2.2. Производственные перегрузочные комплексы (ППК), склады, базы, другие службы и сооружения, перегрузочные машины, вокзалы
2.2. Производственные перегрузочные комплексы (ППК),
склады, базы, другие службы и сооружения, перегрузочные
машины, вокзалы
Общие требования
2.2.1. В целях снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от судовых двигателей портовые причалы должны быть оборудованы специально выделенными электроколонками для энергообеспечения судов на период их стоянок в портах.
2.2.2. Разрывы между сухогрузными участками различного технологического назначения должны приниматься в соответствии с Приложением 1 (отдельно для морских и речных портов).
ППК для перегрузки опасных и вредных грузов
2.2.3. При проектировании и строительстве портов, где будут осуществляться погрузочно-разгрузочные работы с опасными и вредными грузами, необходимо учитывать требования - для морских портов - "Правил морской перевозки грузов в портах Минречфлота РСФСР" и "Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР". Кроме того, необходимо учитывать методические рекомендации по "Организации и проведению санитарно-гигиенического надзора при перегрузке и перевозке пылящих навалочных грузов в портах".
2.2.4. В портах с крупными нефтебазами, с наличием причалов, обслуживающих газовозы, химовозы, и при регулярной переработке других опасных грузов, должны быть предусмотрены газоспасательные станции.
2.2.5. При проектировании и эксплуатации портов необходимо предусматривать устройства, которые полностью или максимально исключают выделение пыли (паров) и газов в атмосферу. При этом должны предусматриваться:
- комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление перегрузочными процессами, а также автоматическая сигнализация о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью выделения вредностей;
- применение унифицированных специальных обеспыливающих технических средств, защитных устройств, санитарно-технических установок, высокоэффективных средств очистки выбросов, создание санитарно-защитных зон;
- применение устройств и приборов для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и акваторию вредных веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса;
- автоблокировка перегрузочного оборудования с очистными аспирационными и другими санитарно-техническими устройствами.
2.2.6. При перегрузке навалочных и насыпных грузов грейферными кранами (установками циклического действия) должны соблюдаться следующие условия:
- обеспечение плавности перегрузочного цикла;
- недопущение переполнения грейфера грузом;
- наличие на грейферах, ковшах и др. емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза;
- ограничение в пределах 1,5 - 2,5 м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов;
- использование специальных пылеподавляющих насадок на бункеры, в которые высыпается груз.
2.2.7. На установках конвейерного транспорта для борьбы с пылеподавлением должны быть предусмотрены:
- автоматизация процесса разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов и автотранспорта, при котором исключается присутствие людей в запыленной зоне;
- локализация пыли в узлах разгрузки (погрузки) вагонов и автотранспорта, а также в узлах пересыпки путем устройства соответствующих укрытий, с применением аспирационных установок с очисткой удаляемого воздуха;
- применение специальных схем обеспыливания (гидрообеспыливание, обработка груза специальными веществами, снижающими его пылеобразующую способность);
- пылеподавляющие насадки на разгрузочных рукавах в узлах передачи груза на судно.
2.2.8. На пневмотранспортных установках по перегрузке навалочно-насыпных грузов для борьбы с пылевыделением должны обеспечиваться следующие условия:
- высокая степень герметичности трубопроводов, отсутствие в них внутренних шероховатостей, резких изгибов и переходов;
- соблюдение высокоэффективного режима работы воздуходувных машин с возможностью регулирования параметров пневмотранспортного процесса;
- эффективные пылеотделители.
2.2.9. В проектах портов, где будут перегружать химические опасные и пылящие фумигированные грузы, необходимо предусматривать установки для обеспыливания, дегазации, дезактивации спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, грузовых площадок и подъемно-транспортного оборудования в соответствии с правилами МОПОГ.
2.2.10. В ППК, где есть пылящие грузы, должны предусматриваться в санблоках обеспыливающие устройства.
2.2.11. В проектах новых, расширяемых, реконструируемых портах должны быть приведены уровни прогнозного расчета загрязнений атмосферного воздуха населенных мест с учетом фонового (существующего) загрязнения.
2.2.12. В проекте должны быть предусмотрены решения по обеспечению соблюдения ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест в период метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания промышленных выбросов (штиль, инверсии, туманообразование и др.), когда может происходить резкое временное возрастание загрязнения атмосферного воздуха.
2.2.13. Для сбора и хранения бочкотары, предназначенной для горюче-смазочных материалов, в портах должны выделяться специально оборудованные площадки.
