3. ТЕКУЩИЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
3.1. Территория порта
3.1.1. Территория порта (пристани, причалы) должна содержаться в чистоте. Проезды и проходы должны быть свободны для движения, выровнены, не иметь рытвин, освещены в соответствии с разделом 2.8 настоящих Правил.
Ямы, устраиваемые для технических целей, должны быть ограждены.
3.1.2. Рабочие места, проезды и проходы, примыкающие к производственным, административным и санитарно-бытовым помещениям, складам, причалам, необходимо систематически очищать от мусора, остатков груза, тары, скоплений грязи, пыли, используя очистку и поливку этих мест.
3.1.3. В местах производства перегрузочных работ не допускаются ремонтные работы (окраска, пескоструйная обработка, резка, сварка и т.п.), создающие опасность для портовых рабочих.
3.1.4. Причалы, пирсы, эстакады и рампы, на которых используются внутрипортовые погрузчики, должны быть оборудованы по краям прочными бортовыми брусьями (колесоотбоями), защищающими машины от падения.
3.1.5. Водостоки (каналы) для отвода атмосферных вод надлежит регулярно прочищать и ремонтировать.
3.1.6. Сбор и утилизация твердых отходов, мусора с территории порта должны осуществляться согласно "Правилам санитарного содержания территории населенных мест" и "Инструкции по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов".
3.1.7. Мусор и отходы производства необходимо собирать на специально оборудованные площадки или в контейнеры.
3.1.8. Вывоз мусора и производственных отходов осуществляется транспортом специального назначения на городские свалки или в специально установленные места. Сроки вывоза устанавливаются по согласованию с органами госсаннадзора.
3.1.9. Уборка территории порта должна производиться по возможности с использованием средств механизации, влажным или пневматическим способом, стационарными или передвижными установками, моечными и уборочными машинами.
3.1.10. Удаление отбросов предприятий общественного питания осуществляется в соответствии с санитарными правилами, установленными для данного населенного пункта.
3.1.11. Пищевые отходы предприятий общественного питания портов и судов каботажного плавания собираются в специально для этого предназначенную тару и могут использоваться для скармливания скота в соответствии с требованиями правил санитарного содержания населенных мест. Пищевые отходы портов, обслуживающих международные линии, обеззараживаются в соответствии с требованиями "Инструкции по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских портов".
3.1.12. На территории порта (пристани) в местах скопления людей должны устанавливаться урны для мусора и окурков и плотно закрывающиеся ящики для сбора мусора и сметов. Ящики и урны должны систематически очищаться, а также подвергаться дезинфекции и дезинсекции.
3.1.13. Места для отвалов, отходов производственного и бытового мусора надлежит располагать за пределами территории порта, населенного пункта и охранной зоны источников водоснабжения на участке, согласованном с органами госсаннадзора.
3.1.14. На мусороотвозных морских и речных судах должны быть предусмотрены емкости для приема фекальных стоков с судов.
3.1.15. Для ухода за территорией и очистки порта должна быть выделена специальная бригада с количеством лиц, соответствующим размерам порта и грузооборота.
Бригада рабочих по уходу за территорией порта должна располагать современными средствами механизации.
3.1.16. В каждом порту должен быть установлен строгий порядок по уходу за территорией и зелеными насаждениями с соблюдением соответствующего санитарного режима.
3.1.17. Уборка порта должна осуществляться влажным способом.
3.1.18. Места для сбора, сортировки и кратковременного хранения отходов (неисправная тара, настилы, остатки груза и т.п.) следует отводить на специальных участках территории порта.
3.1.19. Места для сбора и хранения отходов, содержащих возбудители заболеваний, сильнодействующие химические вещества, не подвергавшиеся предварительной нейтрализации, дезактивации, обеззараживанию и дератизации, должны быть оборудованы так, чтобы исключить загрязнение почвы, подземных вод и атмосферного воздуха. Территория должна быть изолирована от доступа посторонних лиц.
3.1.20. Места для сбора и хранения отходов, содержащих радиоактивные вещества, должны отвечать требованиям "Санитарных правил сбора, удаления и захоронения радиоактивных отходов".
3.2. Вспомогательные здания и объекты порта
3.2.1. Использование бытовых помещений не по назначению воспрещается.
3.2.2. У наружных входов во вспомогательные здания и помещения должны быть приспособления для очистки обуви от грязи.
3.2.3. Желоба, каналы, трапы, писсуары и унитазы в душевых и уборных должны регулярно прочищаться и промываться. Застаивание промывных и сточных вод на полу не допускается. Приборы, служащие для промывания унитазов, писсуаров и т.п., должны быть исправными. Полы в уборных должны постоянно содержаться в сухом состоянии.
3.2.4. При умывальниках должно быть мыло и воздушные сушители рук.
3.3. Объекты общественного питания
3.3.1. В целях борьбы с грызунами в пищевых объектах должны применяться механические способы уничтожения их (капканы, верши и т.п.).
3.3.2. Применение химических и других методов уничтожения грызунов, мух и др. насекомых допускается только при условии проведения этих мероприятий специально подготовленными лицами по согласованию с представителями госсаннадзора и под их наблюдением.
3.3.3. В складских помещениях для хранения сыпучих пищевых продуктов (зерно, мука, крупа и т.п.) должны систематически проводиться мероприятия по борьбе с амбарными вредителями.
