3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов

3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочных
систем и других узлов

3.6.1. Работы по проверке состояния механизмов, канатно-блочных систем и других узлов должны включать следующее:

- внешний осмотр с целью анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;

- проведение необходимых измерений.

3.6.2. Перед проведением обследования механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы грузоподъемной машины должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки.

3.6.3. При внешнем осмотре особое внимание следует обратить на места, указанные в п. 3.5.3 настоящего РД.

3.6.4. При внешнем осмотре выявляют:

- общее состояние всех механизмов и наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;

- отсутствие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;

- отсутствие вытекания смазки из редукторов;

- качество затяжки элементов крепления механизмов;

- соответствие регулировки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям эксплуатационной и нормативной документации.

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.

3.6.5. Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены.

Результат измерения, например, по износу, сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным в чертеже.

3.6.6. Необходимость измерения износа и степени выкрашивания зубьев шестерен и колес зубчатых передач редукторов может быть определена по появлению повышенного шума при работе механизма и/или повышении температуры нагрева корпуса (последнее в ряде случаев может свидетельствовать и об отсутствии смазки).

Проверка наличия смазки в редукторах проверяется с помощью щупа, маслоуказательных пробок, глазков либо проверкой через люк в крышке. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.

3.6.7. Критерии браковки зубчатой передачи по износу и выкрашиванию зубьев определяются ее назначением и типом. Они указаны в других частях настоящего РД.

Безусловной выбраковке подлежат зубчатые колеса, имеющие трещины у основании зуба, в спицах или на ступице, а также при ослаблении посадки венца, что определяется при разборке механизма.

3.6.8. Состояние подшипников следует проверять при наличии характерного шума и/или повышенного нагрева их посадочных мест.

При обнаружении указанных признаков дефектов необходимо выполнить частичную разборку механизма.

Подшипники качения должны выбраковываться при наличии следующих дефектов:

- цветов побежалости в любом месте;

- сколов и трещин любых размеров и расположения;

- отпечатков шариков или роликов на дорожках качения;

- отслаивания или раковин усталостного выкрашивания в шариках, роликах или дорожках качения колец;

- забоин и вмятин в сепараторе, препятствующих плавному вращению подшипника;

- недопустимого увеличения радиального или осевого зазора вследствие износа.

3.6.9. Проверка состояния крепления механизмов и других узлов должна осуществляться в процессе работы грузоподъемной машины. Более подробно об этом сказано в других частях настоящего РД.

3.6.10. Канаты, блоки, барабаны и крюки следует проверять, используя предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин, приведенные в эксплуатационной документации, а при их отсутствии - из приложений 10, 12 и 13 Правил ПБ 10-14.

Несущие и вантовые канаты следует проверять одним из способов неразрушающего контроля по методикам, изложенным в других частях настоящего РД.

Предельные нормы браковки иных элементов грузоподъемных машин приведены в других частях настоящего РД.