КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. N 1289-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ЧИРИКОВА ГАВРИЛА ИЛЬИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ "В" ПУНКТА 2 СТАТЬИ
21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.И. Чирикова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.И. Чириков оспаривает конституционность подпункта "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.

Как следует из представленных материалов, избирательная комиссия отказала Г.И. Чирикову в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования в связи с несоблюдением местным отделением Якутского регионального отделения политической партии "Единая Россия" требований к выдвижению кандидата (кандидатура заявителя не была согласована с региональным отделением). 16 января 2012 года Г.И. Чириков подал заявление о выходе из названной партии и 17 января 2012 года был выдвинут кандидатом на тех же выборах Якутским региональным отделением политической партии "Справедливая Россия". Решением избирательной комиссии от 19 января 2012 года он был зарегистрирован в качестве кандидата, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) данное решение признано незаконным. При этом суд пришел к выводу, что согласно положениям устава политической партии "Единая Россия" прекращение (независимо от оснований) членства в партии оформляется соответствующим решением ее руководящего органа с последующим снятием с партийного учета, а значит, Г.И. Чириков не перестал быть членом названной партии с момента подачи им заявления 16 января 2012 года и не мог быть выдвинут кандидатом другой политической партией. Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, позволяя политической партии определять в своем уставе условия и порядок добровольного выхода из нее, лишает граждан права беспрепятственно выходить из политической партии, а потому противоречит статье 30 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Подпункт "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", закрепляя в качестве обязательного требования к уставу политической партии наличие в нем положений, определяющих условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, не предполагает реализацию этого требования политической партией вопреки иным положениям данного Федерального закона, в том числе его статье 2, предусматривающей право граждан на беспрепятственный выход из политической партии. Следовательно, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Разрешение же вопроса о том, являлся ли Г.И. Чириков членом политической партии "Единая Россия" на момент принятия избирательной комиссией решения о его регистрации кандидатом на муниципальных выборах, относится к компетенции судов общей юрисдикции и, как и проверка законности и обоснованности принятых по делу заявителя судебных постановлений, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чирикова Гаврила Ильича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.А. ГАДЖИЕВА

1. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.И. Чирикова, посчитав, что жалоба является недопустимой.

Гражданин Г.И. Чириков оспаривает конституционность примененного в его деле подпункта "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.

Как следует из материалов дела, 13 января 2012 года избирательная комиссия отказала Г.И. Чирикову в регистрации кандидатом на должность главы муниципального района в связи с тем, что его кандидатура не была согласована с региональным отделением партии "Единая Россия". 16 января 2012 года Г.И. Чириков написал заявление о выходе из партии "Единая Россия", зарегистрировав его в местном отделении партии. 17 января того же года он был выдвинут от партии "Справедливая Россия" кандидатом на должность главы муниципального района, а 19 января избирательная комиссия зарегистрировала его в этом качестве. Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) своим решением отменила регистрацию Г.И. Чирикова в качестве кандидата на должность главы муниципального района на том основании, что на момент его выдвижения Якутским региональным отделением партии "Справедливая Россия" и регистрации его кандидатом на должность главы его членство в партии "Единая Россия" в установленном порядке прекращено не было. Судьей Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Г.И. Чирикову отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судом кассационной инстанции.

2. Федеральный закон "О политических партиях" устанавливает свободу партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности в пределах, допускаемых действующим законодательством. Партиям гарантируется партийная автономия, но только при условии, если внутренняя организация партии осуществляется в соответствии с конституционно-демократическими принципами, которые распространяются и на сферу отношений, связанных с прекращением членства в партии. Названный Федеральный закон не закрепляет подробный перечень оснований прекращения членства в политической партии, отдавая его на усмотрение уставов самих партий. Анализ партийных уставов выявляет такие формы прекращения партийной деятельности, как добровольный выход из партии по личному заявлению, исключение из партии по инициативе уполномоченного партийного органа и выбытие из партии. Такая форма прекращения, как выход из партии, вытекает из принципа добровольного характера деятельности политической партии (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях").

Федеральный закон "О политических партиях" содержит нормы, которые истолковываются в практике деятельности политических партий как предоставляющие партии право определять в ее уставе условия и порядок утраты членства в партии (подпункт "в" пункта 2 статьи 21). При этом статья 2 того же Федерального закона предусматривает право беспрепятственно выходить из политической партии. Данные законоположения, как свидетельствует практика партийного строительства в Российской Федерации, не исключают их произвольного толкования, тем самым нарушая конституционный принцип добровольности пребывания человека в объединении - никто не может быть принужден к пребыванию в нем (статья 30, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Конституционно-правовые отношения, возникающие между партиями и государством, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "О политических партиях", таковы, что решение вопроса о моменте и порядке прекращения членства в партии - то ли в момент подачи заявления о выходе из партии, то ли после того, как заявление будет удовлетворено, - не изъято полностью из сферы государственного правового регулирования.

Устав политической партии "Единая Россия" предусматривает, что прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина (пункт 4.3.1) со дня принятия решения об исключении ее члена из партии соответствующим руководящим органом (пункт 4.3.7). При этом срок для рассмотрения заявления не предусмотрен. С учетом сложившейся правоприменительной практики возникает неопределенность в вопросе о том, с какого момента членство в партии считается прекращенным?

Таким образом, оспоренное заявителем законоположение, примененное судами в его деле, затрагивает его конституционные права, а потому его жалоба отвечает критерию допустимости (статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и ее следовало принять к рассмотрению (статьи 42 и 43 того же Федерального конституционного закона).