благотворительной помощи, расходы на оплату труда и социальные нужды. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 февраля 2004 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2004 года, решение налогового органа признано законным.
По мнению заявителя, подпункты 1 и 4 пункта 2 статьи 251, пункт 1 статьи 252 и пункт 34 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1) и 57, поскольку позволяют правоприменительным органам отказывать некоммерческим благотворительным организациям в учете любых расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, ставят их в неравное положение с коммерческими организациями, что, как полагает заявитель, ведет к взиманию налога на доходы некоммерческих организаций.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, как следует из Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 38 и пункт 1 статьи 53), - наличие у него самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса (статья 247); к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248); налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 данного Кодекса), при этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252); расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252). При этом, по смыслу статьи 315 Налогового кодекса Российской Федерации, итоговая налоговая база за отчетный (налоговый) период образуется в результате сложения суммы прибыли (убытка) от реализации и суммы прибыли (убытка) от внереализационных операций, что исключает возможность уменьшения доходов от реализации на внереализационные расходы, равно как и уменьшение внереализационных доходов на расходы, связанные с производством и реализацией.
Оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 251 и подпункта 34 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают виды целевых поступлений (отчислений), не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций как в виде дохода, так и, соответственно, в виде расхода. Такое регулирование не направлено на нарушение конституционных прав граждан и их объединений, а напротив, является элементом государственной поддержки некоммерческих организаций, созданных в том числе в благотворительных целях (статья 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статья 18 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
Что касается пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, то поскольку налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, независимо от их статуса как коммерческих или некоммерческих (статья 246 Кодекса), некоммерческие организации для целей исчисления налога на прибыль организаций вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения не могут рассматриваться как ставящие его в неравное положение по сравнению с коммерческими организациями и нарушающие его конституционные права, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы социальной благотворительной некоммерческой организации "Фонд социальной поддержки моряков", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