2.3. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества России с учетом мнения соответствующих (отраслевых) федеральных органов исполнительной власти

2.3. Объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества России с учетом мнения соответствующих (отраслевых) федеральных органов исполнительной власти

2.3.1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства (не указанные в разделах 2.1 и 2.2 Программы), доля которых на федеральном рынке определенных товаров, работ и услуг превышает 35 процентов <*>.

-------------------------------

<*> Дела о приватизации предприятий, доля которых на федеральном рынке составляет от 35 до 65 процентов, рассматриваются в соответствии с порядком, установленным данным разделом, при наличии соответствующего представления ГКАП России или его территориального управления (основание: приказ ГКАП России от 03.06.94 г. N 66).

2.3.3. Предприятия морского и речного транспорта (кроме указанных в разделе 2.2 Программы).

2.3.4. Научно-исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские институты, объекты, опытно-производственные объекты с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 1 млн. рублей (не указанные в разделах 2.1 и 2.2 Программы).

2.3.5. Предприятия и организации, связанные с обеспечением питания пассажиров на судах и железнодорожных вокзалах и станциях, а также рабочего снабжения морского и речного флота.

2.3.6. Полиграфические предприятия и издательства (кроме указанных в разделе 2.2 Программы).

2.3.7. Предприятия и объекты Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (кроме указанных в разделе 2.1 Программы).

2.3.8. Предприятия и объекты нефтегазового строительства.

2.3.9. Предприятия по производству строительных материалов и конструкций, удельный вес которых в общем объеме производства стройматериалов и конструкций в Российской Федерации составляет более 30 процентов.

2.3.10. Предприятия, производящие специализированное оборудование для учреждений культуры.

2.3.11. Цирковые предприятия и организации, входящие в компанию "Российский цирк".

2.3.12. Промысловые, охотничьи и лесоохотничьи хозяйства, зоообъединения, зообазы, зоокомбинаты, зверосовхозы (зверофермы).

2А. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и порядок принятия решения о их приватизации <*>

-------------------------------

<*> Изложено в соответствии с разделом 2 Основных положений.

2А.1. Государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994 г. 20 млн. рублей и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа с единовременным предоставлением льгот членам трудовых коллективов и лицам, приравненным к ним, в соответствии с требованиями Основных положений, за исключением предприятий:

отнесенных к разделу 2.1 Программы;

на базе которых созданы либо создаются казенные заводы (казенные фабрики, казенные хозяйства) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий";

подлежащих продаже товариществам в соответствии с пунктом 5.16 Программы;

с долевым участием иностранных инвестиций.

2А.2. Учредителями создаваемых акционерных обществ открытого типа являются соответствующие комитеты по управлению имуществом.

2А.3. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", с учетом Основных положений.

Рабочая комиссия, создаваемая на каждом предприятии, подлежащем преобразованию в акционерное общество открытого типа, разрабатывает и представляет для утверждения в соответствующий комитет по управлению имуществом следующие документы <*> (далее именуются - документы):

план приватизации;

акт оценки имущества;

устав акционерного общества, подготовленный в соответствии с типовым уставом акционерного общества открытого типа, созданного в порядке преобразования государственного, муниципального предприятия.

Типовая форма плана приватизации предприятия, преобразуемого в акционерное общество открытого типа, утверждается Госкомимуществом России. Утвержденный план приватизации является одновременно заявкой на государственную регистрацию акционерного общества открытого типа, созданного в процессе преобразования государственного, муниципального предприятия <**>.

Если в установленные комитетом по управлению государственным имуществом сроки документы не представлены, подготовка документов осуществляется комиссией по приватизации, созданной комитетом и действующей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", на основании баланса предприятия, представленного им в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.

Директор и главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность акта оценки имущества.

-------------------------------

<*> Представление указанных документов в комитет по управлению имуществом приравнивается к подаче заявки на приватизацию.

<**> А также проспектом эмиссии акций, выпускаемых при учреждении акционерного общества в порядке преобразования государственного (муниципального) предприятия.

2А.4. Решения о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделам 2.2 и 2.3 Программы, принимаются на основании федеральных законов и актов Президента Российской Федерации соответственно Правительством Российской Федерации, Госкомимуществом России и комитетами по управлению имуществом, наделенными правами территориальных агентств Госкомимущества России.