Рекомендуется хранение вышеперечисленных продуктов проводить в охлажденных складских помещениях при температуре не выше +10 °C.
3.3.4. Все помещения продбазы должны иметь крысонепроницаемые вентиляционные отверстия. Вентиляционные каналы в холодильных камерах должны быть закрыты металлическими сетками; все окна должны быть застеклены.
3.3.5. В помещениях для хранения и обработки продуктов, эстакадах, лифтах, лестничных клетках и т.п. ежедневно должна проводиться тщательная уборка. В помещениях, где проводится прием и отпуск продуктов и их сортировка, уборка должна производиться немедленно после окончания работы.
3.3.6. Все охлаждаемые помещения продуктовых баз должны быть обеспечены достаточным искусственным освещением. Светильники должны иметь рассеиватели или другие приспособления, исключающие выпадение ламп или осколков стекла и попадание их на продукты.
3.3.7. Помещения складов и базы 2 - 3 раза в год, а по указанию санитарного надзора чаще должны подвергаться побелке известью, а стены, облицованные плиткой или окрашенные стойкими эмалевыми красками, следует тщательно промывать. Места, пораженные плесенью, должны предварительно дезинфицироваться.
3.3.8. Перед входом в холодильные камеры необходимо укладывать дезинфицирующие коврики или маты.
3.3.9. Оборудование и инвентарь продуктовых баз должны быть изготовлены из материала, не оказывающего вредного влияния на продукты, и легко подвергаться очистке.
3.3.10. Полки для хранения продуктов должны быть гладкими, плотными, без щелей и устроены на высоте не менее 50 см от пола.
3.3.11. Для мытья и дезинфекции тележек, оборудования, инвентаря должны быть выделены специальные помещения с водонепроницаемым полом и соответствующим устройством для подогрева воды.
3.3.12. На хранение должны приниматься только доброкачественные пищевые продукты в чистой, исправной таре, снабженные соответствующими сертификатами. Для особо скоропортящихся продуктов дополнительно должны быть указаны дата выпуска и сроки реализации.
3.3.13. Не допускается:
- завоз скоропортящихся продуктов в теплый период года на базы (склады), не обеспеченные холодильником;
- хранение незатаренных пищевых продуктов непосредственно на льду.
Примечание: Только в отдельных случаях допускается хранение пищевых продуктов на клеенке или стеллажах, уложенных на лед.
3.3.14. На крупных базах должны быть отдельные камеры для хранения однородных пищевых продуктов. На мелких базах и складах продукты должны распределяться таким образом, чтобы избежать вредного влияния одних продуктов на другие (запахи и др.).
3.3.15. Отпуск пищевых товаров с базы (склада) должен производиться в чистой и исправной таре. Отпуск незатаренных продуктов или затаренных в грязную неопрятную тару запрещается.
3.3.16. Действующие в портах при продовольственных складах пункты засолки и переработки овощей должны соответствовать санитарным правилам предприятий, вырабатывающих плодоовощные консервы, сушеные фрукты, овощи и картофель, квашеную капусту, соленые овощи.
3.4. Транспортировка пищевых продуктов на суда
3.4.1. Доставка на суда пищевых продуктов, сырья, как и готовой продукции, должна производиться на специально предназначенном для этих целей транспорте, как правило, крытом. В случае использования для перевозки пищевых продуктов открытого автотранспорта кузов должен быть покрыт листовым алюминием или оцинкованной сталью, кроме того, он должен обеспечиваться чистым брезентом или парусиной.
3.4.2. Бортовые и крытые машины, в том числе и охлаждаемые, предназначенные для перевозки пищевых товаров, должны иметь на борту маркировку "Продуктовая". Скоропортящиеся пищевые продукты и полуфабрикаты должны перевозиться только в охлажденном транспорте.
3.4.3. Соответственно с п. 2.4.2, должны быть оборудованы и катера, предназначенные для доставки пищевых товаров на суда, стоящие на рейде порта, пристани. На борту таких судов должна быть маркировка "Продуктовый".
3.4.4. Запрещается использовать автотранспорт и катера, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, для других целей.
3.4.5. Для доставки полуфабрикатов на суда должна быть специальная тара (металлическая или деревянная) с плотно пригнанными крышками, которую запрещается использовать для других целей (хранение сырья, готовой продукции и т.п.).
3.4.6. Доставка на суда хлеба, булочных и кондитерских изделий (сдоба, пирожные и т.п.) должна производиться в специальных ящиках (с плотно пригнанными крышками), не допускается их деформация и загрязнения. Доставка указанных продуктов в мягкой таре (мешках) и навалом в автомашинах и т.п. не разрешается.
3.4.7. Запрещается производить погрузку пищевых продуктов на судно одновременно с посадкой и высадкой пассажиров, а также одновременно с погрузкой угля, цемента и других пылящих грузов.
3.5. Эксплуатация подъемно-транспортных машин
и вспомогательных приспособлений
3.5.1. Проведение погрузочно-разгрузочных работ в порту следует осуществлять в соответствии с "Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию", а также ГОСТ 12.3.021-80 "Работы погрузочно-разгрузочные в портах. Требования безопасности".
3.5.2. При обучении лиц работе на подъемно-транспортных машинах должны изучаться правила производственной санитарии, а при аттестации этих лиц необходима проверка знаний правил.
3.5.3. Кабины контейнерных перегружателей и автоконтейнеровозов, а также других подъемно-транспортных машин, с целью создания нормальных условий для органа зрения работающих, должны быть оснащены устройствами солнцезащиты и зеркалами заднего обзора. Чистка наружных стекол, включая пол кабины, должна быть механизирована и осуществляться изнутри кабины эффективными средствами.
3.5.4. Кабина водителя автопогрузчика должна быть остеклена, снабжена зеркалами заднего вида и стеклоочистителями.
3.5.5. Конвейеры, транспортеры и элеваторы для сыпучих и пылящих и ядовитых грузов должны быть закрыты кожухами, не пропускающими пыль.
3.5.6. Трюмные машины, работающие на пылящих и вредных грузах, должны иметь дистанционное управление. У машин трюмной механизации, резко меняющих направление движения (например, машины на гусеничном ходу), при отсутствии дистанционного управления должно быть оборудовано место для водителя на машине, защищенное от вредных воздействий груза.
3.6. Производство и организация перегрузочных работ
3.6.1. Погрузочно-разгрузочные работы в портах должны удовлетворять требованиям Стандарта СЭВ.31-81-81 "Охрана труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.021-80 "Работы погрузочно-разгрузочные в портах. Требования безопасности" и ряда других отраслевых нормативных документов, регламентирующих перегрузочные работы в морских и речных портах.
3.6.2. Перегрузка различных грузов в порту (на пристани и причале) должна осуществляться безопасными и удобными способами, снижающими опасность травматизма, физического перенапряжения, возможности интоксикации, загрязнения судовых помещений, почвы и воздуха территории и акватории порта.
3.6.3. В пассажирских районах могут выполняться пассажирские и багажные операции или одновременно производиться перегрузочные работы с грузами, производимыми на пассажирских судах. Багажные операции и перегрузочные работы должны выполняться обособленно от посадки и высадки пассажиров с обеспечением их безопасности.
3.6.4. Все перегрузочные работы в портах должны производиться по технологическим картам, согласованным в установленном порядке.
3.6.5. При перегрузке пылящих грузов запрещается раскрывать груженый грейфер над люками на высоте более 1 метра.
3.6.6. Для грузов, доставляемых навалом, должны использоваться средства транспорта, удобно нагружаемые и разгружаемые механизированным способом.
3.6.7. Запрещается нахождение людей против ссыпных труб, лотков, скреперов и прочих транспортирующих устройств, выбрасывающих груз. Рабочий, наблюдающий за работой бросателей (триммеров), должен находиться с подветренной стороны. Нахождение людей в трюмах при погрузке сыпучих и пылящих грузов запрещается.
3.6.8. Переработка цемента, перевозимого в судах навалом, допускается только в портах (пристанях), оснащенных пневматическими установками и другими типами перегрузочного оборудования, имеющими закрытый грузовой тракт.
3.7. Перегрузка животных, птиц, кожсырья и т.п.
3.7.1. Перегрузка и выгрузка животных, птиц, кожсырья и т.п. разрешается только в портах, перечень которых установлен Министерствами морского и речного флота по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, на специально выделенных причалах (площадках), отвечающих санитарным требованиям.
3.7.2. После погрузочно-разгрузочных работ с животными, птицей и т.п. грузовые помещения (площадки), места производства работ, подъемно-транспортные машины, грузозахватные приспособления, транспорт и инвентарь должны подвергаться обязательной уборке и дезинфекции. Навоз должен собираться в отведенные для этих целей места и своевременно вывозится: сброс навоза, мочи, а также трупов животных и птиц в акваторию порта запрещается.
3.7.3. Лица, занятые на перегрузочных и уборочных дезинфекционных работах, перечисленных в п. 3.7.2, должны после каждой смены проходить санитарную обработку со сменой белья.
3.8. Перегрузка пищевых грузов
3.8.1. Погрузочно-разгрузочные работы с пищевыми грузами разрешается выполнять лицам, прошедшим медицинское обследование в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения СССР и подготовленным по программе санитарного минимума.
3.8.2. Лица, занятые погрузочно-разгрузочными работами с фумигированными пищевыми грузами, должны проходить периодические медицинские обследования и быть ознакомлены с правилами охраны труда.
3.8.3. В портах с периодической переработкой пищевых грузов погрузочно-разгрузочные работы разрешается производить на ППК общего назначения с соблюдением соответствующих правил и разрывов между местом погрузки (выгрузки) пищевых грузов и грузов пылящих, с запахом и опасных, согласно указаниям по компоновке портов с Приложениями 1 и 2 настоящих Правил.
Примечание: Одновременное проведение перегрузочных работ с пищевыми и пылящими грузами запрещается.
3.8.4. Для погрузки-выгрузки и транспортировки в портах пищевых грузов необходимо выделять отдельный инвентарь, оборудование, транспортные и перегрузочные средства, исключающие загрязнение пищевых грузов, а также повреждение тары и упаковки во время проведения погрузочно-разгрузочных работ. Запрещается использовать инвентарь, оборудование и транспорт не по назначению.
3.8.5. Режим погрузочно-разгрузочных работ должен обеспечивать сохранность скоропортящихся и замороженных продуктов. Работа портовых холодильников должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил для предприятий холодильной промышленности".
