ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 февраля 2011 г. N 30

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

С наступлением пожароопасного периода, вызванного аномально высокой температурой воздуха на территории отдельных субъектов Российской Федерации, летом 2010 г. резко возросло число природных пожаров, повлекших человеческие жертвы и значительный материальный и экологический ущерб. В ряде регионов Президентом Российской Федерации вводилось чрезвычайное положение.

Проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации мониторинг показал, что ситуация с обеспечением пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах отдельных регионов была крайне сложной и требовала принятия кардинальных мер организационного характера, в том числе органами прокуратуры.

Неподготовленность органов власти, органов местного самоуправления и организаций электроснабжения к последствиям природных аномалий в декабре 2010 г. явилось причиной повсеместных аварийных отключений электричества в населенных пунктах, на социально значимых и производственных объектах.

В случае возникновения в дальнейшем подобных чрезвычайных ситуаций природного характера крайне серьезные последствия могут возникнуть в местах расположения опасных производственных, научных, военных и иных объектов.

В целях обеспечения законности, защиты прав граждан в социальной и экономической сферах, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдение прав граждан, пострадавших в результате стихийных и иных бедствий, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в сфере расходования бюджетных средств, выделенных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами государственной власти, военного управления и органами местного самоуправления в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций:

устанавливать, приняты ли органами государственной власти, военного управления и органами местного самоуправления нормативные правовые акты, а также соответствующие целевые программы и планы мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; в каком объеме профинансированы мероприятия, предусмотренные ими;

выяснять, созданы ли при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Систематически анализировать работу указанных органов по профилактике чрезвычайных ситуаций, включая сбор и обмен информацией в названной области, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для их ликвидации, подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требовать от должностных лиц указанных органов выполнения возложенных обязанностей в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций;

при выявлении в деятельности указанных органов нарушений требований пожарной безопасности выяснять причины и условия, им способствующие, в том числе полноту финансирования и соблюдение требований бюджетного законодательства;

проводить проверки исполнения законодательства в части выполнения мероприятий по охране и защите лесов физическими и юридическими лицами - арендаторами лесных участков;

с привлечением контролирующих органов проводить проверки исполнения законодательства в части обеспечения безопасности опасных производственных, научных, военных и иных объектов, расположенных в лесах. При проверке организаций, выполняющих работы по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, эксплуатирующих трубопроводы, необходимо выяснять, соблюдаются ли ими требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417. Особое внимание обращать на готовность таких предприятий к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе наличие аварийно-спасательных формирований, подразделений пожарной охраны, укомплектованность личного состава указанных подразделений, оснащенность снаряжением и спецтехникой, наличие систем оповещения персонала и населения, проживающего вблизи опасного объекта.

2.2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства органами государственной власти, военного управления и органами местного самоуправления в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий:

устанавливать надлежащее взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью получения информации о возникновении чрезвычайных ситуаций, числе пострадавших граждан, масштабах причиненного ущерба, комплексе принимаемых мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

обеспечить надзор за деятельностью указанных органов по своевременному информированию населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, организации и проведению эвакуационных мероприятий, аварийно-спасательных и других неотложных работ, установлению ограничений в пользовании природными участками. Особое внимание обращать на оказание ими содействия устойчивому функционированию организаций здравоохранения, социальной сферы, образования и иных организаций межмуниципального и регионального значения.

2.3. При осуществлении надзора за соблюдением прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций:

систематически проверять реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, военного управления и органами местного самоуправления законодательства об оказании медицинской помощи пострадавшим в результате опасных природных явлений, стихийных и иных бедствий, об их жилищном и бытовом обустройстве. Уделять особое внимание проверке целевого использования материальной и гуманитарной помощи пострадавшим. Проверять исполнение законодательства о рассмотрении обращений пострадавших граждан, в том числе поступивших по телефонам "горячей линии";

в населенных пунктах, где временно пребывают (проживают) пострадавшие, проверять соблюдение конституционных гарантий на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения прав пострадавших граждан на получение государственных пенсий, пособий, иных социальных выплат и компенсаций. При проверках обращать внимание на организацию работы по их получению: своевременное доведение до сведения граждан порядка подачи документов на выплату, оказание содействия в восстановлении утраченных документов и их сборе. По каждому факту необоснованного отказа в приеме документов и выплате денежных средств ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц;

с привлечением контролирующих органов, включая контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации, проводить проверки исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных, в том числе в виде субвенций и субсидий, на противопожарные мероприятия, включая мероприятия по охране лесов от пожаров, на борьбу с иными природными явлениями, а также средств, выделяемых на оказание помощи пострадавшим. Особое внимание обращать на соблюдение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств;

при невыполнении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями возложенных законом обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий принимать все меры прокурорского реагирования, в том числе в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц;

при осуществлении своих полномочий не подменять контролирующие органы, органы государственной власти, военного управления, органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализации прав и законных интересов граждан. Принятие мер прокурорского реагирования не должно создавать препятствий и административных барьеров в работе указанных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

при выявлении признаков преступлений в действиях должностных лиц и руководителей предприятий, учреждений, организаций для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственные органы или органы дознания.

О наиболее серьезных нарушениях информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА