6.1. Общие требования

6.1. Общие требования

6.1.1. При работах с использованием подводных аппаратов должны соблюдаться требования "Правил классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов и глубоководных водолазных комплексов" (Регистр СССР, 1986) <*> и "Морских правил".

------------------------------------

<*> Указанные документы действуют впредь до их отмены или пересмотра в установленном порядке.

6.1.2. Пригодность обитаемого подводного аппарата (ОПА) к плаванию определяется результатами первичного и периодических освидетельствований под техническим надзором Морского Регистра РФ. Соблюдение сроков периодических освидетельствований ОПА и технических условий их безопасной эксплуатации, а также контроль за их безопасным содержанием обеспечивают соответствующие службы организации-судовладельца и судна обеспечения (СО).

6.1.3. Готовность судна обеспечения к проведению морских геологоразведочных работ с применением подводных аппаратов устанавливает комиссия в составе представителей Регистра РФ, службы безопасности организации-судовладельца и Госгортехнадзора России.

6.1.4. Подводные работы с ОПА и их испытания проводятся только после предварительного изучения естественных условий района работ (глубина акватории, рельеф дна, гидрологический режим, скорость и направление течения, плотность и температура воды и пр.) по имеющимся данным и по результатам контрольных измерений средствами СО.

6.1.5. Все погружения ОПА производятся с разрешения капитана СО по утвержденной им программе, согласованной по вопросам гидрометеообстановки, очередности и видов работ с начальником рейса и по вопросам готовности аппарата и экипажа к погружению - с капитаном ОПА.

6.1.6. Перед началом подводных работ с ОПА руководитель работ (или лицо, его заменяющее) проводит подробный инструктаж членов экипажа ОПА в части:

а) способов выполнения программы погружения и работ;

б) необходимых мер безопасности и действия экипажа при возможных аварийных ситуациях;

в) особенностей природных условий на месте погружения и ведения работ.

6.1.7. К подводным работам на ОПА допускаются лица, прошедшие медицинскую комиссию, курс теоретического и практического обучения по специальной программе, инструктажи согласно ГОСТу 12.0.004-79 и имеющие удостоверение гидронавта или гидронавта-исследователя. К самостоятельным погружениям гидронавты допускаются после стажировки в течение не менее двух рабочих смен под руководством капитана ОПА. Перед каждым погружением экипаж ОПА должен пройти медосмотр судовым врачом.

6.1.8. Водолазные работы и использование водолазного снаряжения при обеспечении операций с ОПА производятся в соответствии с "Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах" (М., 1980).

6.1.9. При содержании ОПА на судне обеспечения необходимо выполнение следующих требований:

а) ОПА должен быть закреплен по-походному на штатном месте;

б) все поворотные, выносные и выдвижные устройства надежно закреплены;

в) стекла иллюминаторов защищены изнутри и снаружи;

г) горючие, взрывоопасные и химически активные вещества, газы, находящиеся под давлением, пироустройства и другие опасные материалы хранятся в отведенных местах с соблюдением соответствующих норм;

д) средства пожаротушения должны находиться на штатных местах в готовности к использованию;

е) корпус ОПА должен быть заземлен на корпус СО;

ж) рабочие площадки по обслуживанию ОПА и подходы к нему не должны быть загромождены, они должны содержаться в чистоте.

6.1.10. Перед спуском ОПА на воду в установленном порядке производится проверка исправности и работоспособности всех его устройств, систем и механизмов, а также наличие и комплектность средств жизнеобеспечения, спасательных, противопожарных и средств аварийной сигнализации. Результаты осмотров фиксируются в "Контрольно-опросном листе подготовки ПА к погружению" за подписями ответственных лиц. Контрольно-опросный лист проверяется и заверяется подписью капитана ОПА.

6.1.11. Спуск ОПА на воду, его подъем на борт СО, а также подготовку и проведение буксировочных и швартовных операций необходимо осуществлять в соответствии с судовым расписанием на эти мероприятия, с использованием штатных средств аппарата и судна, под руководством ответственного лица, назначаемого капитаном СО.