Приватизация объектов и предприятий, на которые распространяются ограничения, установленные Программой, без разрешения соответствующих органов не допускается.

2А.5. Для принятия решения о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности и относящихся к разделам 2.2 или 2.3 Программы, комитет по управлению имуществом, наделенный правами территориального агентства Госкомимущества России, обязан в 3-дневный срок направить разработанные рабочей комиссией документы:

по предприятиям раздела 2.2 - в Госкомимущество России, а копии документов - в соответствующий (отраслевой) федеральный орган исполнительной власти и в финансовый орган по месту нахождения предприятия;

по предприятиям раздела 2.3 - в финансовый орган по месту расположения или регистрации предприятия, а копии документов и проект решения о приватизации - в соответствующий (отраслевой) федеральный орган исполнительной власти.

Копии документов направляются также:

в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия;

в ГКАП России или его территориальное управление в случаях, требующих их заключения.

Соответствующий (отраслевой) федеральный орган исполнительной власти, ГКАП России или его территориальное управление, а также соответствующий орган местного самоуправления в 2-недельный срок с момента получения документов направляют свои мотивированные заключения о наличии основания для отказа в приватизации предприятия либо о применении одного из ограничений на приватизацию, предусмотренных в настоящем разделе, в Госкомимущество России <*> или его территориальное агентство.

По предприятиям, относящимся к разделу 2.3 Программы, решение о приватизации принимает, с учетом заключения соответствующего (отраслевого) федерального органа исполнительной власти, ГКАП России или его территориального управления (по объектам, требующим их заключения), соответствующего органа местного самоуправления, руководитель территориального агентства Госкомимущества России в течение месяца после направления документов в соответствующий (отраслевой) федеральный орган исполнительной власти.

По истечении срока, установленного для представления заключений, и при отсутствии заключений о наличии оснований для отказа в приватизации руководитель соответствующего территориального агентства Госкомимущества России обязан принять решение о приватизации.

В случае отказа территориального агентства Госкомимущества России в проведении приватизации, или при наличии разногласий между соответствующим (отраслевым) федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и территориальным агентством Госкомимущества России по вопросам приватизации предприятия, относящегося к разделу 2.3 Программы, Госкомимущество России вправе само рассмотреть возможность его приватизации с учетом мнения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

По решению Правительства Российской Федерации на предприятиях, относящихся к разделу 2.1 Программы, может быть разрешена приватизация отдельных производств, не связанных с выпуском специальной продукции. Принятие таких решений осуществляется в порядке, установленном для принятия решений о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделу 2.2 Программы.

По объектам и предприятиям, относящимся к разделу 2.2 Программы, Госкомимущество России в месячный срок после получения документов от своего территориального агентства вносит в Правительство Российской Федерации проект соответствующего распоряжения (с приложением заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

Правительство Российской Федерации в течение шести недель с момента внесения рассматривает внесенный проект и принимает соответствующее решение. В необходимых случаях общий срок рассмотрения документов Правительством Российской Федерации может быть по его решению продлен, но не более чем до трех месяцев.

Если в указанный срок Правительством Российской Федерации не принято в установленном порядке никаких решений, Госкомимущество России в месячный срок с момента истечения срока рассмотрения документов Правительством Российской Федерации принимает решение о возможности приватизации и порядке ее проведения.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об отказе в приватизации Госкомимущество России в недельный срок с момента его принятия направляет копию распоряжения Правительства Российской Федерации в адрес соответствующего территориального агентства Госкомимущества России, а также соответствующего (отраслевого) федерального органа исполнительной власти.

Изменение сроков рассмотрения документов на приватизацию и принятия решения не допускается.

-------------------------------

<*> По объектам, относящимся к разделу 2.2 Программы, и тем объектам, относящимся к разделу 2.3 Программы, решения о приватизации которых принимаются Госкомимуществом России в соответствии с распоряжением от 15.02.93 N 275-р.

2А.6. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделам 2.2 и 2.3 Программы, Правительством Российской Федерации, Госкомимуществом России и его территориальными агентствами могут быть приняты решения:

1) о запрещении осуществлять приватизацию;

2) об установлении ограничений на приватизацию исключительно в виде закрепления пакетов обыкновенных (с правом голоса) акций (51 процент и 25,5 процента) в федеральной собственности либо в виде выпуска (объявления) "Золотой акции";

3) о разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо ограничений.

