10. Привод

10. Привод

10.1. Общее положение

Эскалатор или пассажирский конвейер должен быть оборудован хотя бы одним приводом.

10.2. Скорость

10.2.1. Номинальная скорость эскалатора должна быть не более:

- 0,75 м/с при угле наклона эскалатора альфа < 30°;

- 0,5 м/с при угле наклона эскалатора 30° <= альфа <= 35°.

10.2.2. Номинальная скорость пассажирского конвейера должна быть не более 0,75 м/с.

Допускается номинальная скорость пассажирского конвейера 0,9 м/с при условии:

- ширина пластин или ленты не более 1,1 м;

- пластины или лента перед входом в гребенку проходят горизонтальный участок длиной не менее 1,6 м.

10.2.2.1. Требования п. 10.2.2 не относятся к пассажирским конвейерам, двигающимся на отдельных участках с ускорением, и к конвейерам, входящим в систему пассажирского транспорта, в котором имеются пассажирские конвейеры, двигающиеся с другой скоростью.

10.2.3. Отклонение от номинальной скорости фактической скорости незагруженных ступеней, пластин или ленты, измеренной при номинальной частоте и номинальном напряжении питания, должно быть не более +/- 5%.

10.3. Связь между рабочим тормозом и приводом ступеней, пластин или ленты

10.3.1. Для кинематической связи рабочего тормоза со ступенями, пластинами или лентой желательно применять нефрикционные передачи (валы, шестерни, многорядные, две или более однорядные цепи). При использовании фрикционной передачи, например, клиноременной, должен быть предусмотрен вспомогательный тормоз по п. 10.6. Запрещено использование плоскоременных передач.

10.3.2. Запас прочности приводных цепей и трапецеидальных ремней должен быть не менее 5. При использовании трапецеидальных ремней их количество должно быть не менее 3.

10.4. Тормозная система

10.4.1. Эскалаторы и пассажирские конвейеры должны быть оборудованы тормозной системой, останавливающей и удерживающей их в неподвижном состоянии. Не допускается применение устройств, задерживающих срабатывание тормозной системы.

10.4.1.1. Автоматическое срабатывание тормозной системы должно происходить в случае:

а) обесточивания цепи питания;

б) обесточивания цепи управления.

10.4.1.2. При использовании в качестве рабочего тормоза не электромеханического тормоза тормозная система должна включать вспомогательный тормоз (см. п. 10.6).

10.4.2. Электромеханический тормоз

Электромеханический тормоз должен быть нормально замкнутого типа. Наложение тормоза должно происходить немедленно после размыкания цепи питания.

Тормозное усилие должно создаваться пружинами сжатия, установленными в (на) направляющих, или грузами. Должна быть исключена вероятность размыкания тормозных элементов в результате самовозбуждения тормозного механизма.

Цепь питания электромеханического тормоза должна прерываться как минимум двумя независимыми электрическими аппаратами. Допускается применять электрические аппараты, прерывающие цепь питания электродвигателя. Если после остановки эскалатора или пассажирского конвейера контакты одного из аппаратов не разомкнулись, повторный пуск должен быть невозможен.

10.4.3. Тормоза, оборудованные устройством для ручного растормаживания, должны автоматически замыкаться при прекращении воздействия на это устройство.

10.4.4. Тормозная нагрузка и путь торможения при торможении рабочим тормозом

10.4.4.1. Определение тормозной нагрузки при расчете тормоза эскалатора

Расчет суммарной тормозной нагрузки производится из условия, что на одну ступень, в зависимости от ее номинальной ширины z(1), приходится следующая нагрузка:

    - при z(1) <= 0,6 м       -  60 кг;
    - при 0,6 < z(1) <= 0,8 м -  90 кг;
    - при 0,8 < z(1) <= 1,1 м - 120 кг.

Число ступеней определяется как частное от деления высоты подъема на наибольшую высоту подступенка (рис. 3, x(1)).

При проведении испытаний суммарную тормозную нагрузку допускается распределять на две трети полученного числа ступеней.

10.4.4.2. Путь торможения эскалатора

Тормозной путь незагруженного эскалатора и эскалатора, двигающегося вниз и загруженного в соответствии с п. 10.4.4.1, должен быть равен:

Таблица 2

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Номинальная скорость, м/с │         Тормозной путь, м/с         │
│                          ├───────────────────┬─────────────────┤
│                          │    минимальный    │  максимальный   │
├──────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤
│            0,5           │        0,2        │       1,00      │
│            0,65          │        0,3        │       1,3       │
│            0,75          │        0,35       │       1,5       │
└──────────────────────────┴───────────────────┴─────────────────┘

Для промежуточных значений скорости минимальная и максимальная величина тормозного пути определяется интерполяцией.

Тормозной путь определяется как расстояние, проходимое лестничным полотном от момента подачи сигнала на электрический тормоз до момента остановки лестничного полотна.

10.4.4.3. Определение тормозной нагрузки при расчете тормоза пассажирского конвейера

Расчет суммарной тормозной нагрузки производится из условия, что на отрезок полотна длиной 0,4 м, в зависимости от его номинальной ширины z(1), приходится следующая нагрузка:

    - при z(1) <= 0,6 м       -  50 кг;
    - при 0,6 < z(1) <= 0,8 м -  75 кг;
    - при 0,8 < z(1) <= 1,1 м - 100 кг.

В тех случаях, когда номинальная ширина полотна пассажирского конвейера с углом наклона до 6° превышает 1,1 м, на отрезок полотна длиной 0,4 м к указанной нагрузке добавляется по 25 кг на каждые дополнительные 0,3 м ширины полотна.

При определении суммарной тормозной нагрузки пассажирского конвейера, который на своей длине имеет несколько наклонов (уровней), учитываются только те горизонтальные и наклонные участки, которые в сумме дают наибольшую тормозную нагрузку.

