ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 1998 г. N 2909-II ГД

О ЗАЯВЛЕНИИ "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", ПРИНЯТОМ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИЕЙ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить в основном заявление "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Правительство Российской Федерации.

3. Предложить Совету Федерации поддержать заявление "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

4. Рекомендовать вновь сформированному Правительству Российской Федерации одобрить заявление "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятое трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, в качестве основы для разработки конкретной программы действий Правительства Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу.

5. Поручить комитетам Государственной Думы подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, предусмотренные в указанном Заявлении.

6. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для опубликования в "Российской газете".

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

Принято
на заседании трехсторонней
комиссии Государственной Думы,
Совета Федерации и Правительства
Российской Федерации
27 августа 1998 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация находится в состоянии углубляющегося системного кризиса. Основными причинами резкого обострения финансового и социально - экономического положения являются принципиальные ошибки и серьезные недостатки в проводимой экономической политике, продолжающееся разрушение экономического потенциала, сокращение объема производства в ведущих отраслях экономики России, недооценка социальных факторов.

Проведенная приватизация не привела к структурной перестройке экономики и не создала эффективное управление собственностью.

Неэффективная налоговая политика, примитивные формы расчетов, бартер, суррогаты денег, хищническое посредничество в товарном обмене, ростовщические формы кредитования реального сектора экономики крайне затруднили цивилизованное рыночное развитие товарно - денежных отношений.

Обвал финансовой системы, произошедший в августе 1998 года, стал следствием наращивания государственного долга в форме финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств, оттока капитала из страны, нестабильности и утраты доверия к власти. Для обслуживания государственного долга Правительство Российской Федерации пошло на секвестирование расходов федерального бюджета на текущий год, нарушая обязательства государства по финансированию социальной сферы, обороны и безопасности, отвлекая финансовые ресурсы из реального сектора экономики.

Наступивший в Российской Федерации кризис усилил социальную напряженность в обществе. Возросла задолженность по выплате заработной платы, денежного довольствия военнослужащим, пенсий и социальных пособий.

В сложившейся ситуации создается серьезная угроза безопасности Российской Федерации как суверенного государства и требуется изменение экономического курса, принятие решительных взвешенных мер по недопущению дальнейшего развития кризиса, преодолению его последствий, консолидации усилий всех ветвей власти, политических и общественных сил как на федеральном, так и на региональном уровне для решения этой общегосударственной задачи.

Изменение экономического курса предполагает:

1) усиление роли государства в регулировании экономики, в первую очередь в восстановлении и развитии производства, сохранении и активизации научно - технического потенциала, ценообразовании в естественных, в том числе сырьевых, монополиях, оздоровлении системы государственных финансов и нормализации денежного обращения, концентрации ресурсов для приоритетных отраслей экономики, усилении роли государственного заказа и закупки продовольствия для государственных нужд, повышении эффективности социальной политики, обеспечении защиты прав собственника и других правовых условий эффективного функционирования рыночной экономики, защите национальных интересов во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах;

2) комплексный, системный характер экономической и социальной политики, включающей в себя инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеэкономическую, научно - техническую, финансово - кредитную и прочие составляющие, которые необходимы для создания предпосылок экономического роста. Такая политика должна способствовать переводу сбережений в инвестиции, восстановлению нормального платежного оборота, стимулировать инновационную активность и структурную перестройку экономики, ее модернизацию на современной технической основе, повышать конкурентоспособность российских товаропроизводителей;

3) социальную направленность преобразований в экономике, в том числе создание эффективной системы социальных гарантий и социальной защиты населения, проведение государственной политики в интересах повышения доходов населения;

4) "дедолларизацию" экономики, означающую сокращение ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижение оттока финансовых средств за рубеж, отказ от приоритета денежно - кредитных механизмов обеспечения экономического роста, участие в международных экономических и финансовых организациях на взаимовыгодных условиях;

5) укрепление системы органов государственной власти Российской Федерации, в том числе усиление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации. Совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе создание такой структуры управления, при которой, с одной стороны, исключается дублирование функций различных министерств и ведомств, с другой - обеспечиваются современный уровень хозяйствования в государственном секторе и эффективное государственное регулирование в частном секторе.