3.8.6. Запрещается хранение соли, сахара в непосредственной близости с пылеобразующими грузами (уголь, цемент, апатитовый концентрат, сухой песок, шрот и др.), с грузами, обладающими резким запахом (нафталин, скипидар, сельди, табак, керосин, перец, лавровый лист и др.), а также с грузами, сильно выделяющими влагу (соленая рыба в бочках, овощи, фрукты).
3.8.7. Используемый для пищевых грузов транспорт, перегрузочные механизмы и приспособления (автомашины, авто- и электропогрузчики, конвейеры и пр.) после окончания работы должны тщательно промываться, а при необходимости дезинфицироваться моющими дезинфицирующими средствами, приведенными в "Инструкции по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов".
3.9. Условия и режимы труда и отдыха
3.9.1. Рациональные условия труда и режимы труда и отдыха работников различных портовых производственных подразделений устанавливаются с учетом "Межотраслевых рекомендаций по разработке рациональных режимов труда и отдыха", "Типовых внутрисменных режимов труда и отдыха рабочих промышленных предприятий", "Рекомендаций по предупреждению переутомления работников физического и умственного труда", а также "Межотраслевых рекомендаций по научной организации труда рабочих промышленных предприятий".
3.9.2. Труд портовых рабочих, докеров-механизаторов, крановщиков и других специалистов, осуществляющих перегрузочные работы в порту, должен быть организован в соответствии с требованиями "Правил об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах", "Правил о работе на открытом воздухе в холодное время года", "Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов", "Правил безопасности труда в портах и пристанях Минречфлота РСФСР".
3.9.3. При организации работ в порту по трехсменному графику последовательность чередования смен должна соответствовать закономерностям биологических природных ритмов: день - вечер - ночь (дневная, вечерняя и ночная смена).
3.9.4. В распорядке дня работающих в порту должны быть предусмотрены обязательные для всех смен обеденные перерывы в середине смены длительностью от 30 мин. до 1 часа.
3.9.5. В течение рабочих смен для всех работающих в порту должны быть установлены регламентированные перерывы для отдыха, входящие в норму рабочего времени. Их назначение должно удовлетворять требованиям нормативных документов по п. 3.9.1, а также для докеров-механизаторов - "Единых комплексных норм выработки на погрузочно-разгрузочные работы" (отдельно - для морских и речных портов).
3.9.6. Докеры-механизаторы, работающие на кранах, машинисты контейнерных перегружателей и водители автоконтейнеровозов должны 2 - 3 раза в первую и вторую половину смены в период организованных и технологических пауз проводить физкультминутки с целью устранения утомляемости, связанной с монотонностью работы, напряжением зрительного анализатора, вынужденным положением тела и пр.
3.9.7. При проведении погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках и в неотапливаемых помещениях в холодное время года необходимо устанавливать перерывы для обогрева работающих. Время перерывов входит в счет рабочего времени. Неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых обязательны перерывы на согревание, считаются: температура воздуха от минус 10 °C при скорости ветра 4 - 5 м/с до минус 15 °C при скорости ветра до 2 м/с, температура воздуха от минус 15 °C до минус 20 °C при скорости ветра до 2 м/с и температура воздуха минус 20 °C и ниже при относительном штиле. Длительность перерывов определяется индивидуально для каждого из портов администрацией порта по согласованию с профсоюзными организациями и госсаннадзором исходя из требований "Правил о работе на открытом воздухе в холодное время года".
3.9.8. При расстановке докеров-механизаторов на перегрузочных работах необходимо соблюдать равномерное распределение и чередование между членами комплексной бригады работ, различных по степени физической и нервной нагрузки.
3.9.9. Температура поверхности груза, который перерабатывается портовыми рабочими, не должна превышать -35 °C.
3.9.10. Каждый порт должен быть надлежащим образом подготовлен к работе в зимних условиях: производственные, административно-конторские, служебно-вспомогательные и бытовые помещения следует утеплять и отапливать так, чтобы микроклимат в них соответствовал "Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий".
3.10. Производство и организация ремонтных работ
3.10.1. Ремонтные работы перегрузочных машин, автотранспорта и др. вспомогательной техники в порту должны выполняться в соответствии с требованиями "Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию", "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий", а также отраслевых нормативных документов, регламентирующих ремонтные работы в морских и речных портах и пристанях СССР.
3.10.2. Процессы зарядки аккумуляторов, замены аккумуляторов на автопогрузчиках и т.п. должны быть механизированы с тем, чтобы исключался ручной труд и необходимость контакта с растворами.
3.10.3. Для хранения химических материалов и оборудования в аккумуляторных должно быть выделено специальное помещение, снабженное вытяжным шкафом, для приготовления электролитов и ремонта аккумуляторов.
3.10.4. В помещениях аккумуляторной должны быть: аптечка с набором необходимых медикаментов, умывальник с горячей и холодной водой, приспособление для применения нейтрализующих растворов, фонтанчик для обработки пораженных мест сильной струей воды.
3.10.5. Окрасочные работы в портовых мастерских должны проводиться в соответствии с требованиями "Санитарных правил для окрасочных работ с применением распылителей".
3.10.6. При окраске, подкраске и восстановлении утративших четкость надписей, знаков и эмблем на контейнерах и прочей таре запрещается применение красок, в состав которых входят соединения меди и тяжелых металлов.
