ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 августа 2011 г. N 01-11/41869
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению, рассмотрении и разрешении жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела в соответствии с главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также организации работы с такими жалобами ФТС России направляет для использования в работе Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.
Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.
Врио руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
К.Л.ЧАЙКА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза и на основании главы 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) с учетом подходов, выработанных Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями в практике работы с жалобами, в целях обеспечения единообразного порядка действий должностных лиц таможенных органов при принятии к рассмотрению и рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, а также организации работы с такими жалобами.
2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:
1) жалоба на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела - обращение физического или юридического лица (в том числе и не озаглавленное как "жалоба"), в котором выражается несогласие с принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием) в области таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности и содержится требование о восстановлении нарушенных прав (признать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица незаконным и отменить их, пересмотреть вынесенное решение, обязать принять решение или совершить действие и т.п.), которое может быть сформулировано конкретно или усматриваться из существа обращения (к области таможенного дела относятся: перемещение товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации, таможенный контроль, совершение таможенных операций, применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей, применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов в области таможенного дела);
2) предмет обжалования - конкретное решение, действие (бездействие) в области таможенного дела, с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой;
3) аргументированное заключение - заключение таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, по доводам жалобы, включающее обоснование причин принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия) со ссылкой на нормативные правовые акты;
4) вышестоящий таможенный орган:
для таможенного поста - таможня, в подчинении которой находится таможенный пост;
для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление;
для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России;
для регионального таможенного управления - ФТС России;
5) лицо, обратившееся с жалобой (заявитель):
физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности, адвокат физического лица;
юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов (законного представителя); адвокат юридического лица и иные оказывающие юридическую помощь лица;
6) направление жалобы по принадлежности - направление жалобы для рассмотрения нижестоящим таможенным органом в вышестоящий таможенный орган, вышестоящим таможенным органом в нижестоящий таможенный орган, таможенным органом одного региона деятельности в таможенный орган другого региона деятельности;
7) нижестоящий таможенный орган:
для ФТС России - все таможенные органы;
для регионального таможенного управления - подчиненные таможни и таможенные посты;
для таможни - подчиненные таможенные посты;
8) подтверждающие материалы - имеющиеся в таможенном органе документы, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется, содержащие сведения относительно предмета обжалования (документы, подтверждающие факт принятия решения, содержащие его обоснование, а также свидетельствующие о совершении юридически значимых действий, предшествующих его принятию, и другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы);
9) принадлежность жалобы - правомочия таможенного органа на рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;
10) рассмотрение жалобы - совокупность действий, совершаемых таможенным органом, правомочным рассматривать жалобу, после установления отсутствия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу и до принятия по ней решения, включая запрос аргументированного заключения и подтверждающих материалов, проверку доводов и обстоятельств, изложенных в жалобе, выработку правовой позиции, подготовку проекта решения;
11) суд - арбитражный суд или суд общей юрисдикции;
12) таможенный орган, рассматривающий жалобу, - таможенный орган, осуществляющий рассмотрение жалобы и принятие по ней решения;
13) функциональное подразделение - структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относятся вопросы, являющиеся предметом обжалования.
II. Принципы рассмотрения жалоб
3. Рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним - начальником таможенного органа или должностным лицом, им уполномоченным.
4. Полномочия конкретного должностного лица по принятию от имени таможенного органа решений по жалобам, за исключением полномочий начальника таможенного органа, устанавливаются приказом таможенного органа.
5. В выработке правовой позиции по существу жалобы участвует соответствующее функциональное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относятся поставленные в жалобе вопросы.
6. При принятии решения по жалобе принимается во внимание позиция таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
7. Рассмотрение жалобы осуществляется на основе непосредственного исследования коммерческих, транспортных и таможенных документов. Принятие решения на основе информации, содержащейся в документах, не устанавливающих фактов, имеющих юридическое значение, не допускается.
8. Таможенный орган, рассматривающий жалобу, не связан доводами заявителя и должен проверить на соответствие требованиям законодательства обжалуемое решение, действие (бездействие) в полном объеме, но при этом ограничен рамками предмета обжалования. Определять предмет обжалования следует исходя из текста жалобы и формулировать его в терминах таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
9. Результатом рассмотрения жалобы, удовлетворенной таможенным органом, должно стать реальное восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лица.
10. В случае признания решения, действия (бездействия) таможенного органа неправомерным из решения по жалобе должно усматриваться, каким образом следовало действовать в целях соблюдения положений законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
11. По жалобе, поступившей в таможенный орган, может быть принято одно из следующих решений:
решение по существу жалобы;
решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу;
о направлении жалобы по принадлежности;
о принятии отзыва жалобы и оставлении ее без рассмотрения.
III. Вопросы, разрешаемые при принятии жалобы
к рассмотрению
12. Жалоба принимается к рассмотрению таможенным органом, если:
таможенный орган правомочен рассмотреть поступившую жалобу и принять по ней решение;
отсутствуют основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
13. В случае, если в жалобе содержится информация о сформированной позиции непосредственно нижестоящего таможенного органа по вопросу предмета обжалования, если решение по жалобе может иметь важное, определяющее значение для правоприменительной практики, а также исходя из значимости интересов, затрагиваемых обжалуемым решением, действием (бездействием) таможенного органа по подчиненности на два уровня ниже, такая жалоба может быть принята к рассмотрению ФТС России либо региональным таможенным управлением.
В этом случае таможенным органом, принявшим жалобу к рассмотрению, должны быть предприняты меры к исключению одновременного рассмотрения аналогичной жалобы непосредственно нижестоящим таможенным органом.
