Статья 27.19 КоАП РФ. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
1. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, либо отмены постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, либо изменения данного постановления в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 настоящего Кодекса.
2. Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
3. В специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании постановления судьи, которое подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
4. В специально отведенное для этого помещение пограничного органа помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.
Комментарий к статье 27.19 КоАП РФ
1. Комментируемая ст. 27.19 КоАП РФ посвящена помещению в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлена на обеспечение исполнения одного из видов административного выдворения (ст. 3.10 КоАП РФ) - принудительного выдворения, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).
Специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
В части 1 комментируемой статьи закрепляется, что помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, как обеспечительная мера, заключается:
- в их препровождении в специальные учреждения;
- либо в их препровождении в специально отведенные для этого помещения пограничных органов;
- во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Особенностью данной обеспечительной меры является ее личный характер, при котором данная она применяется к физическому лицу, совершившему административное правонарушение. При этом субъектом применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются специальные субъекты административной ответственности, наделенные статусом иностранного гражданина или лица без гражданства.
Следует отметить, что в данной статье отсутствует регламентация процессуальных сроков, поэтому применение указанной обеспечительной меры продолжается вплоть до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебной практике установление в постановлении суда срока временного содержания признано не соответствующим положениям ст. 27.19 КоАП РФ, определяющим то обстоятельство, до наступления которого иностранные граждане или лица без гражданства, подлежащие принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, временно содержатся в вышеуказанных специальных учреждениях.
Таким обстоятельством законодатель признал момент принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (Постановление Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N 7-АД15-2).
Подобный подход законодателя противоречит ст. 22 Конституции РФ, допускающей арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающей срок досудебного задержания лица 48 часами. В связи с этим в научной литературе указывается на необходимость установить срок содержания лиц, привлеченных к административной ответственности, в специальных учреждениях до исполнения административного выдворения, поскольку в противном случае выдворяемые лица фактически лишаются свободы на неопределенное время (Селезнев В.А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. 2016. N 2. С. 93 - 104).
Обязанность по препровождению иностранных граждан и лиц без гражданства в специальные учреждения, предусмотренные Законом N 115-ФЗ, возложена:
на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в случае вынесения постановления по делу об административном правонарушении судьей (ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Приказом ФССП России от 17.12.2015 N 596 "Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов");
на должностных лиц пограничных органов на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа - в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации (Приказом ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства").
2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что содержание в специальных учреждениях применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".
Содержание в специальных учреждениях применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их.
Данными Правилами определен порядок приема и содержания иностранных граждан:
Специальное учреждение осуществляет прием и размещение поступивших иностранных граждан при наличии соответствующего решения суда или Министра внутренних дел РФ (его заместителя) либо руководителя (начальника) соответствующего территориального органа Министерства внутренних дел РФ.
В специальных учреждениях создаются бытовые условия для содержащихся иностранных граждан, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности.
Сведения об иностранных гражданах, поступивших в специальное учреждение, заносятся сотрудником (работником) специального учреждения в журнал учета приема иностранных граждан в специальное учреждение.
При поступлении в специальное учреждение иностранные граждане подлежат личному досмотру, дактилоскопированию и фотографированию.
На каждого иностранного гражданина, поступившего в специальное учреждение, заводится личное дело, к которому приобщаются материалы, касающиеся административного выдворения, депортации или реадмиссии данного иностранного гражданина, опись личных вещей и предметов, имеющихся у данного иностранного гражданина при поступлении в специальное учреждение, полученных в передачах и посылках либо выданных специальным учреждением в пользование.
При поступлении иностранного гражданина в специальное учреждение медицинским работником специального учреждения проводятся опрос и медицинский осмотр данного лица.
Правила устанавливают следующие требования к содержанию иностранных граждан в специальных учреждениях:
Иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4,5 кв. метра на 1 человека. Помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров.
В специальном учреждении раздельно содержатся:
а) лица мужского пола и женского пола, за исключением случаев совместного содержания супругов и близких родственников;
б) лица, имеющие признаки инфекционного заболевания, которые изолируются в специально оборудованные помещения (инфекционные изоляторы) до момента их помещения в специализированные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями в стационарных условиях.