6.1.12. Производство спуско-подъемных, буксировочных и швартовных операций с ОПА допустимы только при состоянии моря, регламентированном для каждого конкретного типа подводного аппарата.

6.1.13. Во время спуска, подъема и швартовки ОПА судном обеспечения должна осуществляться защита аппарата от воздействия воды и ветра и предупреждаться возможность навалов судна на ОПА.

6.1.14. При проведении швартовки, спуска и подъема подводного аппарата на СО необходимо:

а) обеспечить кранцевую защиту во избежание ударов ПА о борт СО;

б) все выступающие за борт устройства СО, не используемые в данных операциях, завалить и закрепить;

в) в темное время суток место проведения операций обеспечить прожекторным освещением;

г) производить удержание находящегося на весу аппарата от раскачивания посредством использования специальных устройств;

д) удалить с места проведения работ посторонних лиц.

6.1.15. Запрещается во время производства спуско-подъемных операций экипажу ОПА и участникам работ открывать входной люк аппарата, находиться на его корпусе, под ним и в зоне его перемещения, вручную сдерживать раскачку ОПА.

6.1.16. При повреждении корпуса ОПА в процессе спуска или швартовки, а также элементов конструкции и устройств, влияющих на безопасность его эксплуатации, работы должны быть прекращены, аппарат поднят на борт СО для досмотра и ремонта.

6.1.17. В случае нахождения экипажа в ОПА во время его спуска, подъема, буксировки и швартовки должна поддерживаться регулярная радио- или телефонная связь экипажа с судном обеспечения.

6.1.18. При пересадке личного состава с СО на отшвартованный к нему ОПА и обратно следует применять специальные устройства, гарантирующие безопасность, при обязательном наблюдении ответственного лица.

6.1.19. Пересадка с СО на ОПА без их швартовки должна производиться с участием специального плавсредства при ветре не более трех баллов и волнении моря не более двух баллов.

6.1.20. При пересадке с ОПА на СО и обратно запрещается:

а) скопление людей на трапах и сходнях, встречные переходы;

б) прыжки с высоты более 0,5 м;

в) проведение пересадки людей без спасательных жилетов и страховочных концов, а также при неисправном обледеневшем штормтрапе;

г) бросание тяжелых предметов на ОПА.

6.1.21. При проведении буксировочных работ с ОПА должны соблюдаться следующие основные правила:

а) осуществляется постоянное наблюдение за буксирным тросом;

б) запрещается начинать буксировку ОПА до получения подтверждения о закреплении буксирного троса на ОПА;

в) запрещается находиться вблизи буксировочного гака и в зоне действия буксирного троса.

6.1.22. Запрещается проводить погружение ОПА при следующих условиях:

а) если волнение моря более допустимого для данного типа ОПА;

б) при скорости течения, превышающей скорость хода ОПА;

в) в условиях ограничения надводной видимости до двух миль;

г) при ухудшении гидрометеоусловий перед спуском ОПА на воду;

д) при отсутствии долгосрочного и краткосрочного прогнозов гидрометеоусловий для района работ;

е) при неисправности оборудования, обеспечивающего безопасность мореплавания ОПА;

ж) при неудовлетворительном самочувствии членов экипажа ОПА.

6.1.23. Во время погружения ОПА на судне обеспечения должно быть установлено постоянное наблюдение за морем и обеспечено своевременное предупреждение других судов о ведущихся подводных работах.

6.1.24. На весь срок погружения и в надводном положении аппарат должен поддерживать регулярную радио-, телефонную или звукоподводную связь с СО, периодичность которой определяется программой работ, запись переговоров фиксируется магнитофоном, а их краткое содержание с указанием времени сеанса связи - в журналах ОПА и СО.

6.1.25. Погружение ОПА разрешается проводить при обеспечении полной рабочей автономности и дополнительной аварийной не менее 72 часов по запасам средств жизнеобеспечения и электроэнергии.

