Статья 13.11.1 КоАП РФ. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера
Статья 13.11.1. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера
Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, -
влечет наложение административного штрафа на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Комментарий к статье 13.11.1 КоАП РФ
Комментируемая ст. 13.11.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.
Объектом правонарушения по ст. 13.11.1 КоАП РФ являются трудовые отношения. Непосредственным объектом правонарушения является право лица на отсутствие дискриминации при приеме на работу.
Объективная сторона правонарушения выражается в распространении информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа от 500 до 1 000 рублей на граждан, от 3 000 до 5 000 рублей на должностных лиц, от 10 000 до 15 000 рублей на юридических лиц.
Запрет на дискриминацию в сфере труда установлен ст. 3 Трудового кодекса РФ.
Информацией, содержащей ограничения дискриминационного характера, является информация о преимуществах либо ограничениях при приеме на работу в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, например наличия ВИЧ-инфекции (ст. 3 Трудового кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Согласно Информации Минтруда России от 24.07.2013 под распространением информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинопрограммах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, распространение в виде печатной продукции, в том числе в виде листовок и буклетов, рекламной продукции, совмещающей информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, а также аудиовизуальной продукции, в виде объявлений на досках в общественных местах и т.д.
Анализ судебной и административной практики показывает, что наиболее частым способом совершения рассматриваемого административного правонарушения является указание в объявлениях о поиске работников пола и возраста потенциальных кандидатов. В то же время встречаются и иные случаи совершения правонарушения, предусмотренного ст. 13.11.1 КоАП РФ: например, в последние годы нередко можно встретить практику привлечения работодателей к административной ответственности за установление в объявлениях требований об отсутствии вредных привычек у соискателей (см. например: Постановление Пермского краевого суда Пермского края от 12 января 2017 г. N 44А-16/2017 4А-16/2017 4А-1611/2016 по делу N 44А-16/2017; решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 21 декабря 2016 г. N 12-698/2016 по делу N 12-698/2016; и др.); предъявлении к ним требований имущественного характера - наличие личного автомобиля (например, решение Железнодорожного районного суда г. Самары Самарской области от 19 января 2017 г. N 12-1263/2016 12-36/2017 по делу N 12-1263/2016).
В некоторых случаях работодатели пытаются замаскировать установление в объявлениях дискриминационных требований к кандидатам путем указания на то, что эти требования носят необязательный характер, являются лишь "рекомендациями".
ПРИМЕР.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Невинномысска от 20.10.2016 ИП Колесниченко О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11.1 КоАП РФ "Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера", и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 3 000 рублей за то, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "работа" сайта http//www.nevinkaonLine.ru, владельцем и администратором которого является Колесниченко О.В., Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 19.08.2016 обнаружена информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащая ограничения дискриминационного характера, а именно: на вакансию N 16222, размещенную 17.08.2016, приглашается "заправщик (бензин, газ), пол муж. Возраст: 18 - 30", на вакансию N 16223, размещенную 17.08.2016, приглашается: "бармен, пол: жен., возраст: от 20", на вакансию N 16228, размещенную 18.08.2016, приглашается "диспетчер, пол: жен., возраст: 22 - 60".
Будучи несогласным с указанным постановлением, лицо, привлеченное к административной ответственности - ИП Колесниченко О.В., подало на него жалобу, в обоснование доводов которой указало, что считает оспариваемое постановление мирового судьи незаконным и необоснованным. В частности, он полагал, что в распечатках "снимков с экрана", приложенных к протоколу об административном правонарушении, нет никаких требований дискриминационного характера, о которых говорится в протоколе. Во всех вакансиях, судя по распечаткам, содержатся требования об образовании соискателя и его опыте работы, и ни в одной вакансии нет требований к кандидатам по возрасту и полу.
В указанных вакансиях в отдельном текстовом блоке содержится информация о том, что "Вакансия особо рекомендуется для граждан...", и далее вариативно указан пол и возраст. В этом же блоке, строкой ниже, прописано, что это "не нарушающие закон дискриминационные требования к соискателям на должность".
Тем самым, как полагает заявитель, соискатели дополнительно и недвусмысленно ставятся в известность о том, что это не какие-либо требования к кандидату.
В связи с чем ему не ясно, на основании чего "должностными лицами" министерства был сделан вывод о том, что это именно "требования". При этом ни о каких лингвистических экспертизах, объясняющих трансцендентность позиции "должностных лиц" из министерства труда СК, в протоколе об административном правонарушении не указывается, и их результаты не содержатся в материалах дела.
Однако, оценив его доводы, суд пришел к выводу, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "работа" сайта http//www.nevinkaonLine.ru, владельцем и администратором которого является Колесниченко О.В., Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 19.08.2016 обнаружена информация о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащая ограничения дискриминационного характера.
На этой основе суд решил: постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Невинномысска от 20.10.2016 о привлечении ИП Колесниченко О.В. к административной ответственности по ст. 13.11.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей в доход государства - оставить без изменения (решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 7 декабря 2016 г. N 12-239/2016 по делу N 12-239/2016).
Субъектом правонарушения является лицо, распространяющее информацию о свободных (вакантных) рабочих местах, содержащую ограничения дискриминационного характера. Как указал Самарский областной суд в Постановлении от 17.02.2015 по делу N 4а-147\2015, к административной ответственности могут быть привлечены не только работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), но и редакции средств массовой информации (организации, учреждения, предприятия либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации), владельцы сайтов или уполномоченные ими лица, которые ответственны за размещение информации на этих сайтах, за сам факт размещения сведений, распространенных третьими лицами, должностные лица.
При этом согласно п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", согласно которому редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, содержащихся в текстах, которые не подлежат редактированию в соответствии с Законом о СМИ, например на форуме читателей материалов сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, комментарии которых размещаются без предварительного редактирования. Это не относится к сайтам, не зарегистрированным в качестве средств массовой информации (Егоров В. Штраф за объявление о найме работника // ЭЖ-Юрист. 2016. N 30. С. 10).
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"
Издательство "РосБух", 2019 год