Приложение 13. МЕХАНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ СВАРКОЙ С ЗАКЛАДНЫМИ НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Приложение 13

МЕХАНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ,
ВЫПОЛНЕННЫХ СВАРКОЙ С ЗАКЛАДНЫМИ НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ
ЭЛЕМЕНТАМИ

1. Контрольные сварные соединения, выполненные с применением муфт с закладными нагревателями, подвергают испытаниям на сплющивание. Испытания проводят на образцах - сегментах (рис. 13.1) путем сжатия концевой части образца у торца соединения до величины, равной двойной толщине стенки соединяемой трубы.

Схема испытания показана на рис. 13.2.

Длина выступающей части образца и количество образцов, изготавливаемое из каждого контрольного соединения, должны соответствовать табл. 13.1.

Таблица 13.1

РАЗМЕРЫ ОБРАЗЦОВ
ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА СПЛЮЩИВАНИЕ

┌─────────────┬─────────────────┬───────────────────┬────────────┐
│Диаметр труб,│ Длина свободной │Количество образцов│Угол сегмен-│
│    d, мм    │части образца, L,│из одного патрубка,│та, град.   │
│             │  мм, не менее   │        шт.        │            │
├─────────────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────┤
│  20 - 75    │       5d        │         2         │     180    │
├─────────────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────┤
│  90 - 125   │       2d        │         4         │      90    │
├─────────────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────┤
│ 140 - 225   │       1d        │         8         │      45    │
└─────────────┴─────────────────┴───────────────────┴────────────┘

Рис. 13.1. Общий вид образцов - сегментов.

Рис. 13.2. Схема испытания на сплющивание.

2. Для испытаний применяют механизированный пресс, обеспечивающий сближение плит со скоростью (100 +/- 10) мм/мин.; допускается использование пресса со скоростью сближения плит (20 +/- 2) мм/мин.

Допускается проведение испытаний с использованием обжимных плит без округления кромок. В этом случае в начале испытания расстояние от торца соединительной детали до торца губок должно быть (20 +/- 3) мм.

3. После снятия нагрузки образец извлекают из пресса и визуально осматривают, определяя наличие отрыва трубы от муфты или соединительной детали.

4. Стойкость сварного шва к сплющиванию характеризуется процентом отрыва Сс (%), который является отношением длины сварного шва, не подвергнувшейся отрыву, к полной длине сварного шва в пределах одной трубы

                                у
                          Сс = --- х 100,
                                е

где у - длина шва, не подверженная отрыву;

е - длина зоны сварки (длина шва) в пределах одной трубы, определяемая по расстоянию между крайними витками спирали закладного нагревательного элемента.

5. Результаты испытаний считают положительными, если на всех испытанных образцах отрыв не наблюдался или если Сс составляет не менее 40%.

6. Сварные соединения труб и седловых отводов с закладными нагревателями подвергают испытаниям на отрыв.

Испытательная машина должна быть снабжена оснасткой, обеспечивающей приложение нагрузки по одной из двух схем испытания, приведенных на рис. 13.3. Длина полиэтиленовой трубы контрольного сварного соединения принимается равной длине седелки.

Внутрь полиэтиленового патрубка испытываемого образца для передачи усилия вводят металлический сердечник, наружный диаметр которого D определяется по табл. 13.2 в зависимости от наружного диаметра трубы d и стандартного размерного отношения SDR.

Сварной узел подвергают испытанию целиком и нагружают до полного отделения седлового отвода от трубы.

Таблица 13.2

ДИАМЕТР СЕРДЕЧНИКА
ПРИ ИСПЫТАНИИ СЕДЛОВЫХ ОТВОДОВ НА ОТРЫВ

┌───────┬──────────┬────────────┬───────┬─────────┬──────────────┐
│  SDR  │   d, мм  │    D, мм   │  SDR  │  d, мм  │    D, мм     │
├───────┼──────────┼────────────┼───────┼─────────┼──────────────┤
│       │     63   │ 49,5 (-0,1)│       │    75   │  64,7 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │     75   │ 59,3 (-0,2)│       │    90   │  77,7 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │     90   │ 70,7 (-0,2)│       │   110   │  95,5 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    110   │ 87,5 (-0,2)│       │   125   │ 108,7 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│  11   │    125   │ 99,3 (-0,2)│ 17,6  │   140   │ 121,9 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    140   │111,5 (-0,2)│       │   160   │ 139,0 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    160   │127,0 (-0,2)│       │   180   │ 156,4 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    180   │143,0 (-0,2)│       │   200   │ 174,0 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    200   │159,0 (-0,2)│       │   225   │ 196,0 (-0,2) │
│       ├──────────┼────────────┤       ├─────────┼──────────────┤
│       │    225   │179,0 (-0,2)│       │         │              │
└───────┴──────────┴────────────┴───────┴─────────┴──────────────┘

Рис. 13.3. Схемы испытания седлового отвода на отрыв.

7. Качество оценивают по виду излома в месте сварки седлового отвода с трубой. Излом должен иметь вязкий характер разрушения по замкнутому периметру сварного шва. Хрупкое разрушение сварного шва не допускается.