IV. Направление жалобы по принадлежности
14. При поступлении в таможенный орган жалобы, полномочия по рассмотрению которой отнесены к компетенции вышестоящего таможенного органа, таможенный орган, в который подана жалоба, должен направить ее в вышестоящий таможенный орган вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня ее поступления (порядок составления аргументированного заключения по жалобе содержится в пункте 37 настоящих Методических рекомендаций).
Если основанием для отказа в рассмотрении является информация об обращении лица с жалобой аналогичного содержания в суд, копия такой жалобы, а также определения суда о принятии ее к рассмотрению (повестки) или судебного решения прилагаются к жалобе, направляемой по принадлежности в вышестоящий таможенный орган.
Информация о судебном обжаловании, поступившая в таможенный орган после направления жалобы для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган с аргументированным заключением и подтверждающими материалами, доводится до сведения таможенного органа, рассматривающего жалобу, незамедлительно, без дополнительного запроса вышестоящего таможенного органа и с направлением копий соответствующих документов.
Жалоба на решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, по принадлежности в вышестоящий таможенный орган не направляется. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию таможенного органа, направляется в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение 7 (семи) дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Одновременно, но не позднее срока, установленного частью 2 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании, лицо, направившее жалобу, уведомляется об отказе в ее рассмотрении по существу и переадресации обращения в соответствующий орган.
15. При принятии решения о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в нижестоящий таможенный орган в целях осуществления контроля за полнотой, своевременностью и законностью принятого по жалобе решения в сопроводительном письме о направлении жалобы нижестоящему таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения данной жалобы таможенного органа, которым жалоба была направлена по принадлежности, путем направления копии принятого решения. После поступления копии принятого решения оно подлежит проверке на предмет соблюдения законности, выявления проблем правоприменительной практики, системных нарушений при организации деятельности таможенных органов, связанной с предметом обжалования, и др.
Копия решения хранится в деле совместно с копией жалобы и документами о направлении ее по принадлежности.
16. В случае поступления в таможенный орган (ФТС России) жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа по подчиненности на три уровня ниже (таможенный пост) в целях оптимизации сроков рассмотрения жалобы исходя из содержания жалобы может быть принято решение о направлении жалобы для рассмотрения по принадлежности в любой из двух нижестоящих таможенных органов, правомочных рассмотреть жалобу (в региональное таможенное управление либо в таможню). При направлении жалобы в таможенный орган (в таможню), непосредственно вышестоящий по отношению к таможенному органу, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, этому таможенному органу дается указание об информировании о результатах рассмотрения жалобы его вышестоящего таможенного органа (региональное таможенное управление), а последнему направляется копия жалобы для последующей проверки на предмет соответствия таможенному законодательству решения, принятого нижестоящим таможенным органом (таможней).
17. При получении вышестоящим таможенным органом жалобы, формально подлежащей направлению по принадлежности в нижестоящий таможенный орган, но при изучении которой были установлены обстоятельства, влекущие безусловный отказ в ее рассмотрении по существу, в рассмотрении жалобы по существу должно быть отказано вышестоящим таможенным органом.
В этом случае лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется, в какой таможенный орган ему следует обратиться после устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Жалоба, содержащая ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования, направляется по принадлежности.
При наличии оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу в части и одновременно для направления жалобы по принадлежности для рассмотрения в другой части жалоба направляется по принадлежности. В сопроводительном письме на эти обстоятельства обращается внимание нижестоящего таможенного органа.
18. Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа иного региона деятельности, обязан направить ее по принадлежности в таможенный орган, правомочный рассмотреть данную жалобу.
Таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенных органов двух и более регионов деятельности, обязан направить ее по принадлежности в ФТС России.
Таможня, получившая жалобу на решение, действие (бездействие) двух и более таможенных постов одного региона деятельности, в случае, если хотя бы один из них не подчинен данной таможне, обязана направить ее по принадлежности в вышестоящее региональное таможенное управление.
19. О направлении жалобы по принадлежности в вышестоящий таможенный орган, в нижестоящий таможенный орган либо в таможенный орган иного региона деятельности лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется с указанием причин перенаправления жалобы и адреса таможенного органа, в который направлена жалоба.
V. Отказ в рассмотрении жалобы по существу
20. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу на основании пункта 1 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании ввиду пропуска установленных сроков обжалования следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании.
Необходимо учитывать, что вышеуказанной нормой установлено только начало течения срока обжалования. Пунктом 3 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на почтовом штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчика датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.
В случае, если информация о дате получения лицом обжалуемого решения отсутствует, необходимо принять меры для уточнения указанной даты через таможенный орган, направивший данное решение в адрес лица. В случае, если необходимая информация в таможенном органе отсутствует, следует исходить из того, что данное решение было получено лицом в течение сроков, установленных для пересылки и доставки письменной корреспонденции в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 160.
Если заявителем обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного органа, бывшее предметом первичного обжалования, срок для его обжалования следует исчислять с момента получения лицом решения таможенного органа по жалобе.
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обжалования следует исходить из того, что возможность признания указанной заявителем причины уважительной должна определяться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации об обжалуемом решении, действии (бездействии), либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в установленные сроки.
Заявление о восстановлении срока для подачи жалобы может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы.
Восстановление срока для обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Причины отказа в восстановлении срока обжалования отражаются в решении об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
21. В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании независимо от наличия ссылки в тексте жалобы на последующую досылку жалобы почтой.
22. В основу принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по причине нарушения требований к содержанию жалобы, установленных частью 2 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, необходимости указания существа обжалуемого решения, действия (бездействия) могут быть положены результаты исследования сведений, содержащихся в жалобе, и представленных с ней документов.
