7. РАСЧЕТ НОРМ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАССТАНОВКИ РАБОЧИХ ПРИ МНОГОСТАНОЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НА СТАНКАХ, СВЯЗАННЫХ ОБЩИМ РИТМОМ РАБОТЫ (ПОТОЧНЫЕ ЛИНИИ)

7. РАСЧЕТ НОРМ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАССТАНОВКИ РАБОЧИХ
ПРИ МНОГОСТАНОЧНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НА СТАНКАХ, СВЯЗАННЫХ
ОБЩИМ РИТМОМ РАБОТЫ (ПОТОЧНЫЕ ЛИНИИ)

При поточной организации производства операции обработки закреплены за определенными станками (рабочими местами), расположенными по ходу технологического процесса, а обрабатываемая деталь передается с каждого станка (рабочего места) на следующий сразу после обработки на предшествующем станке (рабочем месте).

В условиях поточного производства расчет норм обслуживания, расстановка рабочих проводятся в комплексе с организационными и техническими мероприятиями, направленными на повышение степени технологической и организационной синхронизации линий и обеспечивающими в конечном результате оптимальную норму обслуживания (расстановку рабочих) на поточной линии.

Для таких расчетов прежде всего необходимо знать время ритма, т.е. среднего промежутка времени между выпуском следующих одна за другой деталей.

Величина ритма работы многостаночного рабочего места определяется в зависимости от принятой системы обслуживания.

Если станки имеют равную или близкую по величине производительность, то более выгодна циклическая система обслуживания.

В условиях циклического обслуживания при равной производительности станков

                                Т
                                 оп
                           r  = ----;                                 (7.1)
                            в    N

при разной производительности станков

                                Т
                                 оп
                                   наиб
                           r  = --------,                             (7.2)
                            в       N

    где r  - ритм работы данного многостаночного места, мин.;
         в
        Т   - оперативное время на одном станке, мин.;
         оп
        N - число  станков,  входящих  в  рабочее  место   многостаночника,
выполняющего одинаковые технологические операции;
        Т       - наибольшее оперативное время, мин.
         оп
           наиб

При значительной разнице во времени обработки на станках, выполняющих последующие технологические операции, лучшие результаты дает нециклическое обслуживание. При такой системе обслуживания ритм выпуска может быть определен с использованием следующей формулы:

          1        1        1             1       1
         --- = (------ + ------ + ... + ----) x -----.                (7.3)
          r      Т       Т              Т        К
           в      оп      оп             оп       с
                    1       2              n

При заданном времени такта необходимо обеспечить условия, при которых величина ритма многостаночного рабочего места была бы близка величине такта.

    Эти    условия    обеспечиваются   путем   проведения   технологической
синхронизации  линии,  которая заключается в согласовании времени обработки
детали на каждом станке с заданным тактом работы поточной линии (t )
                                                                  в

                                     Ф
                                      р
                                t  = ----,
                                 в    а

где Ф  - фонд рабочего времени;
     р
    а - программа выпуска детали.

Повышение степени технологической синхронизации работы станков на поточной линии может быть достигнуто путем проведения следующих технических мероприятий, обеспечивающих увеличение выработки на лимитирующих станках:

применение более производительных режущих инструментов;

увеличение числа одновременно работающих режущих инструментов;

применение многоместных приспособлений с быстродействующими зажимными устройствами, приспособлений непрерывного действия и т.п.;

автоматизация технологического процесса обработки и контроля деталей;

модернизация станков с повышением их мощности, численности и быстроходности;

применение более жаростойких и износостойких инструментальных материалов.

Степень технологической синхронизации поточных линий может быть повышена также за счет оптимизации режима резания. В этих целях на лимитирующих станках режим резания устанавливается исходя из стойкости, соответствующей наибольшей производительности оборудования; на недогруженных станках - исходя из стойкости, которой соответствует наименьший расход режущих инструментов; на остальных станках, где оперативное время по своей величине близко к такту, - исходя из экономической стойкости.

После проведения технологической синхронизации приступают к расчету нормы обслуживания. Рациональная расстановка рабочих на поточной линии достигается проведением мероприятий по организационной синхронизации, которая обеспечивает наиболее высокую производительность труда при оптимальной занятости рабочих выполнением приемов ручной, машинно-ручной работы, активным наблюдением за ходом технологического процесса и переходами от одного станка к другому.

Степень организационной синхронизации поточных линий выражается двумя показателями.