3.10.7. Сварка и резка металлов должна проводиться в соответствии с требованиями "Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов".
3.11. Эксплуатация систем отопления и вентиляции
Эксплуатация систем отопления и вентиляции портовых объектов должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.4.021-75 "Системы вентиляционные. Общие требования", "Инструкции по санитарно-гигиеническому контролю систем вентиляции" и СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
3.12. Эксплуатация систем водоснабжения и канализации
3.12.1. Использование судов-водолеев в портах должно носить ограниченный характер (доставка воды на суда, находящиеся на рейде, стоящие у причала "вторым бортом" и т.д.). При этом конструкция, состояние емкостей хранения воды должны обеспечивать сохранность исходного количества воды. Подача воды с судов-водолеев должна осуществляться только специальными шлангами, для чего каждое судно-водолей должно быть оборудовано шланговым хозяйством, требования к которому идентичны тем, которые изложены в п. 2.5 настоящих Правил.
3.12.2. Шланговое хозяйство порта должно располагать достаточным количеством запасных элементов, узлов и приспособлений. Использование для снабжения судов водой судовых шлангов или шлангов, не имеющих специальной маркировки, не допускается.
3.12.3. Устройство временного хозяйственно-питьевого водопровода допускается только как исключительная мера по согласованию с органами госсаннадзора и при условии принятия комплекса мер, предотвращающих возможность вторичного загрязнения воды.
3.12.4. Выпуск сточных вод от порта после очистки должен быть осуществлен на основании "Правил санитарной охраны прибрежных вод морей", "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" и "Методических указаний для органов государственного санитарного надзора по применению правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами".
3.12.5. При отсутствии на судах установок для обработки бытовых сточных вод они подлежат сдаче в плавучие сборщики и плавучие сооружения (сливные станции), оборудованные необходимыми приемными устройствами. Приемка сточных вод с судов, стоящих на рейде, осуществляется ассенизационными баржами. Принятые с судов сточные воды через бытовую канализацию передаются на городские станции биологической очистки.
3.12.6. Нефтесодержащие стоки от механических мастерских и гаражей, кислотно-щелочные стоки от зарядных станций и гальванических участков мастерских и стоки от предприятий общественного питания после их локальной очистки могут сбрасываться в бытовую канализацию порта (города) с последующей их очисткой на городских станциях биологической очистки.
3.12.7. Дождевые стоки с постоянных автостоянок, с территории гаражей автомашин и автопогрузчиков должны очищаться от технических примесей и нефтепродуктов, после чего они должны сбрасываться в бытовую канализацию порта (города).
3.12.8. Текущий надзор за условиями эксплуатации и эффективностью работы сооружений по очистке, обеззараживанию и условиям содержания сточных вод является обязанностью предприятий, эксплуатирующих эти сооружения.
3.13. Эксплуатация системы освещения порта
3.13.1. При проверке системы искусственного освещения в порту следует руководствоваться "Методическими указаниями по проведению предупредительного и текущего санитарного надзора за искусственным освещением на промышленных предприятиях".
3.13.2. Измерение освещенности должно производиться при сдаче осветительной установки в эксплуатацию и не реже двух раз в год во время эксплуатации. Места и порядок замеров определяются с учетом "Методических указаний по проведению предупредительного и текущего санитарного надзора за искусственным освещением на промышленных предприятиях".
3.13.3. Для обеспечения нормальной эксплуатации осветительных установок необходимо иметь в крупных портах светотехнические мастерские для ремонта и очистки осветительных приборов.
В этих портах необходимо организовать пункты сбора и утилизации ртути, извлеченной из вышедших из строя газоразрядных ламп. Работа этих пунктов должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил проектирования, оборудования, эксплуатации и содержания производственных и лабораторных помещений, предназначенных для проведения работ со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением" N 780-69 и "Инструкции по очистке спецодежды, загрязненной металлической ртутью или ее соединениями" N 1442-76 от 26 июля 1976 г.
3.13.4. Для ремонта и очистки стекол, а также для обслуживания осветительной аппаратуры складов должны предусматриваться специальные приспособления (стремянки, подъемники), обеспечивающие легкое, удобное и безопасное выполнение указанных работ.
3.13.5. Гигиенические требования к ультрафиолетовому облучению работников портов, расположенных за Северным полярным кругом, должны соответствовать "Указаниям к проектированию и эксплуатации установок искусственного ультрафиолетового облучения на промышленных предприятиях".
3.14. Требования по предупреждению вредного воздействия
физических факторов, опасных и вредных грузов
Требования по предупреждению вредного воздействия
физических факторов
3.14.1. При изучении санитарного состояния производственных помещений и оборудования портов и разработке мероприятий по их улучшению следует руководствоваться "Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий", а также типовым паспортом санитарно-технического состояния условий труда.
3.14.2. Классификация средств и методов защиты работников портов, пристаней от акустических и механических колебаний определяется ГОСТ 12.1.029-80 "Средства и методы защиты от шума" и ГОСТ 12.4.002-74 "Средства индивидуальной защиты рук от вибрации. Общие технические требования".
3.14.3. При защите от шума следует руководствоваться требованиями, изложенными в ГОСТ 12.1.003-83 "Шум, общие требования безопасности", ГОСТ 20445-75 "Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах", "Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий", "Санитарных правилах организации технологических процессов и гигиенических требованиях к производственному оборудованию", СНиП "Защита от шума" и "Гигиенических нормах допустимых уровней звукового давления и уровней звука на рабочих местах".