В первоочередном порядке необходимо осуществить следующие меры по выходу экономики из финансового кризиса:

1. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:

обеспечение контроля за деятельностью кредитных организаций, срочное принятие всех необходимых мер по обеспечению сохранности вкладов граждан, восстановлению ликвидности коммерческих банков и поддержанию системы расчетов с использованием для их целей фондов обязательных резервов коммерческих банков, резервов Центрального банка Российской Федерации и при осуществлении соответствующей эмиссии денежных средств;

реализация комплекса мер по поддержанию ликвидности и обеспечению бесперебойной работы инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, резервы которых размещены в государственных ценных бумагах, а также по восстановлению таких резервов в ликвидной форме.

2. Центральный банк Российской Федерации при оказании коммерческим банкам финансовой помощи учитывает в качестве обеспечения их активов государственные ценные бумаги и обязательства субъектов Российской Федерации и государственных органов, выданные в соответствии с установленной банковской практикой, а при необходимости приобретает блокирующий или контрольный пакет акций коммерческих банков, в первую очередь системообразующих банков, имеющих разветвленную сеть отделений и значительные объемы вкладов населения.

3. Правительству Российской Федерации:

осуществление совместно с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса мер по приостановлению необоснованного роста цен на промышленные товары, продукты питания и коммунальные услуги и защите от недобросовестной конкуренции импортных товаров и продовольствия;

незамедлительное проведение консультаций с государствами - участниками Таможенного союза, другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств в целях координации усилий по стабилизации национальных финансово - кредитных и денежных систем;

обеспечение неукоснительного соблюдения условий реструктуризации внутреннего долга, а также исполнение обязательств Российской Федерации по государственному внешнему долгу, возникших в соответствии с законодательством;

восстановление совместно с Центральным банком Российской Федерации ликвидности рынка государственных долговых обязательств;

усиление валютного контроля и осуществление подготовки предложений об увеличении нормативов продажи валютной выручки экспортерами;

активное использование мер по ограничению оттока иностранной валюты из страны, в том числе ужесточение выдачи лицензий на вывоз капитала и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта, введение ограничений на вывоз иностранной валюты;

принятие мер по прекращению деятельности так называемых оффшорных зон на территории России, а также применение санкций в отношении субъектов хозяйственной деятельности, ведущих нелегальную деятельность в оффшорных зонах, введение запрета на открытие и ведение счетов российскими банками в иностранных оффшорных банках.

Осуществление указанных мер позволит осуществить развитие экономики и социальной сферы на качественно новой основе. Основными приоритетами в области экономической и социальной политики на ближнюю и среднесрочную перспективу определены:

1. В области государственной политики в реальном секторе экономики:

1) осуществление выбора приоритетов в промышленной политике, направленных на развитие передовых наукоемких экспортно ориентированных производств, способствующих выходу экономики страны из кризиса и обеспечению национальной безопасности;

2) до конца сентября 1998 года принятие Федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О лизинге", "О Бюджете развития Российской Федерации", "Об иностранных инвестициях", создающих условия для повышения инвестиционной активности в реальном секторе экономики, а также Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", положения которого позволят укрепить государственную монополию на этот вид деятельности. В текущем году для внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации будут подготовлены изменения, предусматривающие отмену налога на прибыль предприятий и организаций ("налоговые каникулы") в течение первых трех лет предпринимательской деятельности и пониженный уровень налогообложения в течение периода окупаемости инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;

3) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", предусматривающего на определенных условиях реструктуризацию задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Аналогичное положение о реструктуризации будет включено в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год", и на этой основе будет принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее реструктуризацию задолженности предприятий и организаций бюджету по состоянию на 1 января 1998 года;

4) до 1 ноября 1998 года в обязательном порядке принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке финансирования мобилизационных мощностей и выведения их из состава активов предприятий;

5) до завершения 1998 года осуществление Правительством Российской Федерации следующих мер:

погашение выверенной задолженности предприятиям и организациям оборонно - промышленного комплекса по состоянию на 1 января 1998 года за выполненные в 1994 - 1997 годах работы по государственному оборонному заказу в части заработной платы на сумму 2,5 миллиарда рублей, а также части выверенной общей задолженности по состоянию на 1 января 1998 года на сумму не менее 8 миллиардов рублей;

взаимное списание посредством целевого финансирования части выверенной задолженности по государственному оборонному заказу и долгов предприятий и организаций оборонно - промышленного комплекса федеральному бюджету по состоянию на 1 января 1998 года на сумму до 2 миллиардов рублей;

