Статья 16.20 КоАП РФ. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами
Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами
1. Пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа и (или) передача таких товаров другим лицам, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.20 КоАП РФ
Статья 16.20 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами.
Пользование и распоряжение условно выпущенными товарами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Размер административного штрафа ставится в зависимость от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства"). Следовательно, таможенный орган обязан доказать обоснованность определения стоимости товара, которая применена им для расчета размера административного штрафа (ч. 3 ст. 189 АПК РФ), а суд проверить (в том числе по своей инициативе) примененную таможенным органом для исчисления размера административного штрафа стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, независимо от того, оспаривались ли декларантом в суде решения таможенного органа, касающиеся определения таможенной стоимости товара (ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ).
Пользование и распоряжение арестованными товарами без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.
Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 16.20 КоАП РФ, выступает порядок пользования и распоряжения условно выпущенными и арестованными товарами.
Объективная сторона ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ выражается в пользовании условно выпущенными товарами, передаче их во владение или в пользование, продаже условно выпущенных товаров либо распоряжении ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, за исключением пользования или распоряжения товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передачи права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
В соответствии со ст. 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:
1) применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;
3) в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами о вступлении в ЕАЭС применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС.
Объективная сторона ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ характеризуется противоправными действиями, выразившимися в пользовании арестованным товаром без разрешения таможенного органа и (или) передаче таких товаров другим лицам, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 16.20 КоАП РФ, являются должностные лица, юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ привлекаются также физические лица.
Субъективная сторона незаконного пользования или распоряжения условно выпущенными товарами либо арестованными товарами может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
Издательство "РосБух", 2019 год