Статья 26.8 КоАП РФ. Показания специальных технических средств
1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 26.8 КоАП РФ
В комментируемой статье 26.8 КоАП РФ закреплен самостоятельный вид доказательств - показания специальных технических средств.
Специальные технические средства следует отличать от специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ответственность за незаконное использование которых предусмотрена ст. 20.24 КоАП.
Согласно части 1 комментируемой статьи, под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Средства измерения в правоприменительной деятельности наиболее часто используются в процессе доказывания.
Из содержания комментируемой статьи можно сделать вывод, что к специальным техническим средствам предъявляются следующие требования:
- такие приборы должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения. В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.
Порядок утверждения технических средств в качестве средств измерения определен Законом N 102-ФЗ.
Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (см. Приказ Минпромторга России от 25.06.2013 N 971 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений");
- такие приборы должны иметь соответствующие сертификаты и пройти метрологическую поверку.
Сертификат об утверждении типа средства измерения - это документ, выдаваемый по результатам испытаний уполномоченным на то государственным органом, подтверждающий его соответствие установленным метрологическим нормам и требованиям по безопасности и допуск к применению на территории Российской Федерации.
В настоящее время сертификат об утверждении типа средства выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Такие сертификаты выдаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Измерительные приборы иностранного производства также должны пройти процедуру утверждения и быть снабжены российскими сертификатами.
При этом любое средство измерения, утвержденное в установленном порядке, должно быть внесено в государственный реестр средств измерений, который является разделом Федерального информационного фонда "Сведения об утвержденных типах средств измерений" и предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Росстандартом.
Обязанность ведения реестра средств измерений возложена на ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии и стандартизации (ФГУП ВНИИМС) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений установлен в Правилах по метрологии ПР 50.2.011-94 "Порядок ведения Государственного реестра средств измерений" (приняты Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 N 8).
Поверка средств измерений означает совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Закона N 102).
Метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (п. 14 ст. 2 Закона от N 102).
Поверке подлежат все средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Первичной поверке подвергаются средства измерений до ввода в эксплуатацию и после ремонта, а периодической - средства измерений в процессе эксплуатации. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (ч. 1 ст. 13 Закона N 102-ФЗ).
Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. N 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства средств измерений государственными региональными центрами метрологии (Постановление Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии").
В случае несоответствия средств измерения предъявляемым требованиям доказательства, полученные с помощью таких измерительных приборов, не отвечают принципу допустимости.
В судебной практике отмечается, что использование в ходе государственного контроля (надзора) средств измерения, в отношении которых не принято решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям, при несогласии представителя лица, в отношении которого проводится проверка, а также в отсутствие понятых и бесконтрольных замеров ставит под сомнение результаты измерений такими средствами (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 N 16АП-46/2015 по делу N А63-8708/2014).
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации правомерность использования измерительных приборов из числа моделей технических средств при измерении скорости движения транспортного средства, концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе; диагностике технического состояния, параметров транспортного средства и состояния автомобильных дорог доказательства, полученные с использованием технических средств, перечисленных в ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ, могут быть признаны судом надлежащими доказательствами в том случае, если они присутствуют в Перечне основных технических средств, используемых в деятельности ГИБДД для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2008 г.).
Согласно части 2 комментируемой статьи показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административных правонарушениях или в постановлении по делу об административном правонарушении, принятом в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ. При применении специальных технических средств в протоколе об административном правонарушении указываются наименование используемого прибора, а также его показания.
Если в процессе рассмотрения дела возникли спорные вопросы относительно достоверности результатов измерения, исправности прибора или пригодности его к эксплуатации либо у судьи, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело, появились такие сомнения, они должны обратиться в соответствующие органы или службы для проведения экспертной поверки данного средства измерения. Об этом могут также ходатайствовать лица, в отношении которых ведется производство по делу, потерпевшие, защитники и представители (решение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2009 N 12-37/09; решение Санкт-Петербургского городского суда от 14.07.2009 N Ж-71/09).
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"
Издательство "РосБух", 2019 год