ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2023 г. N 208
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26.08.2019 N 596 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ
О РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА ИНФОРМАЦИИ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" И В ИНСТРУКЦИЮ,
УТВЕРЖДЕННУЮ ДАННЫМ ПРИКАЗОМ
В целях реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 14.07.2022 N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и совершенствования работы по ограничению доступа к распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" (далее - приказ) и в Инструкцию, утвержденную данным приказом (далее - Инструкция), следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",";
2) в Инструкции:
а) абзацы первый и второй раздела 1 изложить в следующей редакции:
"Настоящая Инструкция разработана в целях обеспечения единого порядка реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Инструкция устанавливает порядок рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", следующих видов информации:
1) призывы к массовым беспорядкам;
2) призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
3) призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
4) ложные сообщения об актах терроризма;
5) иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;
6) распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;
7) информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленная на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;
8) информация, содержащая призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций;
9) информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность;
10) информация, содержащая предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей;
11) информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации";
12) информационные материалы организации, деятельность которой запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам;
13) информация, указанная в статье 6.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
14) информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;
15) недостоверная информация, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления.";
б) в абзаце пятом пункта 3.6 слова "начальником Главного управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации," исключить;
в) дополнить новым пунктом 3.8 следующего содержания;
"3.8. В случае установления факта неоднократного распространения на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, указанной в статье 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ, управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется подготовка требования в Роскомнадзор о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу.
В случае установления факта неоднократного распространения на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, указанной в статьях 15.1, 15.1-1, 15.3-1 Федерального закона N 149-ФЗ, подготовка требования в Роскомнадзор о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу осуществляется Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.";
г) пункты 3.8 - 3.11 считать соответственно пунктами 3.9 - 3.12;
д) в пункте 5.4 слова "управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах," исключить;
е) дополнить новым разделом 7 следующего содержания:
"7. Особенности рассмотрения уведомлений
о распространении в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", под видом достоверных
сообщений недостоверной информации об использовании
Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты
интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания
международного мира и безопасности, информации об исполнении
государственными органами Российской Федерации своих
полномочий за пределами территории Российской Федерации
в указанных целях, информации, направленной на дискредитацию
использования Вооруженных Сил Российской Федерации,
дискредитацию исполнения государственными органами
Российской Федерации своих полномочий за пределами
территории Российской Федерации, а также информации,
содержащей призывы к введению в отношении Российской
Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц
политических, экономических и (или) иных санкций
7.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации уведомления о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использованию Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, информации, содержащей призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
7.2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
7.3. По результатам рассмотрения поступивших материалов управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации при наличии оснований обеспечивает подготовку требования в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, не позднее 3 рабочих дней с момента их поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.
7.4. Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры из органов предварительного расследования и иных уполномоченных органов сведения о возбуждении уголовных дел по статьям 207.3, 280.3, 284.2 УК РФ, а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.3.3 и 20.3.4 КоАП РФ, связанных с распространением в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации с нарушением закона, являются основанием для осуществления мероприятий, предусмотренных разделами 3 и 7 настоящей Инструкции.";
ж) разделы 7 - 11 считать соответственно разделами 8 - 12;
з) в пункте 11.1 слова ", управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" исключить;
и) в пункте 11.4: в абзаце первом слова ", управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" и слова "либо посредством факсимильной связи" исключить.
2. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