2.2.14. Складирование на портовых участках и ППК ядовитых грузов (класс 6.1 МОПОГ) и грузов продовольственных, хлебофуражных, химико-фармацевтических, одежды, посуды и др. предметов домашнего обихода, должно быть раздельным.
2.2.15. При хранении ядовитых грузов на открытых площадках необходимо обеспечить их охрану.
2.2.16. ППК, площадки, грузовые участки для перегрузки жидких опасных грузов, а также сжиженных токсических газов должны быть оборудованы механизмами, полностью исключающими ручные операции.
2.2.17. В ППК, где предусматривается регулярная переработка опасных грузов, должны быть выделены специально оборудованные площадки для ремонта тары и перетаривания этих грузов. Место для площадки и его оборудование согласовывается с органами госсаннадзора. Ремонт тары и перетаривание опасных грузов в местах складирования и проведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается.
2.2.18. Размещение оборудования на специальных ППК для дробления, смешения и сортировки пылящих грузов должно производиться с учетом максимального сокращения протяженности путей при их транспортировке по схемам, обеспечивающим минимальное выделение пыли.
2.2.19. Высота падения пылящих грузов в узлах перегрузки установок непрерывного действия должна быть минимально возможной. Места падения пылящих грузов должны быть укрыты для предотвращения поступления загрязненного пылью воздуха в зону дыхания рабочего.
2.2.20. Штабели навалочных грузов, а также пылящих грузов в таре следует ограждать переносными разделительными и подпорными стенками и щитами.
ППК, участки для перегрузки пищевых продуктов
2.2.21. В ППК, где проектируется постоянная перегрузка пищевых грузов, необходимо выделение специализированных участков или ППК при переработке этих грузов.
2.2.22. В ППК, где предусматривается перегрузка пищевых грузов, для используемого для этой перегрузки транспорта на стоянке должно быть выделено специальное место.
2.2.23. В портах, где предусматривается перегрузка скоропортящихся грузов, не всегда перегружаемых по прямому варианту, должны быть спроектированы помещения холодильников, обеспечивающие температурные режимы и соответствующие требования "Санитарных правил для предприятий холодильной промышленности".
Контейнерные терминалы
2.2.24. При проектировании и эксплуатации контейнерных терминалов необходимо руководствоваться требованиями РД 31.44.04-80 "Контейнеры крупнотоннажные универсальные. Правила технической эксплуатации и безопасности труда в морских портах".
Склады
2.2.25. Складские помещения портов должны соответствовать требованиям СНиП "Складские здания и сооружения общего назначения. Нормы проектирования".
2.2.26. Ворота или другие открывающиеся устройства в складах должны быть выполнены так, чтобы исключать проникновение крыс, а в отапливаемых складах - оборудованы тепловыми завесами.
2.2.27. Применение автопогрузчиков, не оснащенных нейтрализаторами выхлопных газов, в складах, не оборудованных принудительной вентиляцией, не допускается.
2.2.28. Устройства и оборудование складских помещений для хранения опасных грузов должны соответствовать требованиям "Правил морской перевозки опасных грузов" (МОПОГ) и Правил безопасности труда в морских портах; в речных портах - "Правил перевозки грузов в портах Минречфлота РСФСР" и "Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР".
2.2.29. Объединять складские помещения и площадки для пищевых, ядовитых, пылящих и опасных в санитарном отношении грузов запрещается.
2.2.30. При объединении в одном складском помещении, на одной площадке различных вредных грузов следует группировать грузы с одинаковой вредностью и располагать их смежно, отделяя более вредные участки от менее вредных.
2.2.31. На специальных складах для хранения ядовитых, пылящих, радиоактивных и опасных в санитарном отношении грузов надлежит предусматривать автоматизацию вентилируемых устройств, применение сигнализаторов аварийного роста концентрации в воздухе складов опасных веществ.
2.2.32. Предоставляемые на утверждение и согласование с органами и учреждениями санэпидслужбы проекты складского хозяйства вновь строящихся и реконструируемых портов должны содержать устройства и мероприятия по устранению возможного воздействия вредных веществ, пыли на работающих.
Перегрузочные машины
2.2.33. Кабины машинистов кранов должны удовлетворять требованиям "Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов" и "Изменений" к ним.
2.2.34. Кабины перегрузочной техники должны удовлетворять требованиям "Санитарных норм и правил по ограничению вибраций и шума на рабочих местах самоходных технологических и транспортных технологических машин".