Следует различать отсутствие в жалобе существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и неподтверждение изложенных в жалобе обстоятельств, составляющих предмет обжалования. Если из текста жалобы не представляется возможным установить обстоятельства, позволяющие идентифицировать решение, действие (бездействие), с принятием, совершением (допущением) которого заявитель не согласен, такая жалоба не содержит существа обжалуемого решения, действия (бездействия) и в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
При несоблюдении лицом, обратившимся с жалобой, установленных требований о необходимости указания в жалобе места жительства физического лица, места нахождения юридического лица решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу принимается и регистрируется, однако лицу, обратившемуся с жалобой, не направляется. Данное решение хранится в материалах жалобы и выдается лицу при его обращении в таможенный орган.
23. В случае отказа в рассмотрении жалобы на основании пункта 3 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы (заявления) аналогичного содержания либо вынесением по ней судебного решения информация об этих обстоятельствах должна быть подтверждена копиями определения (повестки) судебного органа либо судебного решения, поступившими из таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, в официальном порядке, в том числе в случаях, когда заявитель ссылается на указанные обстоятельства в жалобе.
Наряду с определением о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству, повесткой или судебным решением до принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу необходимо изучить содержание направленного в суд заявления с целью сопоставления предметов обжалования.
Наличие вступившего в законную силу решения суда не по существу обжалуемого в таможенном органе решения, действия (бездействия), но по обстоятельствам, имеющим юридическое значение для принятия решения по жалобе, не является основанием для отказа в ее рассмотрении. Вместе с тем при рассмотрении жалобы указанным обстоятельствам не может быть дана правовая оценка, отличная от содержащейся в решении суда, в силу принципа обязательности судебного решения для всех государственных органов. Приведение в решении по жалобе доводов, дополнительных к изложенным в решении суда, при этом не исключается.
Необходимо отметить, что факт обращения таможенного органа в суд с заявлением, например, о принудительном взыскании с физического лица таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней, неотрывно связанным с предметом поступившего в таможенный орган обращения, также не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу. В данном случае лицу направляется ответ со ссылкой на преюдициальное значение судебного решения и разъяснением о том, что правовая оценка обстоятельствам, которые являются предметом обращения лица, уже была дана ранее судом в рамках гражданско-процессуального производства, а решения, принятые судом, могут быть изменены или отменены только в судебном порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Таможенные органы не имеют правовых оснований для переоценки сделанных судом выводов относительно правомерности/неправомерности действий таможенных органов. Если на момент подачи жалобы решение суда еще не принято, то лицу разъясняется, что только судом в рамках гражданско-процессуального производства может быть дана правовая оценка обстоятельствам, изложенным в его обращении.
24. При поступлении жалобы, предметом которой является решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании (иные действия при поступлении такой жалобы определены пунктом 14 настоящих Методических рекомендаций).
В рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) организаций, не относящихся к числу государственных органов (складов временного хранения, таможенных перевозчиков и др.), также следует отказать на основании пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании, при этом дополнительно указывается ссылка на часть 1 статьи 36 Федерального закона о таможенном регулировании.
25. Статьей 39 Федерального закона о таможенном регулировании установлены требования к подтверждению полномочий лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и участию представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица.
В рассмотрении жалобы, поданной лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном названной статьей Федерального закона о таможенном регулировании, должно быть отказано на основании пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
При отказе в рассмотрении жалобы в данном случае необходимо принимать во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Полномочия представителя ликвидационной комиссии, выступающего от имени ликвидируемой организации, подтверждаются в соответствии с гражданским законодательством решением учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, или суда о ликвидации юридического лица и решением о назначении ликвидационной комиссии.
В интересах физического лица, индивидуального предпринимателя и организаций жалоба может быть подана адвокатом и иным оказывающим юридическую помощь лицом. Полномочия адвоката в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или доверенностью, содержащими поручение или право на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела. Отсутствие в ордере либо доверенности указанных полномочий является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо (например, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью (копия доверенности заверяется выдавшим ее лицом либо нотариусом в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:
- документы, удостоверяющие его служебное положение, - приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года;
- учредительные документы - копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов - учредительный договор и др., в том числе выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года.
Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, а также копии выписки из ЕГРЮЛ, заверенных печатью организации.
Полномочия лиц, исполняющих обязанности руководителя организации, подтверждаются вышеуказанными документами, а также приказом об исполнении обязанностей.
При изучении представленных документов следует обращать внимание на сроки исполнения обязанностей, если таковые определены.
Необходимо также уточнить круг лиц, обладающих правом представлять интересы организации без доверенности, сведения о которых указаны в том числе в выписке из ЕГРЮЛ.
Если из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о наличии у лица, подавшего жалобу, права на представление интересов организации, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего.
Если доверенность заверена нотариально, представление иных документов не требуется, так как полномочия лица, ее выдавшего, проверяются нотариусом.
Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
При решении вопроса о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу на основании доверенности, необходимо изучить ее содержание и установить, предусматривает ли круг полномочий, представленный доверителем, право на обращение с жалобой в таможенные органы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела.
Документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, могут быть приняты в качестве подтверждающих полномочия лица, от имени которого подается жалоба, если они переведены на русский язык и легализованы или удостоверены путем проставления апостиля согласно порядку, установленному законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда такая легализация или удостоверение не требуется. Если вместе с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий представляется ксерокопия апостилированной доверенности либо иного документа, она должна быть надлежащим образом заверена, то есть в этом случае заверена нотариусом на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 3 - 5 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (далее - Гаагская конвенция) на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции, в число которых входит Российская Федерация и заявленная в апостиле страна.