3.14.4. Измерения шума и вибрации следует производить не реже одного раза в год, а также после ремонта, замены и модернизации отдельных узлов, механизмов и агрегатов. Результаты периодических контрольных замеров должны вноситься в санитарные паспорта объектов. Контроль шума и вибрации проводить при рабочем режиме машин. В указанной работе руководствоваться ГОСТ 12.4.012-83 "Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Общие технические требования" и ГОСТ 20445-75 "Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах".
3.14.5. Уровни звукового давления и вибрации должны соответствовать ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности" и ГОСТ 12.1.012-78 "Вибрация. Общие требования безопасности".
3.14.6. Инструкции по технике безопасности должны содержать разделы по правилам и порядку применения средств индивидуальной защиты от шума и вибрации.
3.14.7. Вводный инструктаж по технике безопасности должен сопровождаться демонстрацией и практическим использованием средств защиты от шума и вибрации.
3.14.8. Входы в помещение с шумом, превышающим 85 дБА, должны быть снабжены предупредительными надписями: "Внимание! Опасные уровни шума! Без средств защиты не входить!" и знаками безопасности, оформленными по ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".
Требования по предупреждению воздействия опасных
и вредных грузов
3.14.9. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами и их хранение должны осуществляться в соответствии с требованиями - в морских портах - "Правил морской перевозки опасных грузов" (МОПОГ) и "Правил безопасности труда в морских портах", в речных портах - "Правил перевозки грузов в портах Минречфлота РСФСР" и "Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР".
3.14.10. Перегрузка опасных грузов, не вошедших в перечни названных документов, в каждом отдельном случае регламентируется правилами (инструкциями) или предписаниями госсаннадзора.
3.14.11. Перегрузку пылящих навалочных грузов следует осуществлять герметически закрытыми машинами и аппаратами, безопасными и удобными для перегрузки и разгрузки, исключающими опасность физического перенапряжения и травматизма, не загрязняющими тело и одежду работающих и окружающую среду.
При дроблении, размоле, а также перегрузке, сопровождающихся выделением пыли, надлежит использовать способы пылеподавления с применением воды, пены и т.п.
3.14.12. К погрузочно-разгрузочным работам с опасными грузами и фумигированными допускаются лица лишь после прохождения предварительного медицинского осмотра в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР "О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда".
3.14.13. Перегрузка опасных грузов, а также необработанного кожевенного сырья допускается после согласования с органами госсаннадзора на специально отведенных и оборудованных участках (ППК).
3.14.14. О всех предполагаемых работах с вредными и опасными грузами диспетчерская служба порта заблаговременно до прибытия груза в порт должна сообщить в санитарно-эпидемиологическую станцию, указав место предполагаемых работ и род груза.
3.14.15. На ядовитые грузы (класс 6.1 МОПОГ) должны быть сертификаты, с указанием физико-химических свойств и других особенностей данного груза.
3.14.16. Перед началом выгрузки опасных грузов из трюмов и железнодорожных вагонов последние должны быть проветрены для снижения содержания опасных веществ в воздухе.
3.14.17. До начала проведения работ с опасными грузами и фумигированными продуктами работающие должны быть проинструктированы по технике безопасности и производственной санитарии.
3.14.18. Погрузка различных грузов производится в тщательно защищенные от прежнего груза, промытые и просушенные трюмы, вагоны и склады.
3.14.19. Спуск в трюм портовых рабочих может быть разрешен после того, как администрация судна подтвердила отсутствие в трюме газообразования и других факторов, угрожающих здоровью портовых рабочих.
3.14.20. Склады токсических, едких и раздражающих веществ должны быть связаны прямыми телефонами и сигнализацией с медпунктом и диспетчерской.
3.14.21. В местах переработки и складах токсических и обладающих кожераздражающими свойствами веществ должны быть водоразборные краны, колонки или питьевые фонтанчики, а также аптечки со средствами первой медицинской помощи (включая антидотную терапию) с учетом характера перегружаемых грузов. Перечни медицинских средств и инструкции по их применению комплектуются в соответствии с требованиями Правил МОПОГ.
3.14.22. Во время и после переработки опасных грузов воспрещается курить, принимать пищу и отлучаться по личным надобностям до того, как будут тщательно вымыты руки, прополоскана полость рта и выполнены другие требования личной гигиены согласно указаниям медперсонала.
3.14.23. Воспрещается переносить на спине и на плечах ядовитые и разъедающие кожу вещества (бром, серную, азотную, соляную, хлористоводородную и другие минеральные кислоты, уксусную эссенцию и другие органические кислоты, пек - каменно-угольный и нефтяной, марганцевокислый калий, негашеную известь и т.п.). Бутылки с кислотами должны переносить в ивовых коробках, устланных соломой (или в другой соответствующей таре), два человека на высоте 15 - 20 см от поверхности.
3.14.24. Такелаж, находившийся в соприкосновении с опасными грузами, следует подвергать тщательной механической очистке, а в отдельных случаях и специальной санитарной обработке. Такой такелаж не должен применяться для других грузов. Механическая чистка, мойка и санитарная обработка бывшего в употреблении такелажа должна производиться в специально устроенных помещениях.
