Статья 51.1 Закон РФ о Связи. Особенности оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций
Статья 51.1. Особенности оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций
1. Федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе установить дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи:
для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, - по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, - в случае, если финансирование оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для таких нужд осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Цены на услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, устанавливаемые в государственных контрактах, а также цены на данные услуги для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг для таких нужд осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливаемые в контрактах (договорах), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны определяться исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
3. Изменение цен на услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменение условий оплаты оказанных услуг для таких нужд допускаются в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год, а при заключении контракта (договора) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - в соответствии с требованиями такого законодательства.
В случае, если финансирование оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд государственных органов, органов местного самоуправления и организаций осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и условия контракта (договора), заключаемого в текущем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не отличаются от условий аналогичного контракта (договора), заключенного в прошедшем периоде, цена на данные услуги в заключаемом в текущем периоде контракте (договоре) не может превышать цену, формируемую относительно цены заключенного в прошедшем периоде контракта (договора), с учетом индексации исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
4. При исполнении контрактов (договоров) на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных государственных контрактов для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оператор связи, заключивший указанные контракты (договоры), не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме соответствующего заказчика.
При этом, в том числе после окончания срока действия контракта (договора), предусмотренного абзацем первым настоящего пункта:
оператор связи оказывает заказчику услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика в соответствии с требованиями, установленными таким контрактом (договором), а также вправе направлять заказчику запрос о подтверждении факта оказания ему услуг и требовать оплату данных услуг при отсутствии заключенного контракта (договора) в судебном порядке;
заказчик, которому оказаны услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, при поступлении от оператора связи запроса, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, направляет оператору связи подтверждение факта оказания заказчику услуг.
Комментарий к статье 51.1 Закон РФ о Связи
1. Комментируемая статья предполагает защиту особо охраняемых государством институтов - государственной власти, обороны, безопасности государства и правопорядка. Федеральный орган исполнительной власти в области связи наделен в связи с этим полномочием устанавливать дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Однако же такие дополнительные требования устанавливаются исключительно по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, что позволяет отразить действительные нужды указанных органов исполнительной власти.
2. Учитывая, что услуги связи, оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, предоставляются органам, которые являются государственными заказчиками, цены на такие услуги должны определяться в общем порядке государственным контрактом. При этом п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что цены определяются исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.
Пунктом 3 комментируемой статьи допускается изменение цен на оказываемые для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка услуги связи, услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, а также условий оплаты оказанных услуг в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год.
3. Пункт 4 комментируемой статьи налагает прямой запрет оператору связи приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Это связано с необходимостью обеспечения связью органов исполнительной власти, выполняющих особо охраняемые Конституцией РФ функции государственной власти.
Данная норма весьма эффективно используется в судебной практике в случаях, когда государственный контракт прекратил свое действие по тем или иным основаниям, услуги фактически оказываются, но не оплачиваются государственным заказчиком.
Например, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2015 г. N Ф09-3857/15 по делу N А76-17343/2014 о взыскании долга за услуги связи требование удовлетворено, так как оказание спорных услуг подтверждено, отсутствие контракта не освобождает учреждение от оплаты фактически оказанных услуг, оператор, учитывая прямое указание Закона о невозможности прекратить оказание услуг связи организации, обеспечивающей безопасность государства, фактически продолжал оказывать услуги, долг не погашен.
Также в качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2015 г. N Ф01-1685/2015, в котором рассмотрено дело N А43-18042/2014 о взыскании неосновательного обогащения в сумме стоимости услуг по содержанию систем обеспечения связи единой дежурно-диспетчерской службы, по которому в целях реализации Указа Президента РФ от 28 декабря 2010 г. N 1632 и Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 оператор связи оказал администрации района услуги, которые она не оплатила, указав на отсутствие муниципального контракта. Требование было удовлетворено судом, поскольку факт оказания оператором связи услуг в целях обеспечения общественного порядка при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ доказан.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год