Статья 65 Закон РФ о Связи. Управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения
Статья 65. Управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения
1. Управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и имеющими присоединение к сети связи общего пользования технологическими сетями связи.
2. Для координации работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, и его последствий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть образованы временные специальные органы управления, которым передаются соответствующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Комментарий к статье 65 Закон РФ о Связи
Положения комментируемой статьи содержат бланкетную норму об особом порядке управления сетью связи в чрезвычайных ситуациях, правовой режим которых определяется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также подзаконными актами об использовании любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см., например, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В целом режим чрезвычайной ситуации характеризуется обстановкой на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях - важная мера по обеспечению защиты и безопасности населения, включающая доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности. В условиях чрезвычайных ситуаций особенностью функционирования органов государственного управления и субъектов системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части управления сетями связи является их приоритет в определении порядка использования средств связи и оповещения. В названных условиях все организации и граждане обязаны предоставлять в установленном порядке уполномоченным органам каналы и средства связи, эфирное время, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения, способствовать информированию населения иными способами.
Согласно положениям Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Именно в режиме чрезвычайного положения, введенного в установленном порядке, на федеральный орган исполнительной власти в области связи возлагается управление сетью связи общего пользования во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и имеющими присоединение к сети связи общего пользования технологическими сетями связи и образование временных специальных органов управления, которым передаются соответствующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи для координации работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, и его последствий.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год