3.14.25. Трюм, вагон, автомашина, площадка, склад и все прочие места, где производилась переработка опасных грузов, после окончания работ должны подвергаться тщательной уборке и санитарной обработке.
3.14.26. В специальных складах для хранения грузов, выделяющих при переработке пыль, уборка должна быть механизирована при помощи стационарных подвижных установок или гидросмыва.
3.14.27. Для ликвидации аварийных россыпей или разливов химических грузов, а также их остатков в портах должны быть выделены: специализированные бригады из числа обученного по специальной программе персонала, места сбора и обезвреживания химических веществ с обеспечением необходимым набором дезактивационных средств и оборудования согласно требованиям МОПОГ.
3.14.28. Требования к таре для опасных грузов регламентируются Правилами МОПОГ. Опасные грузы с поврежденной упаковкой (тарой) к перегрузке (выгрузке) не допускаются.
В случаях повреждения тары или при обнаружении россыпи или разлива опасных веществ погрузочно-разгрузочные работы должны быть немедленно прекращены, рабочие удалены из грузового помещения и вызвана аварийная бригада, которая проводит работы по устранению аварийной ситуации в строгом соответствии с заранее разработанными рекомендациями.
Примечание: Указанное правило не распространяется на опасные грузы класса 4.2 МОПОГ и Правила перевозок груза Минречфлота РСФСР (хлопок, жгут, уголь, стружка и т.д.).
3.14.29. При обнаружении повреждения баллона с ядовитым газом (например, сернистый ангидрид и др.) его следует быстро унести на расстояние не менее 100 м в наветренную сторону от жилых и производственных зданий и причалов, на которых производятся работы или у которых стоят суда, и закопать в землю на глубину 1 м. Ямы для этого должны быть заготовлены до начала работ. Место захоронения должно устанавливаться по согласованию с органами госсаннадзора.
3.14.30. По окончании работ с опасными грузами все участвующие в перегрузке обязаны пройти санобработку в душевой (пропускного типа). Обмывочный пункт должен быть обеспечен аптечкой, нейтральным мылом, мягким полотенцем и мочалками. При нем должны быть оборудованы две раздевалки: одна с индивидуальными шкафчиками для хранения домашней одежды портовых рабочих, другая для хранения (до обработки) загрязненной спецодежды. После пользования спецодежда должна быть обезврежена (дезинфекция, обеспыливание, стирка и т.п.).
3.14.31. В портах, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы с опасными и пылящими грузами и фумигированными продуктами, необходимо предусматривать возможность проведения обеспыливания: дегазация, дезактивация спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, грузовых площадок и подъемно-транспортного оборудования в соответствии с правилами МОПОГ.
3.14.32. Перегрузка пека и пекосодержащих материалов осуществляется в соответствии с "Санитарными правилами при транспортировке и работе с пеками".
3.14.33. При эксплуатации причалов для перегрузки радиоактивных веществ необходимо предусматривать мероприятия, предотвращающие вредное воздействие на рабочих ионизирующего облучения, в соответствии с "Основными санитарными нормами работы с радиоактивными веществами и др. источниками ионизирующего облучения", "Нормами радиационной безопасности".
3.14.34. Перед началом разгрузочных работ в трюмах с фумигированными пищевыми продуктами необходимо проведение дегазации, например активным вентилированием с подогревом.
3.14.35. В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ с пылящими и опасными грузами должен осуществляться систематический ведомственный контроль за содержанием вредных паров, газов в воздухе рабочей зоны в соответствии с "Положением о санитарной лаборатории на промышленном предприятии".
Средства индивидуальной защиты
3.14.36. Портовые рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в зависимости от метеоусловий, свойств перерабатывающих грузов, их токсикологической характеристики и условий труда при различных способах и методах их перегрузки по типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, и отраслевым нормам.
3.14.37. В портах должны быть предусмотрены специально оборудованные помещения для ремонта, хранения и проверки средств индивидуальной защиты работающих.
3.14.38. Спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты и другие предохранительные приспособления должны отвечать требованиям ГОСТ 12.4.011 "Средства защиты работающих. Классификация".
3.14.39. При содержании в воздухе рабочей зоны пыли, вредных паров и газов выше предельно допустимых концентраций работы без средств индивидуальной защиты запрещаются.
3.14.40. При изменении метеорологических условий, влияющих на более интенсивное выделение токсических веществ в воздухе рабочей зоны (дождь, ветер и т.п.), работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий производства работы.
3.14.41. За каждым работающим должен быть закреплен комплект индивидуальных средств защиты: спецодежда, спецобувь, респиратор, противогаз, защитные очки, перчатки или рукавицы и др. Противогаз, защитные очки должны быть соответствующих размеров и подбираться индивидуально для каждого работающего.
3.14.42. При работах с веществами, оказывающими вредное воздействие на кожу, работающим должны выдаваться профилактические пасты и мази, а также смывающие и дезинфицирующие средства.
3.14.43. Для защиты органов дыхания работающих от поступления вредных веществ в паро-, газо-, аэрозольных фазах должны использоваться адекватные виду опасности средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) в соответствии с ГОСТ 12.4.034.78, ГОСТ 12.4.041 "Респираторы фильтрующие. Общие технические требования" и ГОСТ 12.4.042-78 "Противогазы промышленные фильтрующие. Общие технические требования". Правила выбора, эксплуатации, нормирования работы в них, сроки службы изложены в руководствах по СИЗОД.