Вместе с тем представляемые с жалобой в качестве подтверждения соответствующих полномочий ксерокопии апостилированных доверенностей могут быть не заверены надлежащим образом, то есть не заверены нотариусом на территории Российской Федерации, в связи с чем такие ксерокопии доверенностей не могут быть приняты в качестве юридически значимого документа.
Следует отметить, что копия - это документ, имеющий равную с подлинником юридическую силу только в том случае, если верность копии заверена либо нотариально, либо той организацией, которая выдала документ. В данном случае доверенность должна быть заверена нотариально, поскольку ксерокопии представляемых апостилированных доверенностей, выданных иностранным лицом без надлежащего заверения на территории Российской Федерации, не могут служить документом, подтверждающим полномочия лица, обратившегося с жалобой.
26. В случае подачи жалобы лицом, права, свободы или законные интересы которого не были затронуты, которому не созданы препятствия к их реализации и на которого не возлагалась какая-либо обязанность вследствие того, что обжалуемое решение, действие (бездействие) принималось, совершалось (допускалось) в отношении иного лица (например, в случае, когда декларирование товаров осуществлялось одним лицом, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза), в рассмотрении такой жалобы должно быть отказано на основании пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
27. С учетом положений пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании не может быть принята к рассмотрению жалоба на решение, действие (бездействие), по своему характеру не нарушающее прав, свобод или законных интересов заявителя, не создающее препятствий к их реализации и не возлагающее на него дополнительные обязанности (например, акт камеральной таможенной проверки, заключение эксперта о качественных характеристиках товаров, письмо информационного характера).
28. При поступлении в таможенный орган жалобы, аналогичной по содержанию жалобе, рассмотренной по существу этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы, в ее рассмотрении должно быть отказано на основании пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
29. Из пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании следует, что в случае отсутствия в обращении предмета обжалования, то есть если факт принятия таможенным органом решения, совершения действия (допущения бездействия) не подтвердился, в рассмотрении жалобы должно быть отказано.
Как правило, условиями принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу в таком случае является представление таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, документального подтверждения отсутствия факта принятия решения, совершения действия (допущения бездействия).
Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу должно быть принято не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим жалобу, соответствующей письменной информации таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, свидетельствующей о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы.
Если в ходе рассмотрения жалобы принято решение в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании о приостановлении срока ее рассмотрения до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, необходимых для подтверждения факта принятия обжалуемого решения, совершения действия (бездействия), и заявителем не представлены данные документы, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Оформление отказа в рассмотрении жалобы
30. Решение об отказе в рассмотрении жалобы оформляется на бланке письма таможенного органа, в котором заявителю со ссылкой на норму Федерального закона о таможенном регулировании указываются основания отказа, разъясняется порядок обжалования.
Если таможенным органом будет установлено несколько обстоятельств, влекущих отказ в рассмотрении жалобы по существу либо являющихся препятствием для ее рассмотрения по существу, в решении об отказе приводятся все выявленные обстоятельства.
Если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу, носят устранимый характер, лицу, обратившемуся с жалобой, разъясняется право на повторное обращение с жалобой после устранения указанных обстоятельств в пределах сроков, установленных статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании. Одновременно до сведения лица доводится информация о возможности обращения с заявлением о восстановлении пропущенного срока обжалования.
31. Отказ в рассмотрении жалобы по существу не предполагает разъяснения лицу, обратившемуся с жалобой, каких-либо вопросов, касающихся оценки предмета обжалования.
32. Оригинал жалобы, а также копии документов, послуживших основанием для отказа в ее рассмотрении по существу, остаются в таможенном органе и хранятся вместе с материалами по жалобе. Возвращению заявителю подлежат оригиналы документов, приобщенных к жалобе, а также документы, просьба о возврате которых содержится в жалобе.
33. На этапе принятия жалобы к рассмотрению может быть принято решение об отказе в рассмотрении жалобы в какой-либо части. В остальной части жалоба подлежит рассмотрению в установленном порядке, о чем лицо уведомляется при направлении решения об отказе. В этом случае при принятии решения по существу жалобы установочная часть решения по жалобе должна содержать информацию о том, в какой части и по какой причине было принято решение об отказе в рассмотрении жалобы.
34. Если жалоба не может быть принята к рассмотрению и таможенным органом принято решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу, но изложенные в ней обстоятельства свидетельствуют, что обжалуемое решение, действие (бездействие) не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле и требует незамедлительного реагирования или проведения проверки, таможенный орган вправе проверить законность и обоснованность обжалуемого решения, действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля, для чего с документов, возвращаемых заявителю, могут быть сделаны необходимые копии. В этом случае при отказе в рассмотрении жалобы по существу таможенный орган может принять решение об извещении лица о планируемой проверке.
35. Жалоба не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона о таможенном регулировании, в случае обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.
Если специальный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы в таможенные органы (например, постановление по делу об административном правонарушении, действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий), жалоба подлежит направлению для рассмотрения в соответствующее функциональное подразделение таможенного органа, уполномоченное на рассмотрение жалоб данной категории, без принятия решения об отказе в ее рассмотрении в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона о таможенном регулировании. В случае если жалоба направляется для рассмотрения в другой таможенный орган (оперативную таможню), то лицо следует уведомить о переадресации его обращения.
Если порядок обжалования не предусматривает подачу жалобы в таможенные органы (например, действия дознавателя по уголовному делу, неисполнение судебного решения, возмещение материального ущерба), в этом случае в решении со ссылкой на часть 1 статьи 37 Федерального закона о таможенном регулировании указывается на отсутствие правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу; лицо, обратившееся с жалобой, уведомляется о надлежащем порядке обжалования.
