Статья 16.6 КоАП РФ. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
1. Непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.6 КоАП РФ
Статьей 16.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств и сообщению об этом или перевозке товаров и транспортных средств в ближайший таможенный орган.
При этом, как свидетельствует судебная практика, если рассматриваемое правонарушение, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не наносит значительного ущерба государственным органам и общественным интересам, оно может быть признано малозначительным (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2009 по делу N А11-6588/2008-К2-23/391), а следовательно, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.6 КоАП РФ, является порядок перевозки товаров через таможенную границу или в соответствии с процедурой таможенного транзита.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в форме бездействия перевозчика, которое характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом.
Авария в таможенном законодательстве определяется как вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы (подп. 1 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Понятие непреодолимой силы таможенное законодательство не содержит, вследствие чего применяется норма ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к действиям непреодолимой силы относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким действиям можно отнести стихийные бедствия, военные действия и т.д.
Случаи безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, не составляют объективной стороны рассматриваемого состава правонарушения, а следовательно, за них ответственность не наступает.
Объективная сторона ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ характеризуется невыполнением перевозчиком обязанности уведомить таможенные органы об обстоятельствах, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо обеспечить перевозку товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место.
Несообщение перевозчиком таможенному органу о неисправности транспортного средства, препятствующей перевозке находящихся под таможенным контролем товаров, также влечет за собой наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 10.03.2006 N КА-А40/1155-06 по делу N А40-38421/05-130-283).
Субъект административного правонарушения по ч. ч. 1 и 2 ст. 16.6 КоАП РФ - специальный - перевозчик. В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС.
Субъективная сторона рассматриваемых составов правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
Издательство "РосБух", 2019 год