3.14.44. При перегрузке опасных грузов, помимо СИЗОД, выдаваемых работающим для индивидуального пользования, должен быть обеспечен их аварийный запас, который хранится в легко доступных местах.
3.14.45. Ежедневно после работы лицевые части противогазов и респираторов должны быть промыты в теплой воде с мылом и продезинфицированы ватным тампоном, смоченным в спирте или 0,5% растворе марганцевокислого калия. После дезинфекции лицевые части вновь необходимо промыть в чистой воде и высушить при температуре 30 - 35 °C.
3.14.46. Для защиты рук и ног при работе с пылевыми ядовитыми грузами следует применять специальные рукавицы и защитные сапоги. Запрещается использование медицинских резиновых перчаток.
Применение защитных перчаток и рукавиц не исключает необходимость применения защитных мазей и паст.
3.14.47. Для защиты глаз от вредных паров, газов и пыли следует применять противопылевые очки.
3.14.48. Спецодежда работающих должна подвергаться своевременному ремонту и стирке, а в портах, где перегружаются ядовитые и опасные по инфекциям грузы, - дегазации и дезинфекции, а защитная одежда - дезактивации и стирке.
3.14.49. Стирка, ремонт и обезвреживание спецодежды должны производиться централизованно. Вынос спецодежды с производства и стирка ее в домашних условиях запрещается.
3.15. Требования по недопущению загрязнения
атмосферного воздуха
3.15.1. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и объектах окружающей среды в портах (атмосферном воздухе, воде и почве) не должно превышать предельно допустимые концентрации, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.
3.15.2. При оценке степени загрязнения атмосферного воздуха при совместном присутствии нескольких веществ необходимо учитывать эффект биологической суммации в соответствии со списком ПДК, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
3.15.3. В портах для каждого источника загрязнения атмосферного воздуха должен быть рассчитан ПДВ (предельно допустимый выброс), утвержденный и согласованный учреждениями Госкомгидромета СССР и МЗ СССР.
Примечание: При отсутствии ПДК вредных веществ, содержащихся в выбросах проектируемого предприятия, в расчетах используют ОБУВ, разработанные в соответствии с Инструкцией Минздрава СССР "О порядке разработки ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
3.15.4. При определении загрязненности атмосферного воздуха руководствоваться "Временными указаниями по расчету выбросов в атмосферу в морских портах" и "Методикой определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке сыпучих грузов".
3.15.5. В складских помещениях на судах запрещается работа автомашин и погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания, не оборудованных нейтрализаторами и без достаточной вентиляции, исключающей возможность скопления в складе окиси углерода и других отработанных газов в концентрациях, превышающих предельно допустимые.
3.15.6. Налив и слив нефтепродуктов и других химических грузов должен осуществляться в соответствии с правилами МОПОГ способами, предотвращающими поступление вредных веществ в производственную и внешнюю среду, обеспечивающими их содержание в воздухе рабочей зоны не выше предельно допустимых концентраций.
3.16. Требования к охране водоемов
3.16.1. Содержание вредных веществ в воде портовых акваторий морей и рек не должно превышать ПДК, утвержденных МЗ СССР для районов хозяйственно-бытового водоиспользования.
3.16.2. Порты должны быть оснащены плавающими ограждениями, нефтемусоросборщиками и другими современными средствами, обеспечивающими полное удаление нефтепродуктов и мусора в акватории порта.
3.16.3. Лабораторный контроль за влияние сточных вод на условия хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоиспользования учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проводится выборочно, исходя из местной санитарной ситуации на водоеме и степени ее возможной опасности для здоровья населения. Лишь в особых случаях, связанных с выделением причин создавшейся неблагоприятной санитарной обстановки на водоеме, должен быть осуществлен контроль за эффективностью работы очистных сооружений.
3.16.4. Государственный лабораторный контроль органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в соответствии с требованиями "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", "Правил санитарной охраны прибрежных вод морей".
3.16.5. Контроль за технической эффективностью работы водоохранных сооружений и общим содержанием водоемов осуществляется органами по регулированию использования и охране вод Минводхоза СССР.
3.16.6. Для ликвидации возможных аварийных разливов нефтепродуктов и других вредных веществ в портах должны быть выделены специальные бригады, оснащенные средствами ликвидации аварийных разливов с поверхности водоема (нефтемусоросборщик, боковые ограждения и др.). Ежегодно указанные бригады должны проводить соответствующие учения с участием представителей органов государственного надзора по соблюдению природоохранительного законодательства.
3.16.7. Ливневые стоки с территорий причалов ППК, производящих перегрузку генеральных грузов, контейнерных терминалов, навалочных грузов, допускается сбрасывать в акваторию порта после очистки в колодцах ливневой канализации, оборудованных осадочными камерами.
3.16.8. Ливневые стоки с территории автостоянок, портовых гаражей и пр. должны подвергаться очистке от нефтепродуктов, с последующим сбросом в систему городской канализации.
3.16.9. На ППК, где перегружаются химические грузы, необходимо обеспечить условия по сбору, очистке и обезвреживанию загрязненных вод, образующихся при промывке грузовых емкостей, и ливневых вод с территорий, где происходит перегрузка химических грузов.