VI. Рассмотрение жалобы по существу
Запрос документов в таможенном органе
36. После принятия жалобы к рассмотрению таможенный орган, рассматривающий жалобу, направляет в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, запрос о представлении аргументированного заключения и подтверждающих материалов, за исключением случаев, когда жалоба поступила из нижестоящего таможенного органа вместе с аргументированным заключением и подтверждающими материалами.
При подготовке запроса необходимо установить предмет обжалования, исходя из которого формируется перечень вопросов, разрешение которых необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы по существу, а также перечень документов, указанных в жалобе, и иных документов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу.
Запрос должен содержать в тексте пометку "срочно" либо конкретную дату его исполнения, а также способ, которым истребуемые документы должны быть направлены в таможенный орган, принявший жалобу к рассмотрению. При этом указывается, что документы должны быть направлены в копиях, заверенных таможенным органом.
В целях исключения возможности одновременного рассмотрения жалобы судом и вышестоящим таможенным органом следует в обязательном порядке запрашивать информацию об обращении заявителя в суд с жалобой аналогичного содержания, а при обращении лица в суд - запрашивать представление копий такой жалобы, определения суда о принятии заявления к рассмотрению, повестки или судебного решения. Одновременно в запросе дается указание о незамедлительном уведомлении таможенного органа, рассматривающего жалобу, о судебном обжаловании и направлении копий соответствующих документов в случае, если сведения об обращении лица с жалобой (заявлением) аналогичного содержания в суд будут выявлены после направления соответствующих материалов в вышестоящий таможенный орган.
Запрос направляется на имя начальника таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, электронной почтой или факсимильной связью с последующей досылкой. Одновременно с запросом направляется копия жалобы.
37. Аргументированное заключение, подписанное начальником таможенного органа, и подтверждающие материалы подготавливаются функциональным подразделением, должностным лицом которого было подготовлено обжалуемое решение, действие (бездействие), и обязательно визируется в правовом подразделении таможенного органа.
При подготовке аргументированного заключения следует исходить из вопросов, поставленных в запросе вышестоящего таможенного органа, а также из доводов жалобы. Ответы должны быть четкими, мотивированными и обстоятельными с представлением доводов таможенного органа по каждому доводу заявителя.
Запрашиваемые документы представляются в заверенных копиях и с оборотными сторонами (таможенные декларации на товары, платежные поручения, ДТС, КТС и др.)
38. Если обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного органа, бывшее предметом первичного обжалования, подтверждающие материалы запрашиваются в таможенном органе, рассмотревшем первоначальную жалобу, в виде копий или оригиналов материалов жалобы. В таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, запрашивается аргументированное заключение по жалобе с указанием на то, что необходимые подтверждающие материалы запрошены в таможенном органе, рассмотревшем первоначальную жалобу.
После рассмотрения жалобы представленные оригиналы материалов жалобы возвращаются в таможенный орган, из которого они были истребованы. В деле по жалобе таможенного органа, рассмотревшего вторичную жалобу, остаются необходимые копии.
Запрос документов у лица, обратившегося с жалобой
39. В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании у лица, обратившегося с жалобой, могут быть запрошены документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе, при одновременном соблюдении следующих условий:
лицо, обратившееся с жалобой, ссылается на эти документы как на подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе;
представление указанных документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы, принятие без них решения по жалобе невозможно или затруднительно;
указанные документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Запрос должен содержать:
- правовое основание для направления запроса;
- ссылку на доводы и обстоятельства, указанные в жалобе, в подтверждение которых не представлены документы;
- указание на то, что документы имеют существенное значение для рассмотрения жалобы и отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- перечень запрашиваемых документов;
- разъяснения о том, что срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления лицом, обратившимся с жалобой, запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на 3 (три) месяца со дня направления запроса;
- последствия непредставления запрашиваемых документов.
Одновременно заявителю может быть предложено уточнить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения жалобы.
40. В порядке, предусмотренном частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, в частности, не могут быть запрошены документы:
- с целью определения предмета обжалования;
- подтверждающие полномочия лица, обратившегося с жалобой;
- подтверждающие соблюдение сроков обжалования либо уважительность причин пропуска этого срока, поскольку отсутствие данных сведений в жалобе влечет принятие решения об отказе в ее рассмотрении по существу.
Выработка правовой позиции по существу жалобы
41. Оценка обжалуемого решения, действия (бездействия) на предмет его соответствия действующему законодательству и выработка правовой позиции по существу жалобы осуществляется путем:
- проверки наличия правовых оснований для принятия решения, совершения действия (допущения бездействия);
- проверки соблюдения таможенным органом процедуры принятия решения, совершения действия, установленной таможенным законодательством;
- проверки полномочий лиц, принявших обжалуемое решение, совершивших обжалуемое действие, на принятие данного решения, совершение указанного действия.
42. Формы и порядок участия функциональных подразделений в выработке правовой позиции по существу жалобы определяются Инструкцией о порядке взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями таможенных органов при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 30 июля 2009 г. N 1378.
Рассмотрение жалобы с выездом в таможенный орган, решение,
действие (бездействие) которого обжалуется
43. С целью повышения эффективности рассмотрения жалоб по наиболее важным и сложным вопросам, а также при наличии повторяющихся нарушений таможенным органом, рассматривающим жалобу, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может быть принято решение о рассмотрении жалобы с выездом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется (рассмотрение жалобы с выездом на место).
44. Рассмотрение жалобы с выездом на место проводится с целью выяснения обстоятельств, изложенных в жалобе, с привлечением должностных лиц таможенного органа, участвовавших в принятии обжалуемого решения, совершении обжалуемого действия (допущении бездействия), а также лиц из начальствующего и руководящего состава таможенного органа, ответственных за контроль и организацию работы по направлению деятельности, в рамках которой принято решение, совершено действие (допущено бездействие), являющееся предметом обжалования.
