Статья 55.3 Градостроительный кодекс РФ. Виды саморегулируемых организаций
Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Комментарий к статье 55.3 Градостроительный кодекс РФ
1. Настоящая статья определяет разновидности ГрСРО (само ее название ввиду требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ с 1 июля 2017 будет звучать как "Виды саморегулируемых организаций"). Речь идет о следующих видах:
1) СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Указанные виды деятельности конкретизированы в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624. В частности, определено, что к инженерным изысканиям относятся:
1) работы в составе инженерно-геодезических изысканий (например, создание опорных геодезических сетей, геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами);
2) работы в составе инженерно-геологических изысканий (например, гидрогеологические исследования, инженерно-геофизические исследования);
3) работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий (например, метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов, исследования ледового режима водных объектов);
4) работы в составе инженерно-экологических изысканий (например, инженерно-экологическая съемка территории);
5) работы в составе инженерно-геотехнических изысканий (например, проходка горных выработок с их опробованием и лабораторные исследования механических свойств грунтов с определением характеристик для конкретных схем расчета оснований фундаментов);
6) обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
К работам по подготовке проектной документации относятся:
1) работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка (например, работы по подготовке генерального плана земельного участка);
2) работы по подготовке архитектурных решений;
3) работы по подготовке конструктивных решений;
4) работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
5) работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
6) работы по подготовке технологических решений;
7) работы по разработке специальных разделов проектной документации;
8) работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации и пр.
К работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относятся:
1) геодезические работы, выполняемые на строительных площадках;
2) подготовительные работы;
3) устройство скважин;
4) свайные работы и закрепление грунтов;
5) устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
6) монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций и пр.
Если же та или иная ГрСРО расширяет сферу своей деятельности, оставаясь в пределах одного из указанных видов, это не возлагает на нее никаких дополнительных обременений. В частности, как пояснил Минрегион РФ, нормами ГрК РФ не предусмотрено согласование с Ростехнадзором расширения сферы деятельности СРО в связи с новыми видами работ, но в пределах своего вида (см. письмо Минрегиона России от 16 апреля 2010 г. N 15021-ИМ/08 "О требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам").
Вместе с тем разграничение, проводимое законодателем между тремя вышеназванными разновидностями ГрСРО, имеет юридически значимый характер, что отражено в судебной практике.
Пример: суд отказал в удовлетворении исковых требований администрации городского округа об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по субъекту РФ о нарушении администрацией антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение здания. При этом суд указал, что согласно ст. 55.3 ГрК РФ СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами СРО. Таким образом, выполнение соответствующих работ производится организациями, осуществляющими деятельность на различных товарных рынках. В рассматриваемом случае объединение администрацией в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением закона в связи с неустановлением заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, отсутствием в аукционной документации проекта на строительство (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2014 г. по делу N А26-3382/2013).
2. Приведенный в комментируемой статье перечень видов ГрСРО носит исчерпывающий характер и может быть дополнен только путем внесения изменений в текст ГрК РФ. Из этого следует, что, как верно замечают исследователи, "деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих регулирующие функции (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий), не требует их участия в процессе саморегулирования" <150>.
--------------------------------
<150> Егоров В.Ю., Шишелова С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Под ред. А.В. Филатовой. М.: ЭлКниги, 2012.
При этом, как следует из ст. 5 ФЗ "О саморегулируемых организациях", субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов. Как отмечают исследователи, "...законодательство не запрещает лицу совмещать различные виды деятельности. Например, если организация или индивидуальный предприниматель занимаются одновременно изыскательскими работами, проектированием и строительством, они должны быть членами трех видов СРО. Это приводит к дополнительным расходам, связанным с членством сразу в трех СРО" <151>. Из этого делаются выводы о желательном закреплении в ГрК РФ возможности создания СРО, объединяющих лиц, занимающихся указанными тремя видами деятельности. Данная точка зрения распространена в научной литературе. Так, например, В.В. Романова пишет: "Учитывая специфику строительства и модернизации энергетических объектов, в первую очередь обусловленную особенностями объектов строительства, сложностью выполняемых работ, необходимостью четкой координации и соответствия проектных, изыскательских, строительных работ, по нашему мнению, целесообразно законодательное закрепление нормы о возможности создания "комплексных" (многовидовых) СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих проектные, изыскательские и строительно-монтажные работы в отношении объектов энергетики. На сегодняшний день законодательно данная возможность не предусмотрена... Поскольку строительство и модернизация энергетических объектов может осуществляться на основании смешанных договоров, по которым подрядчику необходимо выполнить не только строительные работы, но также проектные и изыскательские работы, возможность получения соответствующих допусков в одной СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих проектирование, изыскательские работы и строительство энергетических объектов, едва ли повлечет какие-либо негативные последствия, а с точки зрения содействия своему члену при возникновении каких-либо разногласий с государственными органами в ходе реализации сложного смешанного контракта принесет только пользу" <152>. Названные аргументы звучат довольно убедительно, остается только ждать, пока к ним прислушается законодатель.
--------------------------------
<151> Отнюкова Г.Д. Саморегулируемые организации в сфере строительства // Предпринимательское право. 2014. N 4.
<152> Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М.: Юрист, 2012.
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С.
Отв. ред Н.Н. Мельников "КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ"
2017 год