Иностранные граждане, поступившие и содержащиеся в специальных учреждениях, с признаками психического заболевания изолируются от окружающих в отдельное помещение специального учреждения до направления их в медицинскую организацию.
Иностранные граждане, содержащиеся в специальных учреждениях, обеспечиваются питанием по установленной норме, организуется их материально-бытовое обеспечение.
В день осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии иностранным гражданам и лицам без гражданства возвращаются под расписку принятые у них на хранение при поступлении в специальное учреждение документы, деньги, ценные вещи и прочие предметы.
Следует отметить, что расходы, связанные с помещением в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять указанные мероприятия (Постановление Правительства РФ от 24.10.2002 N 769 "Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны").
3. Частью 3 комментируемой статьи определено, что в специальное учреждение иностранный гражданин или лицо без гражданства помещается на основании постановления судьи.
Данное постановление судьи:
- подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. К такому органу относится Федеральная служба судебных приставов (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов") - обеспечение установленного порядка деятельности судов. Кроме того, в исключительных случаях данные функции возложены на должностных лиц пограничных органов;
- исполняется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. Данная функция в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.
Последним и утвержден порядок исполнения постановления судьи (см.: Приказ Минюста России от 11.09.2014 N 191 "Об утверждении Порядка исполнения Федеральной службой судебных приставов постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации").
Согласно данному документу постановление судьи о помещении лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение подлежит немедленному исполнению и заключается в препровождении судебным приставом этого лица из здания суда до специального учреждения и его передаче уполномоченному сотруднику специального учреждения.
При осуществлении препровождения лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение судебный пристав имеет право применить к нему физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных ст. ст. 15 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Судебный пристав получает в суде две заверенные надлежащим образом копии постановления и документы, удостоверяющие личность лица (при их наличии), в отношении которого вынесено постановление.
В специальном учреждении лицо, подлежащее выдворению, передается уполномоченному сотруднику специального учреждения. Одновременно с лицом, подлежащим выдворению, сотруднику специального учреждения передаются постановление и документы, удостоверяющие его личность (при их наличии). На второй копии постановления проставляется отметка о передаче лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение, а также о переданных вместе с ним документах, которая передается судебному приставу.
Судебным приставом вторая копия постановления судьи передается судебному приставу-исполнителю или иному должностному лицу структурного подразделения судебных приставов, которому поручено ведение номенклатурных дел об административном выдворении.
О помещении в специальное учреждение лица, подлежащего выдворению, судебный пристав незамедлительно уведомляет структурное подразделение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность помещения иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в специально отведенное для этого помещение пограничного органа на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.
Порядок помещения иностранных граждан или лиц без гражданства в специально отведенное для этого помещение пограничного органа урегулирован Приказом ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства".
Уполномоченное должностное лицо пограничного органа при выявлении административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, за которое в качестве меры административного наказания может быть назначено административное выдворение иностранного гражданина, задерживает иностранного гражданина в административном порядке, составляет протокол об административном задержании. Задержанный иностранный гражданин содержится в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении задержанного иностранного гражданина могут применяться иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ (п. 7).
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, информация об административном задержании иностранного гражданина направляется должностным лицом пограничного органа в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного иностранного гражданина указанная информация должна быть направлена безотлагательно (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. 1991. С. 124 - 147 (п. 8)).
В случае, когда документирование выдворяемого иностранного гражданина задерживается либо имеются иные обстоятельства, препятствующие исполнению постановления об административном выдворении иностранного гражданина, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение указанное постановление, направляет соответствующие материалы судье для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 25).
В случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специально отведенном помещении пограничного органа либо в специальном учреждении, создаваемом в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта РФ, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в течение суток после вынесения судьей указанного постановления направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в указанном помещении либо учреждении в соответствующий департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина (п. 31).
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"
Издательство "РосБух", 2019 год