2А.7. При преобразовании в акционерные общества предприятий, относящихся к разделам 2.2 и 2.3 Программы, Правительство Российской Федерации и Госкомимущество России определяют цели, условия и сроки закрепления пакетов акций, "Золотой акции" в федеральной собственности с учетом мнения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение о закреплении в федеральной собственности 51 процента и 25,5 процента обыкновенных акций может приниматься на срок не более 3 лет только в отношении предприятий по следующим видам деятельности:

связь;

выработка и распределение электроэнергии;

добыча, переработка и сбыт нефти, природного газа и газового конденсата;

добыча и переработка драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;

разработка, производство и ремонт вооружения, военной и космической техники и боеприпасов;

атомное машиностроение;

производство спиртовой и ликеро-водочной продукции;

патентная служба, стандартизация и метрология;

геология, геодезия, картография;

издательства и полиграфические предприятия по выпуску печатной продукции, включенной в объем поставок для государственных нужд;

предприятий трубопроводного транспорта;

предприятий по эксплуатации газового хозяйства;

предприятий, непосредственно осуществляющих перевозки морским, речным и воздушным транспортом, а также воздушные, морские и речные порты;

предприятий и объектов научно-технической сферы химического комплекса, имеющих в своем составе технологические объекты с токсичными веществами 1-го и 2-го классов опасности, а также производства 1-й категории взрывоопасности;

предприятий медицинской промышленности, производящих сильнодействующие и ядовитые вещества;

научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий;

государственных научных центров;

специализированных предприятий по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;

предприятий оптовой торговли, осуществляющих закупки для государственных нужд и экспортно-импортные операции для обеспечения межгосударственных соглашений;

специализированных холодильников, элеваторов и складских помещений, обеспечивающих постоянное размещение государственных резервов, формирование федеральных продовольственных фондов и хранение мобилизационных запасов;

внешнеторговых предприятий;

цирковых предприятий и организаций, входящих в компанию "Российский цирк";

предприятий и объектов социально-культурного назначения (за исключением входящих в имущественный комплекс приватизируемых предприятий).

Закрепляемый в федеральной собственности на срок до 3 лет пакет акций приватизируемых предприятий указанных отраслей состоит из обыкновенных акций, которые до истечения указанного в плане приватизации срока или принятия решения о досрочной их продаже передаются соответствующим комитетом по управлению имуществом в управление уполномоченным юридическим или физическим лицам <*>. До принятия соответствующего федерального закона решения о такой передаче либо о порядке их принятия комитетами по управлению имуществом принимаются Правительством Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации предоставляется исключительное право принимать решения о закреплении пакета акций, составляющего 51 процент обыкновенных акций.

При преобразовании в акционерные общества предприятий, пакеты акций которых закрепляются в федеральной собственности на срок до 3 лет, Правительство Российской Федерации и Госкомимущество России вправе в соответствии с компетенцией, установленной Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, поручать на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров акционерного общества определенным ими лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по представлению соответствующих министерств, ведомств и регионов. Должностные лица органов государственного управления, назначенные в указанном порядке в советы директоров акционерных обществ, осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

В случае истечения срока закрепления акций в федеральной собственности и при наличии заявки на приватизацию ранее закрепленного пакета акций Правительство Российской Федерации, Госкомимущество России (в соответствии с их компетенцией) вправе принимать решения о продлении закрепления указанных акций или их части в федеральной собственности на срок до 3 лет.

Правительство Российской Федерации, Госкомимущество России имеют право принять решение о досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

При преобразовании в акционерные общества предприятий, указанных в разделах 2.2 и 2.3 Программы, Правительство Российской Федерации или Госкомимущество России с учетом предложений соответствующего (отраслевого) федерального органа исполнительной власти могут принимать решение о выпуске при эмиссии их акций "Золотой акции" на срок до 3 лет.

Решения о замене пакетов акций, закрепленных по их решениям в федеральной собственности, на "Золотую акцию" принимаются Правительством Российской Федерации, Госкомимуществом России с учетом мнения органов, которым передано право управления государственной долей собственности.

Одновременное закрепление в государственной собственности "Золотой акции" и каких-либо иных пакетов акций не допускается.

Дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество, соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления) <**> в порядке, предусмотренном положением, разработанным Минфином России по согласованию с Госкомимуществом России, а при отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет <***> или специальный бюджетный фонд поддержки Вооруженных Сил Российской Федерации, создаваемый в соответствии со статьей 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год".

Этот порядок распределения дивидендов может быть изменен только решением Правительства Российской Федерации.

-------------------------------

<*> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.06.94 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" и пунктом 2.10 Основных положений (пункт 2А.10 Методических рекомендаций).

<**> В том числе объектов, временно находящихся в пользовании приватизированных предприятий до момента передачи указанным органам в соответствии с заключенными между ними соглашениями о совместном финансировании.

<***> В соответствии с инструктивным письмом Минфина России и Государственной налоговой службы России от 8 декабря 1993 г. N 143 и N ЮУ-4-45/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы".

2А.8. Наличие у предприятия оборонного заказа, не превышающего 30 процентов общего объема реализуемой предприятием продукции, а также задания по мобилизационной подготовке, обязанностей по охране государственных тайн, обеспечению безопасного ведения работ, не является основанием для закрепления в федеральной собственности каких-либо пакетов акций при его преобразовании в акционерное общество.

Госкомимущество России обеспечивает включение перечисленных в настоящем пункте обязанностей в уставы акционерных обществ открытого типа, создаваемых в порядке преобразования указанных предприятий и организаций.

Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий до утверждения Основных положений, за исключением закрепленных в установленном порядке в государственной собственности, подлежат продаже до 1 января 1995 г. и не подлежат какому-либо резервированию.

2А.9. До принятия соответствующего федерального закона передача акций, закрепленных в федеральной собственности, в доверительную собственность (траст), осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2296 "О доверительной собственности (трасте)".

2.4. Объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется по решению соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) в соответствии с Программой и местными программами приватизации <*>.

-------------------------------

<*> Изложено в соответствии с проектом федерального закона "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

2.4.1. Объекты и предприятия городского и пригородного пассажирского транспорта, кроме таксомоторного, а также предприятия по их ремонту.

2.4.2. Бани, прачечные, обслуживающие объекты, предприятия и учреждения социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта).

2.4.3. Объекты и предприятия по оказанию ритуальных услуг.

2.4.4. Мусороперерабатывающие заводы.

2.4.5. Аптеки (с обязательным государственным лицензированием их деятельности).

2.4.6. Объекты и предприятия культуры (в том числе кинематографии), физической культуры и спорта, относящиеся к государственной (муниципальной) собственности.

2.4.7. Имущество, находящееся на балансе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и обеспечивающее их деятельность.

2.4.8. Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.

2.4.9. Предприятия, изготавливающие продукцию и выполняющие работы (услуги) по протезированию (в том числе зубопротезированию, протезированию, ортопедии, кроме указанных в п. 2.1 Программы).

2.4.10. Организации системы социальной защиты населения, относящиеся к государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

2.4.11. Детские дачи и лагеря, в том числе находящиеся на балансе приватизируемых предприятий.

2.4.12. Аэропорты регионального и местного значения.

2.4.13. Предприятия региональных фондов социальной поддержки, включая находящиеся в их ведении объекты санаторно-курортного хозяйства.

2.4.14. Предприятия оптовой торговли, обслуживающие удаленные арктические районы Крайнего Севера, районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы с ограниченными сроками навигации, включая вахтовые поселки, поселки геофизических и геологических партий, районы проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

2.4.15. Предприятия малой энергетики, использующие энергию малых рек, солнца, ветра, энергию геотермальных источников, предприятия, работающие в автономном режиме эксплуатации и не связанные с единой энергосистемой, за исключением атомных станций.

2.4.16. Морские порты регионального и местного значения.

2.4.17. Предприятия и организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования (кроме указанных в разделе 2.1).

Ограничения на приватизацию, устанавливаемые Программой и Основными положениями, являются обязательными для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления. Расширительное толкование указанных в Программе, а также в местных программах приватизации ограничений на приватизацию не допускается. Не допускается введение указанными органами ограничений на приватизацию предприятий и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не предусмотренных Программой и Основными положениями.

Приватизация объектов и предприятий, на которые распространяются ограничения, установленные Программой, без разрешения соответствующих органов не допускается.

Запрещаются купля - продажа, передача, обмен долями (паями или их частями, акциями) между юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых доля государственного или муниципального имущества составляет 25 процентов и более.