определение порядка погашения оставшейся части задолженности перед предприятиями и организациями оборонно - промышленного комплекса за выполненные в 1994 - 1997 годах работы по государственному оборонному заказу и отказ от штрафных санкций по обязательным платежам, образовавшимся вследствие несвоевременного и неполного финансирования оборонного заказа, выполненного в указанные годы;

обеспечение начиная с сентября 1998 года своевременного и полного финансирования работ по государственному оборонному заказу в пределах сумм, определенных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";

6) продление порядка возврата на 1999 год бюджетных ссуд предприятиями легкой промышленности и предприятиями лесопромышленного комплекса, предусмотренного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";

7) до конца 1998 года принятие нормативных актов, устанавливающих порядок консервации неиспользуемых производственных мощностей предприятий, предусматривающий снижение амортизационных отчислений и налога на имущество;

8) разработка и введение в действие Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации мер по нормализации денежного обращения в стране, прежде всего для создания условий формирования оборотных средств предприятий и подъема инвестиционной активности, с обеспечением необходимого для этого уровня процентных ставок по кредитным ресурсам для производственной сферы;

9) в кратчайшие сроки активное применение защитных мер, определенных Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", в том числе тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

10) до 31 декабря 1998 года разработка и принятие Правительством Российской Федерации программы диверсификации экспорта, в которой будут предусмотрены определяющие систему сертификации ориентированной на экспорт продукции и страхования экспортных кредитов меры поддержки производителей, расширяющих номенклатуру товаров, поставляемых за рубеж;

11) немедленная активизация усилий Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по устранению дискриминационных мер, принимаемых в иностранных государствах по отношению к российским экспортерам, а также осуществление Правительством Российской Федерации координации выхода на внешние рынки отечественных экспортеров однородной продукции в целях недопущения недобросовестной конкуренции между ними и приведение механизма и технологии контроля за качеством импортных товаров в соответствие со стандартами, действующими для российских товаропроизводителей;

12) до 1 марта 1999 года определение и установление в законодательном порядке особого порядка санации, банкротства и национализации предприятий, имеющих стратегическое для экономики России значение. Эти меры будут применяться при необходимости реструктуризации предприятий в целях повышения эффективности их работы;

13) с начала 1999 года расширение Правительством Российской Федерации практики проведения конкурсов на закупку продукции для государственных нужд в целях экономии бюджетных средств при установлении жесткой взаимной ответственности государства и поставщиков такой продукции. Будут приняты меры по улучшению подготовки российских предприятий к участию в международных тендерах;

14) разработка законодательной и нормативно - правовой базы в целях формирования условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по вопросам защиты прав предпринимателей, развития венчурного и инновационного предпринимательства, кредитных союзов, коммерческих концессий товаров и услуг;

15) обеспечение Правительством Российской Федерации строгого соблюдения нормативов системы недропользования, а также реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятие и реализация соответствующих нормативных правовых актов;

16) разработка и внесение Правительством Российской Федерации для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и упорядочения рынка табачных изделий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, регулирующего производство и оборот табачных изделий;

17) осуществление Правительством Российской Федерации мер по повышению ответственности юридических и физических лиц за неэффективное управление государственными предприятиями промышленности, а также предприятиями, акции которых находятся в федеральной собственности. Считать целесообразным на основе имеющихся казенных предприятий (государственных унитарных коммерческих предприятий) и компаний с преобладающей долей государственной собственности организационно оформить государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных государственных научно - производственных объединений, холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу и вертикально интегрированных;

18) осуществление Правительством Российской Федерации при формировании государственных холдингов и финансово - промышленных групп мер по созданию в них дочерних предприятий в целях укрепления налоговой базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

19) разработка мер по стимулированию вложения средств предприятий в инновационный сектор, до 1 июня 1999 года принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих радикальное совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности и патентной защиты;

20) до начала 1999 года разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов Федеральных законов "О государственной собственности в экономике", "О госхолдингах (государственных компаниях)", "О казенных (унитарных) предприятиях", "Об управлении государственными долями акционерных предприятий";

21) осуществление Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации срочных мер по подготовке экономики страны к функционированию в осенне - зимний период, завозу (с предоставлением субсидий на часть транспортных тарифов) товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза, а также обеспечение субсидирования граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

22) осуществление реализации комплекса мер по сокращению импорта и увеличению доли отечественных продуктов питания в структуре потребления продовольствия с применением мер тарифного и нетарифного регулирования;

