Статья 16.8 КоАП РФ. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.8 КоАП РФ
Статья 16.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам. Обязательным является нахождение водного судна или другого плавучего средства под таможенным контролем.
Санкции за рассматриваемое административное правонарушение устанавливаются либо в виде предупреждения, либо в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
Объектом состава правонарушения, установленного комментируемой статьей, является порядок таможенного контроля водных судов и других плавучих средств.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ, выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну либо другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, т.е. используемое:
- для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;
- рыболовства;
- проведения морских ресурсных исследований;
- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
- лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;
- поисковых и спасательных операций;
- подъема затонувшего в море имущества;
- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- защиты и сохранения морской среды;
- проведения морских научных исследований;
- учебных, спортивных и культурных целей;
- иных целей.
К плавучим средствам принято относить суда, паромы, буксиры, лихтеры, надувные плоты, гребные лодки, а также те, для которых судоходные качества являются второстепенными: плавучие крапы, земснаряды, плавучие и работающие под водой доки, буровые и др.
Указанные в диспозиции комментируемой статьи действия допускаются при форс-мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций (п. 10 Приказа ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами").
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются физические лица, должностные лица, юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ, является также владелец судна, допустившего нарушение правил причаливания к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 05АП-10373/2014 по делу N А51-13752/2014).
Субъективная сторона выражается виной в форме умысла или неосторожности.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
Издательство "РосБух", 2019 год