Статья 27.18 КоАП РФ. Залог за арестованное судно
1. Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
2. Залог за арестованное судно может применяться в отношении российских и иностранных судов, зарегистрированных в Российской Федерации или иностранном государстве и явившихся орудием совершения одного из административных правонарушений, административная ответственность за которые установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса.
3. Залог за арестованное судно применяется в обязательном порядке в отношении иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, в случае ходатайства любого из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.
4. Ходатайство о применении залога за арестованное судно в письменной форме направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, при получении ходатайства о применении залога за арестованное судно обязано немедленно, а в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств административного правонарушения в течение трех суток направить указанное ходатайство со всеми материалами дела в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
5. Решение о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога принимается судом в срок не более десяти дней со дня получения ходатайства, указанного в части 4 настоящей статьи, от любого из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи. При поступлении такого ходатайства от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи, срок принятия решения о применении залога за арестованное судно может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней.
6. Размер залога за арестованное судно определяется судом с учетом размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса, и (или) с учетом определяемых на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения и (или) размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения. При определении размера залога за арестованное судно учитываются обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 настоящего Кодекса.
7. Размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса.
8. Решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса.
9. Копии определения о применении залога за арестованное судно вручаются должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, залогодателю или его законному представителю, физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю указанного юридического лица либо защитнику. Залогодателю или его законному представителю разъясняется порядок возвращения залога за арестованное судно и его обращения в доход государства.
10. Деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. О принятии указанного залога судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
11. О применении залога за арестованное судно федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага иностранного судна в Российской Федерации.
12. В случае совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, с использованием судна, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за арестованное судно, по судебному решению указанный залог обращается в доход государства.
Комментарий к статье 27.18 КоАП РФ
Комментируемая ст. 27.18 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении как залог за арестованное судно.
В части первой комментируемой статьи КоАП РФ определяется содержание залога за арестованное судно как меры обеспечения производства по делу об административному правонарушении. Залог за арестованное судно состоит во внесении денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В качестве целей залога за арестованное судно в научной литературе называются (Соколов А.Ю. Залог за арестованное судно как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. N 1. С. 118):
- обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
- недопущение повторного совершения одного из указанных в ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ правонарушений;
- обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении в качестве административного наказания административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения.
При этом данная мера обеспечения производства по делу об административному правонарушении оценивается как весьма удачный шаг законодателя, поскольку залог: 1) позволяет сочетать оптимальную степень принуждения с одновременным соблюдением конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу; 2) не лишает данное лицо возможности владения, пользования, распоряжения судном; 3) связывает свободу его действий угрозой имущественных потерь; 4) одновременно обеспечивает нормальный ход производства по делу об административном правонарушении; 5) исключает расходы, связанные с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: Норма, 2015. 320 с.).
Залог за арестованное судно может быть внесен:
- лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ;
- судовладельцем арестованного судна;
- страховщиком арестованного судна;
- компетентным органом государства флага арестованного судна.
Физическое или юридическое лицо, на которое возлагается обязанность по внесению залога за арестованное судно, должно быть привлечено к административной ответственности на совершение следующих административных правонарушений:
"нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море" (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ);
"нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.18 КоАП РФ);
"нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.19 КоАП РФ);
"незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.20 КоАП РФ);
"те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ, судовладельцем является лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Страховщиком по договору морского страхования страховщиком признается лицо, которое обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки (ст. 246 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Компетентным органом государства флага судна признается дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, где зарегистрировано судно. Согласно ст. 16 Кодекса торгового мореплавания РФ, судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты его государственной регистрации.
В части второй комментируемой статьи закреплены условия применения залога за арестованное судно:
- может применяться в отношении российских и иностранных судов;
- судна должны быть зарегистрированы в Российской Федерации или иностранном государстве;
- данные судна должны являться орудием совершения административных правонарушений, административная ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ.
Залог как обеспечительная мера может применяться как в обязательном порядке, так и на усмотрение лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. В части 3 комментируемой статьи в качестве обязательного условия применения залога называется ходатайство любого из лиц, наделенных правом внесения залога, при совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ст. 1 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").
Исключительная экономическая зона Российской Федерации в законодательстве определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").
В части 4 комментируемой статьи определен порядок применения меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде залога за арестованное судно. Ходатайство о применении залога за арестованное судно в письменной форме направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
В случае подачи ходатайства должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, при получении ходатайства о применении залога за арестованное судно оно обязано немедленно направить указанное ходатайство со всеми материалами дела в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
Из данного правила допускается исключение, в соответствии с которым в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств административного правонарушения ходатайство направляется в суд в течение трех суток.