23) осуществление оздоровления финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в течение двух месяцев проведение реструктуризации задолженности предприятий агропромышленного комплекса перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами в размерах и на условиях, которые определены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год";

24) осуществление мер по государственной поддержке агропромышленного комплекса, направленных на восстановление нарушенного паритета цен, укрепление финансово - кредитной системы агропромышленного комплекса, развитие системы кредитных кооперативов;

25) внесение предложений об адресной поддержке наименее социально обеспеченных слоев населения путем предоставления средств на приобретение продовольственных товаров в целях стимулирования спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию;

26) разработка и утверждение федеральной целевой программы социального развития села на 1999 - 2003 годы с финансированием за счет части средств земельного налога и других источников. Указанная программа будет представлена в Государственную Думу в первом квартале 1999 года;

27) осуществление мер по улучшению управления сельским хозяйством на основе создания вертикально интегрированных предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции с долевым участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

28) принятие Федерального закона "О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов" не позднее I полугодия 1999 года.

2. В области социальной политики:

1) осуществление Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, пенсий и социальных выплат;

2) осуществление Правительством Российской Федерации следующих мер:

ускорение разработки механизма индексации минимального размера оплаты труда, которая компенсирует рост потребительских цен;

разработка комплекса мер по увеличению доли оплаты труда в совокупном доходе граждан;

приостановление действия принятых нормативных правовых актов по увязке объема помощи за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с выполнением ими норм по ускоренной реализации реформы жилищно - коммунального хозяйства;

пересмотр перечня товаров, в отношении которых повышена ставка налога на добавленную стоимость до 20 процентов;

ускорение разработки и внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на реформирование трудового законодательства в целях приведения его в соответствие с новыми экономическими и социальными условиями, совершенствование механизма социального партнерства, усиление роли государства в координации и контроле за деятельностью в сфере социального партнерства. Приоритетным в данной работе станет разработка проекта Трудового кодекса Российской Федерации;

внесение корректив в Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы и другие программы (прежде всего в программы, касающиеся угледобывающих регионов), направленные на приоритет регионального, а не ведомственного подхода к решению проблемы безработицы;

разработка и внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона "О Государственном фонде занятости населения Российской Федерации";

обеспечение возврата долгов федерального бюджета государственным внебюджетным фондам;

осуществление мер по увеличению поступления доходов в государственные внебюджетные фонды за счет усиления ответственности неплательщиков обязательных платежей в сочетании с различными формами экономической заинтересованности в уплате текущих платежей и погашении задолженности;

разработка программы перехода к адресной поддержке малообеспеченных слоев населения;

ускорение разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов Федеральных законов "О государственных минимальных социальных стандартах", "О потребительской корзине в Российской Федерации";

разработка механизма компенсации расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг через систему дотаций малообеспеченным семьям и посредством государственного регулирования цен на коммунальные услуги;

определение порядка финансирования установленных законодательством профессиональных льгот;

разработка программы создания устойчивой финансовой базы пенсионного обеспечения;

ускорение разработки и внесения в Государственную Думу проектов Федеральных законов "Об основах пенсионного обеспечения в Российской Федерации", "О государственном пенсионном страховании", "О профессиональном пенсионном страховании";

определение приоритетных направлений финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по осуществлению профилактики и лечения инфекционных и социально опасных заболеваний, оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, охране материнства и детства;

разработка механизма финансирования и реализации программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению;

рассмотрение возможности реструктуризации неэффективно работающих и недостаточно финансируемых за счет средств бюджетных и внебюджетных источников ведомственных лечебных учреждений;

3) осуществление Федеральным Собранием Российской Федерации следующих мер:

принятие Федерального закона "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы";

ускорение принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

обеспечение приоритетности рассмотрения проектов федеральных законов, направленных на адресную поддержку малообеспеченных слоев населения;

4) внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в действующее законодательство, направленных на:

удешевление управления действующей системой медицинского страхования и передачу функций страховщиков территориальным фондам медицинского страхования;

усиление дифференциации таможенных пошлин на лекарственные средства в зависимости от наличия российских аналогов;

пересмотр системы лекарственного обеспечения населения, ценообразования и льгот на лекарственные средства путем исключения из их числа препаратов, в отношении которых применяются льготы и которые не отвечают критерию жизненно важных;

четкое разграничение платных и бесплатных медицинских услуг;

5) определение основных приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации в социальной политике на среднесрочную перспективу:

установление государственных минимальных социальных стандартов и обеспечение их на всей территории России;

разграничение финансовых обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в социальной сфере;

расширение страховых принципов социальной политики в целях увеличения ее финансовой базы;

разработка системы привлечения частных инвестиций через систему пенсионных и страховых фондов в развитие экономики.