6.1.26. В процессе подводных работ экипаж ОПА должен регулярно осматривать системы, оборудование и герметизирующие устройства ОПА (входной люк, иллюминаторы, кабельные вводы). Периодичность проверок определяется расписанием на погружение.

6.1.27. Во время нахождения ОПА под водой в обитаемом отсеке должен осуществляться постоянный контроль параметров воздушной среды, которые должны соответствовать содержанию:

кислорода - 19 - 23%;

углекислого газа - не более 1,0%;

окиси углерода - не более 15 мг/куб. м;

водорода - не более 2,5%.

При отклонении от этих пределов дальнейшее плавание ОПА запрещается.

6.1.28. В отсеках ОПА запрещается использовать открытый огонь и курить, а также применять устройства и приборы, содержащие высокотоксичные и легковоспламеняющиеся вещества. Противопожарные средства ОПА должны быть исправны и готовы к немедленному использованию.

6.1.29. При проведении подводных работ в условиях низкой прозрачности воды, в узкостях рельефа дна, в подводных каньонах, у вертикальных стенок, в районах с затопленными объектами, со сложной и недостаточно изученной гидрологией, а также с повышенной вулканической и сейсмической активностью дна запрещается:

а) заходить в гроты и под нависающие карнизы, приближаться к обвалоопасным обрывам;

б) ложиться на вязкий грунт или дно с несглаженным каменистым рельефом;

в) совершать движение в направлении, которое не обеспечено визуальным контролем;

г) использовать гайдропное устройство на полном ходу;

д) гайдроп, а также манипуляторы использовать в условиях захламленного дна, переплетения гибких донных объектов (тросов и пр.);

е) заходить в придонные мутьевые потоки и места с придонным течением, скорость которого превышает скорость хода ОПА.

6.1.30. При всплытии ОПА в темное время суток сигнальные огни и светильники наружного освещения должны быть выключены. На судне обеспечения организуется наблюдение за ОПА и поверхностью акватории.

6.1.31. При расположении людей в рубке или на палубе ОПА, находящегося в надводном положении, должно соблюдаться следующее:

а) нахождение в рубке или на палубе ОПА разрешается его капитаном;

б) на палубе ОПА должно быть установлено леерное ограждение, а спасательные средства находиться в состоянии готовности к немедленному использованию;

в) лица, находящиеся на палубе ОПА, должны быть одеты в спасательные жилеты, страховаться закреплением карабина страховочного конца за специальную скобу или леерное ограждение;

г) запрещается использовать в качестве страховочных и опорных средств движительно-рулевые комплексы, поворотные и выдвижные устройства и иллюминаторы ОПА;

д) крышка люка ОПА после выхода экипажа на палубу должна немедленно закрываться.

6.1.32. Признаками аварийной ситуации на ОПА являются:

а) невсплытие на поверхность в течение 30 минут после установленного времени;

б) перерыв звукоподводной связи более 30 минут после несостоявшегося сеанса;

в) получение сообщения с ОПА о характере аварии;

г) получение сообщения с ОПА о начале аварийного всплытия.

6.1.33. Выполнение подводных работ должно быть прервано и аппарат должен приступить к аварийному всплытию в следующих случаях:

а) невозможности установления двусторонней связи в течение 30 минут;

б) обнаружения неисправностей, не поддающихся устранению, в системах, оборудовании и аппаратуре, влияющих на безопасность аппарата;

в) возникновения пожара;

г) непредвиденных ситуаций - задымления обитаемого отсека, ухудшения условий обитаемости, выхода из строя средств жизнеобеспечения, внезапного ухудшения самочувствия какого-либо из членов экипажа.

6.1.34. В аварийных ситуациях для создания положительной плавучести должны быть предусмотрены устройства аварийной отдачи балласта и некоторых видов оборудования, расположенного вне прочного корпуса - манипуляторов, пробоотборников, аккумуляторных батарей, гайдропов и др.

6.1.35. При возникновении аварии с ОПА, угрожающей безопасности его экипажа, капитан судна обеспечения должен немедленно поставить об этом в известность руководителя организации-судовладельца.