45. Решение по существу жалобы может быть принято на месте рассмотрения жалобы. В этом случае подготавливается полный текст решения либо оглашается резолютивная часть решения по жалобе, а полный текст решения подготавливается после рассмотрения жалобы и направляется лицу и в таможенный орган в срок, установленный статьей 47 Федерального закона о таможенном регулировании. При этом вводная часть решения должна содержать сведения о том, что жалоба рассматривалась с выездом в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
VII. Процедуры, сопровождающие рассмотрение жалобы
Приостановление исполнения обжалуемого решения, действия
46. В соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона о таможенном регулировании в ходе рассмотрения жалобы таможенный орган рассматривает вопрос о целесообразности приостановления исполнения обжалуемого решения, действия.
Решение о приостановлении исполнения решения, действия оформляется на бланке письма таможенного органа и направляется в таможенный орган, решение или действие которого обжалуется.
О принятом решении о приостановлении исполнения обжалуемых решения, действия письменно уведомляется лицо, обратившееся с жалобой.
47. Отмена решения о приостановлении исполнения обжалуемого решения не требуется, так как исполнение приостанавливается до принятия решения по существу жалобы.
48. Если в процессе рассмотрения жалобы принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу либо принятии отзыва жалобы, в решении об отказе в рассмотрении жалобы или письме о принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения указывается о прекращении приостановления исполнения решения, действия.
Приостановление срока рассмотрения жалобы
49. Запрос документов в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании, влечет за собой приостановление срока рассмотрения жалобы.
Датой приостановления срока рассмотрения жалобы является дата направления запроса лицу, обратившемуся с жалобой.
Датой возобновления срока рассмотрения жалобы является дата поступления в таможенный орган запрошенных документов (их регистрации в установленном порядке в отделе документационного обеспечения) либо дата истечения трехмесячного срока приостановления рассмотрения жалобы, если документы не поступили.
Дополнительного принятия решения о приостановлении срока рассмотрения жалобы либо о возобновлении его течения не требуется.
Продление срока рассмотрения жалобы
50. В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Течение срока рассмотрения жалобы начинается со дня ее поступления в таможенный орган (ее регистрации в установленном порядке (дата регистрации входящего номера проставляется в отделе документационного обеспечения)). При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 1 (один) месяц.
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимается начальником таможенного органа, рассматривающего жалобу, или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным в соответствии с приказом таможенного органа, в виде резолюции на докладной записке (для уполномоченного лица - на ходатайстве о продлении срока рассмотрения жалобы) соответствующего должностного лица.
Докладная записка о продлении срока рассмотрения жалобы либо ходатайство должны содержать:
наименование заявителя;
дату поступления жалобы в таможенный орган и входящий номер;
краткое изложение существа обжалованного решения, действия (бездействия);
сведения о стадии, в которой находится рассмотрение жалобы;
причины продления срока рассмотрения жалобы;
правовое основание для продления срока рассмотрения жалобы.
Продление срока рассмотрения жалобы и информирование лица, подавшего жалобу, должно быть совершено до истечения срока рассмотрения жалобы, установленного частью 1 статьи 47 Федерального закона о таможенном регулировании.
Письмо таможенного органа в адрес лица должно содержать причины продления срока рассмотрения жалобы и правовое основание для его продления.
Отказ в рассмотрении жалобы по существу в ходе рассмотрения
51. В случае обнаружения в ходе исследования материалов жалобы обстоятельств, которые не могли быть установлены на этапе принятия жалобы к рассмотрению, свидетельствующих о невозможности дальнейшего рассмотрения жалобы и принятия по ней решения по существу, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы полностью либо в какой-либо части. В этом случае решение должно быть принято не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления документов, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы, в том числе после продления сроков рассмотрения жалобы и уведомления об этом лица.
52. В случае наличия основания для отказа в рассмотрении жалобы в какой-либо части при смысловой неразрывности решения об отказе в рассмотрении жалобы и решения по существу жалобы решение об отказе в рассмотрении жалобы в части может быть изложено непосредственно в резолютивной части решения по существу жалобы с указанием оснований его принятия в мотивировочной части решения.
53. Копия решения об отказе в рассмотрении жалобы, принятом в ходе исследования материалов жалобы, в случае оформления его отдельным письмом направляется в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Отзыв жалобы
54. Предусмотренный статьей 45 Федерального закона о таможенном регулировании отзыв жалобы может быть принят таможенным органом, если он оформлен с соблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 42 Федерального закона о таможенном регулировании для подачи жалобы (письменная форма и наличие собственноручной подписи лица, обратившегося с заявлением об отзыве жалобы).
Лицо, обратившееся с заявлением об отзыве жалобы посредством информационных систем общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, незамедлительно уведомляется о невозможности его рассмотрения до поступления заявления об отзыве с соблюдением требований к его подписанию независимо от наличия ссылки в тексте заявления об отзыве на последующую его досылку почтой. В этом случае рассмотрение жалобы продолжается до поступления почтовой досылки заявления об отзыве жалобы. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания отзыва жалобы не допускается.
55. В случае, если жалоба, поданная заявителем, отзывается другим лицом, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан удостовериться в наличии полномочий у такого лица. В случае направления отзыва жалобы неуполномоченным лицом в его адрес направляется письмо, в котором со ссылкой на часть 1 статьи 36 и часть 1 статьи 45 Федерального закона о таможенном регулировании разъясняется о невозможности принятия отзыва жалобы. В данном случае об отказе в принятии отзыва уведомляется также лицо, в интересах которого подана жалоба.