В части 5 комментируемой статьи определен субъект принятия решения о применении залога за арестованное судно и срок принятия такого решения. Ходатайство лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельца арестованного судна, страховщика арестованного судна или компетентного органа государства флага арестованного судна рассматривается судом в срок не более десяти дней со дня его получения. В то же время из данного правила есть исключение. Так, при поступлении ходатайства от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, за исключением случаев, когда судно является орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, срок принятия решения о применении залога за арестованное судно может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней.
К числу участников производства по делу об административном правонарушении следует отнести лиц, перечисленных в гл. 25 КоАП РФ: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ); потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ); законных представителей физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ); законных представителей юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ); защитника и представителя (ст. 25.5 КоАП РФ); прокурора (ст. 25.11 КоАП РФ).
В части 6 комментируемой статьи определен порядок установления размера залога за арестованное судно. Усмотрение суда в установлении размера залога ограничивается:
- размером административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ;
- и (или) определяемой на основании заключения эксперта стоимости судна и других орудий совершения административного правонарушения;
- и (или) размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения.
Указанные альтернативные обстоятельства применяются в совокупности либо самостоятельно.
При определении размера залога за арестованное судно физического лица в обязательном порядке учитываются следующие обстоятельства:
- характер совершенного им административного правонарушения;
- личность виновного;
- его имущественное положение;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
- обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При определении размера залога за арестованное судно юридического лица учитываются следующие обстоятельства:
- характер совершенного им административного правонарушения;
- имущественное и финансовое положение юридического лица;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
- и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При установлении размера залога за арестованное судно требуется учет всех перечисленных обстоятельств. Так, в судебной практике отмечается, что определение размера залога, исходя из рыночной стоимости морского судна, в случае многократного превышения максимального размера административного штрафа и суммы ущерба не отвечает требованиям разумности, справедливости, является несоразмерным (решение Камчатского краевого суда от 25 июля 2012 года по делу N 7-99/2012).
В части 7 комментируемой статьи установлен минимальный порог определения размера залога за арестованное судно, при котором размер залога не может быть менее:
- размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения;
- максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.
Часть 8 комментируемой статьи определяет форму решение судьи о применении залога за арестованное судно и порядок его обжалования. Решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ.
Определение судьи о применении залога за арестованное судно может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ, что является единственным случаем обжалования решений процессуального характера, принимаемых судьями (Якимов А.Ю. Виды решений, принимаемых судьями судов общей юрисдикции при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. N 3. С. 29 - 37).
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ правом обжалования определения о залоге за арестованное судно наделяется физическое или юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладелец, страховщик или компетентный орган государства флага судна.
Жалоба на определение судьи о залоге за арестованное судно подается судье, который вынес указанное определение.
В части 9 комментируемой статьи установлен круг лиц, которым вручается копия определения суда о применении залога за арестованное судно:
- должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении,
- залогодателю или его законному представителю;
- физическому или юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- законному представителю указанного юридического лица либо защитнику.
Одновременно залогодателю или его законному представителю разъясняется порядок возвращения залога за арестованное судно и его обращения в доход государства.
Внесение залога за арестованное судно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом, если залогодателем является российское лицо, залог вносится в валюте Российской Федерации (ст. 9), если залогодателем является иностранное лицо, залог вносится в российской или иностранной валюте (ст. 6).
В соответствии с частью 10 комментируемой статьи деньги, являющиеся предметом залога за арестованное судно, вносятся на депозитный счет суда, избравшего данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. О принятии указанного залога судом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
В части 11 комментируемой статьи установлено требование незамедлительного уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства флага иностранного судна в Российской Федерации о применении залога за арестованное судно.
Такое уведомление осуществляет Министерство иностранных дел - федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выполняющий свои функции в соответствие с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации".
Дипломатическое представительство и консульское учреждение - органы внешних сношений, функции которых определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях, заключенной в г. Вене 18.04.1961, и Венской конвенцией о консульских сношениях, заключенной в г. Вене 24.04.1963.
Государством флага иностранного судна признается государство, где данное судно зарегистрировано. Так, согласно ст. 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), заключенной в г. Монтего-Бее 10.12.1982, каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.
В части 12 комментируемой статьи установлены обстоятельства, при наличии которых за арестованное судно обращается в доход государства.
Залог обращается в доход государства на основании судебного решения в случае совершения с использованием судна административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17, ст. ст. 8.18 - 8.20, ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ.
Таким образом, угрозой обращения залога по судебному решению в доход государства обеспечивается недопущение повторного совершения однородного административного правонарушения с использованием судов, в отношении которых применена рассматриваемая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: Норма, 2015).
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"
Издательство "РосБух", 2019 год