10.4.4.4. Путь торможения пассажирского конвейера

Путь торможения незагруженного пассажирского конвейера и двигающегося горизонтально или вниз загруженного в соответствии с п. 10.4.4.3 пассажирского конвейера должен быть равен:

Таблица 3

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Номинальная скорость, м/с │         Тормозной путь, м/с         │
│                          ├───────────────────┬─────────────────┤
│                          │    минимальный    │   максимальный  │
├──────────────────────────┼───────────────────┼─────────────────┤
│           0,5            │         0,2       │       1,00      │
│           0,65           │         0,3       │       1,3       │
│           0,75           │         0,35      │       1,5       │
│           0,9            │         0,4       │       1,7       │
└──────────────────────────┴───────────────────┴─────────────────┘

Для промежуточных значений скорости минимальная и максимальная величина тормозного пути определяется интерполяцией.

Тормозной путь определяется как расстояние, проходимое полотном от момента подачи сигнала на электрический тормоз до момента остановки полотна.

При проведении испытаний величина тормозного пути определяется только для незагруженного пассажирского конвейера.

Величина тормозного пути загруженного пассажирского конвейера определяется и подтверждается расчетным путем разработчиком.

10.5. Защита от превышения скорости и самопроизвольного изменения направления движения

10.5.1. Эскалаторы и пассажирские конвейеры должны быть оборудованы устройством или прибором, контролирующим скорость и отключающим эскалатор или пассажирский конвейер до того, как его скорость превысит номинальную на 20%.

В случае если кинематическая цепь между асинхронным электродвигателем и приводом ступеней, пластин или ленты не включает фрикционные элементы, обеспечивается проскальзывание менее 10% и тем самым исключается превышение скорости, допускается не устанавливать указанные устройства.

10.5.2. Эскалаторы и наклонные пассажирские конвейеры должны быть оборудованы устройством, автоматически отключающим их в случае самопроизвольного изменения направления движения ступеней, пластин или лестничного полотна.

10.6. Вспомогательный тормоз для нефрикционной части системы привода ступеней и пластин (ленты)

10.6.1. Эскалаторы и наклонные пассажирские конвейеры должны быть оборудованы вспомогательным тормозом (тормозами), действующими непосредственно на нефрикционную часть привода ступеней, пластин или ленты (однорядная цепь считается фрикционной частью), в случае:

а) осуществления кинематической связи между рабочим тормозом по п. 10.4 и приводными валами ступеней, пластин или ленты не при помощи валов, шестерен, многорядных цепей, двух или более однорядных цепей;

б) применения не электромеханического рабочего тормоза;

в) высоты подъема более 6 м.

Рекомендуется оборудовать эскалаторы общественного пользования вспомогательным тормозом при высоте подъема менее 6 м.

10.6.2. Вспомогательный тормоз должен остановить и удержать в неподвижном состоянии эскалатор или пассажирский конвейер, двигающийся вниз с тормозной нагрузкой по пп. 10.4.4.1 и 10.4.4.3.

10.6.3. Вспомогательный тормоз должен быть механическим (фрикционным).

10.6.4. Срабатывание вспомогательного тормоза должно происходить в случае:

а) если скорость движения лестничного полотна, пластин или ленты превысит номинальную не более чем на 40%;

б) самопроизвольного изменения направления движения лестничного полотна, пластин или ленты.

Срабатывание вспомогательного тормоза должно вызывать разрыв цепи управления.

Вспомогательный тормоз может не иметь электрического привода.

10.6.5. Допускается совместное срабатывание рабочего и вспомогательного тормозов при разрыве цепи питания или управления. При этом тормозной путь должен отвечать требованиям п. п. 10.4.4.2 и 10.4.4.4. Если тормозной путь не отвечает требованиям п. п. 10.4.4.2 и 10.4.4.4, совместное срабатывание рабочего и вспомогательного тормоза разрешается только в случаях, перечисленных в п. 10.6.4.

10.6.6. Тормозной путь при срабатывании вспомогательного тормоза не регламентируется.

10.7. Устройство для ручного перемещения эскалатора или пассажирского конвейера

При использовании устройства для ручного перемещения эскалатора или пассажирского конвейера должны быть обеспечены легкий доступ к нему и безопасное использование. На устройстве или рядом с ним должно быть указано направление его движения для подъема или спуска эскалатора или пассажирского конвейера.

При расположении устройства за пределами машинного помещения, приводной или натяжной станции должен быть исключен допуск к нему посторонних лиц.

Применение в качестве устройства для ручного перемещения эскалатора или пассажирского конвейера штурвала со спицами или кривошипной рукоятки не допускается.

10.8. Остановка привода и его контроль в неподвижном положении

При остановке привода в случае срабатывания электрических приборов безопасности по п. 12.1.2 должно быть обеспечено двойное прерывание цепи главного тока электродвигателя двумя независимыми электромагнитными аппаратами.

Если при остановившемся эскалаторе или пассажирском конвейере один из электромагнитных аппаратов не прервал цепь главного тока, повторный пуск должен быть невозможен.

10.9. Защита в приводной и (или) натяжной станциях

Представляющие опасность открытые вращающиеся части должны иметь защитные элементы. К таким частям относятся:

а) шпонки и винты на валах;

б) ленты, ремни, цепи;

в) зубчатые колеса и звездочки;

г) выступающий вал двигателя;

д) не закрытый ограничитель скорости;

е) нерабочие ветви ступеней или пластин, расположенные в приводной и (или) натяжной станциях, в которые необходимо входить для проведения технического обслуживания.

Маховички, тормозные барабаны и аналогичные гладкие круглые детали должны быть хотя бы частично окрашены в желтый цвет.