    Коэффициент синхронизации загрузки рабочих (К  )  по сравнению с тактом
                                                 с
                                                  о
работы  механизированной  поточной  линии,  который  характеризует  среднюю
степень занятости рабочих, определяется по формуле:

                                   SUM Т
                                        з
                           К     = ------,                            (7.4)
                            с      t  x i
                             о      в

где  Т   -  занятость  рабочих  активной   работой  в  течение такта работы
      з
поточной линии, мин.;
    t   - такт работы поточной линии, мин;
     в
    i - число рабочих мест на поточной линии.
    По  своему числовому значению коэффициент синхронизации должен отвечать
ограничению по допустимой занятости К   <= 0,95.
                                     д
                                      з
    Коэффициент  относительной организационной синхронизации поточной линии
(К  ),   характеризующий   равномерность   загрузки   рабочих,   выражается
  от
соотношением:

                                 Т
                                  з
                                   min
                           К   = ------,                              (7.5)
                            от   Т
                                  з
                                   max

где Т     и T     - соответственно     наименьшее    и   наибольшее   время
     з       з
      min     max
занятости рабочих, мин.

На основе практики работы предприятий и специально проведенных расчетов величина этого коэффициента колеблется в пределах от 0,5 до 1,0.

    Для того чтобы загрузку (К  ) рабочих на поточной линии приблизить к ее
                              с
                               о
оптимальному  значению, отдельные станки на поточной линии и многостаночные
рабочие  места  объединяются  с  таким  расчетом, чтобы суммарная занятость
рабочего (Т    ) приближалась к величине, определяемой формулой:
           з
            SUM

                            Т     ~= t  х 0,95.
                             з        в                               (7.6)
                              SUM

Выбор рационального варианта расстановки рабочих на линии осуществляется методом последовательных приближений, который заключается в том, что из разных вариантов расстановки линии выбирается один оптимальный.

Пример расчета норм обслуживания (расстановки рабочих)
на поточной линии

Исходные данные

Деталь - картер коробки передач.

Программа выпуска (с конечной операции) в год - 143 500 шт.

Годовой фонд рабочего времени при работе в две смены - 4160 ч.

Время такта - 1,75 мин. (0,029 ч).

Нормальная занятость рабочего на поточной линии - 0,95.

Данные об операционных нормах

─────────┬───────────┬───────────┬──────────┬───────────────┬──────────────
    N    │Оперативное│   Время   │    N     │  Оперативное  │    Время
 операции│  время,   │занятости, │ операции │  время, мин.  │ занятости,
         │    мин.   │    мин.   │          │               │     мин.
─────────┼───────────┼───────────┼──────────┼───────────────┼──────────────
    1    │   1,72    │   0,60    │    11    │     1,65      │    0,30
    2    │   1,20    │   0,40    │    12    │     1,64      │    0,40
    3    │   1,59    │   0,51    │    13    │     1,11      │    0,25
    4    │   1,35    │   0,60    │    14    │     1,74      │    0,43
    5    │   1,56    │   0,72    │    15    │     1,35      │    0,25
    6    │   1,35    │   0,40    │    16    │     1,35      │    0,25
    7    │   1,65    │   0,50    │    17    │     1,60      │    0,30
    8    │   1,12    │   0,32    │    18    │     1,70      │    0,35
    9    │   1,73    │   0,83    │    19    │     1,42      │    0,26
   10    │   1,50    │   0,70    │          │               │
─────────┴───────────┴───────────┴──────────┴───────────────┴──────────────

Нормы обслуживания и расстановка рабочих на поточной линии

─────────┬───────────┬────────────────────┬────────────────────────────────
  Номера │   Число   │  Номера операций   │     Занятость на рабочем
 рабочих │станков на │                    │             месте
   мест  │  рабочем  │                    ├────────┬────────┬──────────────
         │   месте   │                    │ Время, │  % к   │ Коэффициент
         │           │                    │  мин.  │ такту  │занятости по
         │           │                    │        │        │ отношению к
         │           │                    │        │        │ нормальному
─────────┼───────────┼────────────────────┼────────┼────────┼──────────────
    I    │     3     │1, 2, 3             │  1,51  │  86,3  │    0,91
    II   │     2     │4, 5                │  1,32  │  75,4  │    0,8
   III   │     3     │6, 7, 8             │  1,22  │  69,7  │    0,73
    IV   │     2     │9, 10               │  1,53  │  87,4  │    0,92
    V    │     4     │11, 12, 13, 14      │  1,38  │  78,9  │    0,83
    VI   │     5     │15, 16, 17, 18, 19  │  1,41  │  80,6  │    0,85
─────────┴───────────┴────────────────────┴────────┴────────┴──────────────