2.2.35. Кабины перегрузочной техники должны быть оборудованы виброамортизирующими устройствами, изолированы от проникновения выхлопных газов, пыли и шума, снабжены козырьками, защищающими от прямых солнечных лучей и слепящего света прожекторов.
2.2.36. Кабины поста управления перегрузочных машин должны быть теплоизолированы, застеклены, иметь отопительные приборы и механическую вентиляцию, обеспечивающие микроклимат в кабинах в пределах нормативных требований.
2.2.37. Температура пола и других внутренних поверхностей кабины в зимний период времени должна быть не более чем на 3 °C ниже температуры воздуха в кабине.
2.2.38. Кордонные контейнерные перегружатели контейнерных терминалов должны быть оснащены лифтами.
2.2.39. Конструкция и внутренние габариты кабин перегрузочных машин должны обеспечивать работающим нестесненное положение на сидении, свободное и удобное управление рычагами и педалями; полный обзор участка работ и рабочих органов машины, надежную защиту от неблагоприятных метеорологических условий, пыли, отработанных газов, ядохимикатов и др. неблагоприятных факторов.
2.2.40. Сидение в кабинах перегрузочных машин должно удовлетворять требованиям ГОСТ 21889-76 "Система "человек - машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования".
Продовольственные портовые базы для снабжения флота
2.2.41. При проектировании морских и речных портов или крупных транзитных пристаней для обеспечения общественного питания экипажей и пассажирских судов необходимо предусматривать строительство специальных продбаз снабжения.
2.2.42. Проектирование и эксплуатация продовольственных баз осуществляется в соответствии с "Санитарными правилами для предприятий холодильной промышленности".
2.2.43. Продбазы необходимо располагать на специально отведенной территории порта.
Примечания:
1. В отдельных случаях с разрешения органов госсаннадзора допускается эксплуатация мелких баз, не имеющих прилегающей территории, при условии специального помещения для хранения тары и хозяйственных материалов.
2. В мелких портах (пристанях) допускается расположение мелких продбаз в служебных или жилых зданиях. При этом необходимо предусматривать для них отдельный вход, не связанный с входом в жилые, общественные, служебные или производственные помещения и имеющий подъездные пути.
2.2.44. Не разрешается размещать продбазы в непосредственной близости от причалов и складов, на которых перерабатываются пылящие, ядовитые, биологически опасные грузы, а также вблизи предприятий, связанных с обработкой или применением ядовитых веществ или материалов, опасных в отношении инфекции. Вновь строящиеся продбазы (склады) должны иметь соответствующие санитарно-защитные зоны, предусмотренные в "Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий".
2.2.45. Территория двора продбазы должна быть замощена либо асфальтирована или иметь тротуары. Неасфальтированные и незамощенные части территории должны быть озеленены.
2.2.46. В продбазе должны быть предусмотрены следующие помещения:
- склады-рефрижераторы для хранения скоропортящихся товаров, в том числе для отдельного хранения мяса, птицы, мясных продуктов, рыбных продуктов, молока и молочных продуктов, масла и жиров, фруктов, ягод и отдельно овощей;
- камеры (помещения) для хранения нескоропортящихся продовольственных товаров (хлеба, муки, круп, соли, сахара и др. бакалейных товаров);
- помещения для хранения соленых и квашеных овощей (капусты, огурцов, помидоров, грибов и т.п.);
- хранилище для овощей и фруктов;
- складские помещения для хранения прохладительных напитков, соков, вин;
- административные и бытовые помещения.
2.2.47. Жидкие отбросы должны спускаться в канализацию, а при ее отсутствии собираться в специальные помойные ямы с плотно закрывающимися крышками и водонепроницаемым дном и стенками.
2.2.48. Для хранения тары, топлива, стройматериалов и т.п. продбазы должны иметь специальные помещения или отведенные для этой цели на территории двора благоустроенные площадки.
2.2.49. Продбазы должны иметь специальный транспорт, автомашины и катера для доставки продовольственных товаров на продбазу, а также на суда, стоящие на рейде; транспорт должен быть закрытый, с устройствами, обеспечивающими сохранность скоропортящихся продуктов.
2.2.50. При проектировании продбазы следует предусматривать максимальную механизацию производства и, в первую очередь, электроподъемники (лифты) для доставки тяжестей на этажи, а также тележки (автокары) или другой транспорт при перемещении грузов внутри этажей, расфасовочные и упаковочные машины и т.д.
2.2.51. Полы во всех помещениях должны быть без щелей и выбоин; рекомендуется облицовывать их метлахскими плитками светлых тонов (или материалами, замещающими их). Целесообразно предусмотреть устройство плинтусов и округлять межстенные углы.
2.2.52. Помещения продбазы должны быть присоединены к водопроводу. Вода, идущая на продбазу, склад, должна отвечать требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".
2.2.53. Во всех производственных помещениях продбазы должны быть предусмотрены вентиляция естественная, механическая или комбинированная, а также отопление водяное или воздушное.
2.2.54. На крупных продбазах для хранения и передвижения мяса должны быть оборудованы подвесные пути, снабженные роликами и крючками (луженными пищевым оловом или сделанными из нержавеющей стали).
Диспетчерские
2.2.55. Площади помещений диспетчерских следует проектировать с высотой не менее 3,2 м с расчетом не менее 4,5 кв. м на одного работающего в наиболее многочисленной смене.
2.2.56. Рядом с остекленными диспетчерскими следует предусматривать в проекте порта смежные с ними, также остекленные помещения, расположенные на высоте, обеспечивающей наибольший обзор фронта работ и акватории порта, а также акустически изолированные помещения аппаратной диспетчерской связи оповещения.
2.2.57. Диспетчерская связь с портовым железнодорожным транспортом должна быть радиофицированной. Связь по открытой громкоговорящей сети запрещена.
Радиостанции
2.2.58. Портовые радиостанции необходимо размещать в обособленных помещениях. Устройство их и эффективность защиты от ВЧ и СВЧ излучений должны удовлетворять требованиям "Санитарных норм и правил при работе с источниками электромагнитных полей высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот" и "Санитарных норм и правил размещения радиотелевизионных и радиолокаторных станций", "Электромагнитные поля радиочастот".
2.2.59. При работе нескольких передатчиков необходимо принять меры, исключающие превышение предельно допустимых величин в результате суммирования энергии излучения от нескольких передатчиков (рациональное размещение радиопередатчиков и экранирование, вынос коммутаторов из зала передатчиков и т.п.).
2.2.60. При стоянке судна в порту, когда осуществляется ремонт и наладка радиолокационных станций, в целях защиты портовых рабочих, занятых перегрузочными работами на судах, следует устанавливать эквивалент на антенну, направлять радиолучи в сторону моря.
Зачистные станции
2.2.61. Для производства зачистных работ на нефтеналивных судах в порту (на пристани) проектируется зачистная станция. Технология зачистных работ на станции должна обеспечивать эффективную зачистку судов и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Зачистные работы непосредственно на нефтеналивных судах регламентируются требованиями "Санитарных правил для морских судов СССР".
2.2.62. На зачистных станциях, кроме производственных помещений, необходимых по технологии зачистных работ, следует предусмотреть следующие помещения: административное; дежурное, для обогрева и отдыха рабочих, с числом мест, соответствующих числу мойщиков в наиболее многочисленной смене, красный уголок, курительную комнату, пищеблок, умывальники с подачей холодной и горячей воды, гардеробные с индивидуальными шкафами для раздельного хранения грязной и чистой спецодежды на каждого работающего, сушилку и душевые, туалеты, помещение для хранения моющих препаратов, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией.
2.2.63. Производственные и бытовые помещения зачистных станций должны быть оборудованы вентиляцией, обеспечивающей в зоне пребывания рабочих состав воздушной среды и температуру воздуха, соответствующие требованиям "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий" и ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
2.2.64. Зачистная станция должна быть оборудована специальными системами и средствами механизации для выполнения всех видов работ на берегу и на судах без применения ручного труда.
2.2.65. Для контроля за концентрацией вредных паров и газов в воздухе рабочей зоны и за содержанием следов нефти в сливаемых водах на зачистных станциях должны предусматриваться химические лаборатории. Лаборатория должна иметь в оборудовании вытяжной шкаф, приборы для отбора проб воздуха и газоанализаторы.
Мастерские, гаражи, аккумуляторные
2.2.66. В кузнечных цехах, мастерских порта для нагревания печей, горнов следует, по возможности, применять газ или электроэнергию.
2.2.67. Станки механических цехов, мастерские порта должны иметь прозрачные защитные экраны, стружкоотражатели, стружкосборники, приспособления, не допускающие разбрызгивание охлаждающих масел и эмульсий и образование масляного тумана, а также облегчающие стекание масел и эмульсий в приемники, местную вытяжную вентиляцию.
2.2.68. В сварочном отделении постоянные рабочие места сварщиков необходимо оборудовать местными отсосами, расположенными на уровне 0,2 м над рабочей поверхностью.