3. В области бюджетной политики:

1) предусматриваются следующие основные направления:

осуществление бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений на основе Бюджетного кодекса Российской Федерации, подготовка и принятие закона о межбюджетных отношениях;

приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации заключенных Российской Федерацией с субъектами Российской Федерации договоров и соглашений;

оптимизация государственных непроцентных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств и основных функций государства, обеспечение пропорционального исполнения расходных статей федерального бюджета на 1998 год;

снижение объема и увеличение сроков государственных заимствований;

уменьшение доходности государственных ценных бумаг до уровня, обеспечивающего переток финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

максимальное пополнение доходов федерального бюджета, в том числе за счет осуществления мер по увеличению сбора налогов;

2) в этих целях необходимо осуществление следующих мер:

стремление к формированию начиная с 1999 года бездефицитного федерального бюджета. Предусмотреть при формировании доходной части федерального бюджета уровень собираемости налогов и сборов не менее 70 процентов с пересчетом доходной части федерального бюджета в случае превышения уровня инфляции, определенного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти сбалансировать доходы и расходы своих бюджетов;

внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" до 22 сентября 1998 года, принятие Федеральным Собранием Российской Федерации указанного проекта Федерального закона до 15 декабря 1998 года;

использование кредитов Банка России на финансирование кассового разрыва, образующегося в ходе исполнения федерального бюджета в размерах и на условиях, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете;

принятие концепции межбюджетных отношений на 1999 - 2001 годы и программы управления государственным долгом, в том числе определение порядка контроля за долгом субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

проведение бюджетной реформы одновременно с налоговой реформой.

4. В области налоговой политики предусматриваются меры по осуществлению следующих основных направлений:

обеспечение подготовки и принятия Специальной части Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 31 декабря 1998 года;

снижение налогового бремени на производителей и реальный сектор экономики в результате проводимой налоговой реформы;

укрепление налоговой базы субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

повышение уровня собираемости налогов;

укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны.

5. В области неналоговых доходов предусматриваются:

осуществление до конца 1998 года комплекса мер по введению реальной государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной продукции, создание в этих целях государственной акционерной компании для управления спиртовыми и ликероводочными заводами;

временное прекращение импорта пищевого этилового спирта, усиление контроля за ввозом спиртосодержащей продукции;

ужесточение административной и уголовной ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых торговых организаций;

повышение эффективности использования государственной собственности путем перечисления дивидендов по акциям предприятий, организаций и банков, находящихся в государственной собственности, в бюджет;

установление строгой ответственности руководителей соответствующих органов исполнительной власти, представителей государства за выполнение показателей доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий и организаций;

активизация работы по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов иностранным государствам, а также других активов, находящихся за рубежом;

отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами Российской Федерации;

изменение порядка использования прибыли Банка России в целях сокращения расходов Банка России и использования указанных средств на увеличение доходов федерального бюджета, рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации до 1 декабря 1998 года проектов Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

6. В области денежно - кредитной политики при разработке Основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики определяется комплекс мер по:

повышению доверия населения к банковской системе и стимулированию увеличения вкладов граждан;

"дедолларизации" экономики, сокращению ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижению оттока финансовых средств за рубеж;

сохранению накоплений населения путем снятия налоговых ограничений для расширения покупки мерных золотых слитков и монет физическими лицами;

переориентации кредитных ресурсов коммерческих банков из спекулятивно - финансовой сферы в реальный сектор экономики;

совершенствованию порядка регулирования величины ставки рефинансирования Банка России и размера кредитной ставки коммерческих финансовых организаций;

упорядочению участия нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг;

упорядочению вексельного обращения;

оценке эффективности функционирования региональных расчетных палат, предназначенных для клиринговых расчетов между предприятиями, организациями;

введению в практику продаж просроченной задолженности;

расширению использования современных расчетных инструментов, в том числе посредством дебета, активизации мер по сужению сферы расчетов наличными деньгами и внедрению электронных систем расчетов.