56. О принятии отзыва жалобы и прекращении ее рассмотрения письмом таможенного органа информируется лицо, обратившееся с заявлением, с разъяснением права на подачу повторной жалобы в пределах сроков, установленных статьей 40 Федерального закона о таможенном регулировании. Копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы направляется для сведения в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжаловалось.
Заявление об отзыве и копия письма таможенного органа о принятии отзыва жалобы подшиваются в дело по жалобе.
57. Удовлетворение заявления об отзыве жалобы является обстоятельством, исключающим право таможенного органа, рассматривающего жалобу, на принятие решения по жалобе. Вместе с тем отзыв жалобы не лишает вышестоящий таможенный орган права проверить правомерность принятого решения, совершенного действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля.
VIII. Решение по жалобе
Вопросы, относящиеся к принятию решения по жалобе
58. Решение по жалобе принимается по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 27 декабря 2010 г. N 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке" (зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011 г. N 19880).
59. Решение таможенного органа по жалобе состоит из вводной, установочной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть должна содержать реквизиты поступившей жалобы со всеми дополнениями к ней. В случае принятия решения должностным лицом, не являющимся начальником таможенного органа, рассматривающего жалобу, во вводной части решения указываются реквизиты приказа таможенного органа, которым данное должностное лицо наделено полномочиями по рассмотрению жалобы. Обозначаемый в вводной части круг обжалуемых решений, действий (бездействия) должен совпадать с решениями, действиями (бездействием), правомерности которых дается оценка в резолютивной части решения по жалобе.
Установочная часть должна содержать описание существа предмета обжалования, реквизиты обжалуемых решений, краткое содержание доводов заявителя, имеющих правовой характер, доводов и оснований принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), обстоятельств его принятия, совершения (допущения), описание в хронологическом порядке имеющих юридическое значение событий, предшествовавших принятию решения, совершению действия (допущению бездействия), иных обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, а также сведения, отражающие процессуальную сторону рассмотрения жалобы (отказ в рассмотрении жалобы в части, продление либо приостановление срока рассмотрения жалобы, если он продлевался либо приостанавливался и др.).
Мотивировочная часть содержит правовую оценку решения, действия (бездействия), которое является предметом обжалования, доводы и основания принятого решения, совершенного действия (допущенного бездействия), аргументированные ссылками на нормы таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иные нормативные правовые акты во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами, установленными при рассмотрении жалобы. При этом в обосновании принятого решения не допускаются ссылки на письма разъяснительного характера.
В случае отказа в удовлетворении жалобы в этой части решения должна быть дана оценка также каждому доводу правового характера, изложенному в жалобе.
В мотивировочной части решения по жалобе указываются только те процессуальные нарушения, допущенные таможенным органом, которые служат основанием для принятия решения по жалобе либо на основе которых в решении делаются выводы, имеющие значение для его принятия. На выявленные при рассмотрении жалобы иные нарушения внимание таможенного органа может быть обращено в письме, сопровождающем направление решения.
Резолютивная часть содержит формализованное решение таможенного органа, предусмотренное частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании, с указанием, какие именно решения, действия (бездействие) признаны правомерными (неправомерными) исходя из определенного предмета обжалования.
Если в результате отмены обжалованного решения или признания неправомерным обжалованного действия (бездействия) должно быть принято новое решение или приняты меры в целях устранения допущенных нарушений, в резолютивной части указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, рассмотревшим жалобу, если их принятие относится к его компетенции, либо указывается, какое новое решение или какие меры должны быть приняты таможенным органом, решение которого признано неправомерным и отменено, либо действие (бездействие) которого признано неправомерным, и устанавливается срок реализации решения со ссылкой на часть 5 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании.
Если срок не установлен, то срок реализации решения составляет 10 (десять) рабочих дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган.
Если в решении дается поручение принять новое решение, например, по таможенной стоимости, то резолютивная часть должна содержать указание на принятие решения в срок, определенный действующим законодательством для принятия таких решений.
Резолютивная часть решения не должна содержать указаний о принятии мер, не связанных с устранением последствий решения, действия (бездействия), признанного неправомерным, рекомендаций общего характера, указаний о применении мер дисциплинарного воздействия.
60. Устранение в ходе рассмотрения жалобы нарушений, послуживших основанием для обжалования решения, действия (бездействия), не является обстоятельством, исключающим принятие решения по существу жалобы. В этом случае в мотивировочной части указывается, кем и какие меры были приняты, а в резолютивной части - на отсутствие необходимости принятия дополнительных мер в связи с устранением допущенных нарушений.
61. При указании сведений о порядке обжалования принятого решения указывается:
для физических лиц - ссылка на статью 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;
для юридических лиц - ссылка на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При разъяснении порядка обжалования приводятся положения этих статей, а при наличии возможности - также наименования конкретных судов и их адреса.
62. При принятии решения по жалобе, поданной несколькими заявителями, либо если предметом обжалования являются решения, действия (бездействие) нескольких таможенных органов, возможно вынесение решений в количестве, равном количеству заявителей либо количеству таможенных органов.
IX. Направление и исполнение решения по жалобе
63. Регистрация решений по жалобам осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 29 марта 2011 г. N 664.
64. В адрес заявителя копия решения по жалобе направляется с сопроводительным письмом. При необходимости лицу, обратившемуся с жалобой, в письме могут быть даны разъяснения положений таможенного законодательства, связанные с последующей реализацией решения по жалобе либо направленные на устранение предпосылок, способствующих возникновению аналогичных споров.