2.2.69. Помещение для зарядки и хранения аккумуляторных батарей должно быть в дополнение к общеобменной системе вентиляции оборудовано в соответствии с правилами устройств электроустановок специальными устройствами типа бортовых отсосов с передувками от площадок для зарядки батарей.
2.2.70. Наименьшая высота аккумуляторного помещения при установке батарей должна быть не менее 3 м. Ширина проходов между рядами стеллажей в аккумуляторной должна быть не менее 1 м, а между стеллажами не менее 0,8 м. При установке стеллажей непосредственно у стен расстояние между стеллажами должно быть не менее 0,20 м.
2.2.71. В гаражах автомашин и автопогрузчиков должны быть организованы посты диагностики содержания окиси углерода в выхлопных газах автомашин с карбюраторными двигателями и дымности дизельных двигателей с оснащением их необходимой измерительной аппаратурой.
2.2.72. Гаражи для авто- и электропогрузчиков должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, рассчитанной на удаление окиси углерода и других ядовитых веществ, образующихся при испытании и запуске автомашин (двигателей). Использование гаражей для ремонтных работ запрещается.
2.2.73. Все работы, связанные с ремонтом автомашин, заменой отдельных частей и т.п., должны быть механизированы таким образом, чтобы исключить ручные операции, связанные с подъемом тяжестей и контактом с растворителями.
Пассажирский район порта. Вокзалы
2.2.74. В морских и речных портах, имеющих пассажирские районы, причалы, участки, должны содержаться пассажирские вокзалы либо павильоны, соответствующие ВСН "Вокзалы. Нормы проектирования", "Временным нормам технологического проектирования речных вокзалов" и Пособию к ВСН "Вокзалы. Нормы проектирования" (раздел "Морские вокзалы").
2.2.75. На территории вокзала должны располагаться медицинский пункт и санитарно-контрольный пункт (СКП). Медицинский пункт располагают на 1 этаже. СКП следует располагать не выше 2 этажа не менее чем в двух комнатах не менее чем по 8 кв. м.
На морских вокзалах, принимающих суда загранплаваний, следует предусматривать специальные служебно-медицинские помещения в соответствии с распоряжением Минздрава СССР от 15.04.86 N 04-4/56-4.
2.2.76. Проекты новых или реконструируемых пассажирских вокзалов должны:
- учитывать природно-климатические и местные особенности районов строительства;
- предусматривать широкое внедрение средств механизации и автоматизации при выполнении операций по обслуживанию пассажиров, уборке помещений, транспортировке багажа и т.п.;
- создать четкое разделение потоков пассажиров и транспорта, пассажиров дальнего следования и пригородного, пассажиров прибытия и отправления, пассажиров и багажа;
- для удобства в обслуживании пассажиров, не пользующихся пассажирским зданием (15 - 20% от расчета вместимости вокзала), предусматривать навесы на перронах, широко использовать ветрозащитные стенки и солнцезащитные устройства на территории пассажирских районов, учитывая, что пассажирские районы являются одновременно местом отдыха у воды.
2.2.77. Пассажирские вокзалы и павильоны не разрешается располагать на территории грузовых причалов.
2.2.78. В небольших портах и пристанях пассажирские суда по согласованию с органами госсаннадзора могут швартоваться к грузовым причалам.
2.2.79. Пассажирские районы (причалы, участки) необходимо ограждать от грузовых районов защитными зонами зеленых насаждений.
2.2.80. Пассажирские дебаркадеры, устанавливаемые при значительных амплитудах колебания уровня воды в реках, не разрешается устанавливать у неблагоустроенной территории, а также у грузовых причалов, где перерабатываются вредные в санитарном отношении грузы.
2.2.81. Все помещения пассажирских вокзалов должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции по СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и ВСН "Вокзалы. Нормы проектирования". Наружные входы должны иметь эффективно работающие воздушно-тепловые завесы или отапливаемые тамбуры в соответствии с 4 главой СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
2.2.82. Механическая приточная система вентиляции вокзалов в соответствии с ВСН "Вокзалы. Нормы проектирования" должна подавать в помещение свежий воздух не менее 30 куб. м в час на 1 человека в летнее время и не менее 20 куб. м в час зимой и в переходный период года. Скорость движения воздуха в зоне пребывания человека не должна превышать зимой 0,3 м в секунду. Относительная влажность воздуха должна быть 30 - 60%.
2.2.83. Внутренние сети водоснабжения и канализации зданий вокзалов должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП "Внутренний водопровод и канализация зданий". Сети горячего водоснабжения должны соответствовать СНиП "Горячее водоснабжение".