65. В таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого было предметом обжалования, с сопроводительным письмом направляются:
в случае удовлетворения жалобы - оригинал решения по жалобе;
в случае отказа в удовлетворении жалобы - копия решения по жалобе.
66. В случаях, когда в соответствии с требованиями части 4 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании решение по жалобе содержит указание таможенному органу, решение которого признано неправомерным и отменено, принять новое решение в соответствии с действующим законодательством либо предпринять меры, направленные на устранение допущенных нарушений, в сопроводительном письме о направлении решения устанавливается срок информирования вышестоящего таможенного органа о действиях по реализации решения по жалобе. Таможенный орган, вынесший решение по жалобе, осуществляет контроль за сроками и полнотой реализации решения по жалобе.
67. Результаты рассмотрения ФТС России жалобы на решение, действие (бездействие) таможни, таможенного поста доводятся также до соответствующего регионального таможенного управления, таможни.
Региональное таможенное управление доводит результаты рассмотрения жалобы до таможни в случае, если предметом жалобы являлись решение, действие (бездействие) таможенного поста.
Информирование о результатах рассмотрения жалобы производится путем направления в соответствующий таможенный орган копии решения по жалобе.
68. После поступления решения вышестоящего таможенного органа по жалобе оно должно быть доведено начальником таможенного органа до сведения должностных лиц функционального подразделения, должностное лицо (должностные лица) которого непосредственно причастно(ы) к принятию обжалованного решения, совершению обжалуемого действия (допущению обжалуемого бездействия). Решение доводится для исполнения и/или учета в дальнейшей деятельности.
Удовлетворение требований заявителя не влечет в обязательном порядке привлечение указанного должностного лица к дисциплинарной ответственности, если принятие таких мер не инициировано таможенным органом, рассмотревшим жалобу, на основании части 6 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании. Однако начальник таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого было признано неправомерным, вправе привлечь указанное должностное лицо к дисциплинарной ответственности по своему усмотрению.
69. Если решение по жалобе предусматривает возложение обязанности на таможенный орган по принятию нового решения в соответствии с действующим законодательством либо определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления указанного решения или в иной установленный в решении срок должен принять меры для реализации решения по жалобе.
Об исполнении решения по жалобе докладывается вышестоящему таможенному органу, принявшему решение по жалобе и осуществляющему контроль за реализацией решения по жалобе, с приложением копий документов, подтверждающих принятие соответствующих решений, совершенных действий.
70. Таможенный орган, получивший решение вышестоящего таможенного органа по жалобе (оригинал или копию, в зависимости от характера принятого решения), хранит данное решение вместе с обжалованным решением либо вместе с документами, относящимися к обжалованным действиям (бездействию).
Дополнительно копии таких решений должны храниться в правовом отделе таможенного органа.
По усмотрению начальника функционального подразделения копии решений по жалобам, имеющих общий характер, могут храниться также в делах функционального подразделения совместно с актами, регламентирующими данное направление деятельности.
X. Заключительные положения
71. Вышестоящие таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением порядка рассмотрения жалоб нижестоящими таможенными органами, анализируют содержание поступающих жалоб, принимают меры по выявлению и устранению причин допускаемых нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, обратившихся с жалобами.
При выявлении при принятии решения по жалобе причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося с жалобой, не связанных с виновными действиями конкретных должностных лиц, должностное лицо таможенного органа, принимающее решение по жалобе, информирует об этом руководство таможенного органа или иных должностных лиц таможенного органа согласно их компетенции.
В случае повторения неправомерных решений, действий (бездействия) в тех же таможенных органах в отношении того же или иного лица при аналогичных обстоятельствах вышестоящий таможенный орган принимает меры по заслушиванию начальников таможенных органов на совещаниях у руководства вышестоящего таможенного органа и при наличии к тому оснований принимает меры, предусмотренные частью 6 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании.
72. Настоящие Методические рекомендации распространяются также на случаи обжалования в вышестоящий таможенный орган в соответствии с частью 8 статьи 48 Федерального закона о таможенном регулировании решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
Предметом обжалования в этом случае является не только решение по жалобе, но и первоначальное решение, действие (бездействие) таможенного органа, оценка правомерности которого дана в обжалуемом решении таможенного органа по жалобе.
73. При поступлении дополнения к жалобе до ее разрешения по существу решение принимается с учетом дополнительных доводов заявителя. Дополнение к жалобе, поступившее после принятия решения по жалобе, приобщается к материалам жалобы и ответа не требует.
Обращение, озаглавленное как дополнение к жалобе, содержащее самостоятельный предмет обжалования, рассматривается в качестве самостоятельной жалобы независимо от этапа, на котором оно поступило, о чем сообщается заявителю при информировании его о результатах рассмотрения первоначальной жалобы.
74. Вся переписка в связи с рассмотрением жалобы ведется с лицом, обратившимся с жалобой. Об отказе в принятии отзыва жалобы в случаях, предусмотренных пунктом 57 настоящих Методических рекомендаций, дополнительно уведомляется лицо, в интересах которого жалоба была подана.
Формирование дел
75. Материалы по жалобам формируются в номенклатурные дела, предусмотренные Инструкцией о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, утвержденной Приказом ФТС России от 29 марта 2011 г. N 664.
76. В материалы соответствующей жалобы формируются также:
- документы, свидетельствующие о реализации решения по жалобе;
- результаты рассмотрения вышестоящим таможенным органом или судом жалобы, поданной на решение таможенного органа по жалобе.
77. Материалы по рассмотрению жалоб по существу формируются отдельно от материалов по жалобам, в рассмотрении которых по существу отказано, направленным по принадлежности, а также отозванным заявителем.
Начальник Правового управления
А.Б.СТРУКОВ