11.1. Экспертиза ценности документов

11.1. Экспертиза ценности документов

11.1.1. Экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.

11.1.2. Экспертиза ценности документов в ФССП России на стадии делопроизводства проводится:

- при составлении номенклатуры дел;

- в процессе формирования дел и проверки правильности отнесения документов к делам;

- при подготовке дел к передаче в архив федерального органа исполнительной власти.

11.1.3. Для организации и проведения экспертизы ценности документов в ФССП России создается постоянно действующая центральная экспертная комиссия (далее - ЦЭК) и экспертные комиссии (далее - ЭК) в территориальных органах, а также, при необходимости, в управлениях центрального аппарата ФССП России.

11.1.4. Функции и права ЦЭК (ЭК), а также организация их работы определяются положениями, которые утверждаются Директором - для ЦЭК и руководителем территориального органа ФССП России - для ЭК.

Положение о ЦЭК до его утверждения подлежит согласованию с Федеральным архивным агентством.

Положение об ЭК управления центрального аппарата ФССП России до его утверждения согласовывается с Управлением делопроизводства, а положение об ЭК территориального органа ФССП России с соответствующими архивными органами субъекта Российской Федерации.

11.1.5. Экспертиза ценности документов постоянного и временного хранения осуществляется ежегодно в управлениях центрального аппарата и территориальных органах ФССП России работниками, ответственными за делопроизводство, совместно с ЦЭК (ЭК) под непосредственным методическим руководством архива.

11.1.6. При проведении экспертизы ценности документов осуществляется:

- отбор дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу для передачи в архив;

- отбор дел с временными сроками хранения и с пометкой "До минования надобности", подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях;

- выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли.

11.1.7. Отбор документов для постоянного хранения проводится на основании перечней документов с указанием сроков их хранения, а также отраслевых перечней документов и номенклатуры дел ФССП России путем полистного просмотра дел.

В делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы с временными сроками хранения.

Не допускается отбор документов для хранения и выделения к уничтожению только на основании заголовков дел.

Окончательное решение по результатам экспертизы ценности документов принимает ЦЭК ФССП России (ЭК территориального органа ФССП России).

11.1.8. По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению.

11.1.9. Опись дела - архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания.

Отдельная опись представляет собой перечень дел с самостоятельной валовой (порядковой) законченной нумерацией.

11.1.10. Описи составляются отдельно:

- на дела постоянного хранения;

- на дела временного (свыше 10 лет) хранения;

- на дела по личному составу.

На дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются.

11.1.11. В каждом управлении центрального аппарата ФССП России описи на дела постоянного хранения составляются ежегодно под непосредственным методическим руководством архива. По этим описям документы сдаются в ведомственный архив.

Описи дел, подготовленные управлениями центрального аппарата ФССП России, служат основой для подготовки сводной описи дел ФССП России, которую готовит архив и по которой он сдает дела на государственное хранение в соответствующий федеральный архив.

11.1.12. Описи дел управлений центрального аппарата ФССП России составляются по установленной форме (Приложение N 46) и представляются в архив не позднее чем через три года после завершения дел в делопроизводстве.

11.1.13. Описательная статья описи дел управления центрального аппарата ФССП России имеет следующие элементы:

- порядковый номер дела (тома, части) по описи;

- индекс дела (тома, части);

- заголовок дела (тома, части);

- дата дела (тома, части);

- количество листов в деле (томе, части);

- срок хранения дела.

11.1.14. При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:

- каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером (если дело состоит из нескольких томов (частей), то каждый том (часть), в том числе сформированное в отдельный том приложение к делу, вносится в опись под самостоятельным номером;

- порядок нумерации дел в описи - валовый;

- графы описи заполняются в точном соответствии с теми сведениями, которые вынесены на обложку дела;

- при внесении в опись подряд дел с одинаковыми заголовками пишется полностью заголовок первого дела, а все остальные однородные дела обозначаются словами "то же", при этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью);

- графа описи "примечание" используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического состояния, о передаче дел другим структурным подразделениям со ссылкой на необходимый акт, о наличии копий и т.п.

11.1.15. В конце описи вслед за последней описательной статьей делается итоговая запись, в которой указывается (цифрами и прописью) количество дел, числящихся по описи, первый и последний номера дел по описи, а также оговариваются особенности нумерации дел в описи (литерные номера и пропущенные номера).

11.1.16. Опись дел управления центрального аппарата ФССП России подписывается составителем с указанием его должности, согласовывается с начальником Управления делопроизводства и утверждается начальником соответствующего управления центрального аппарата ФССП России.

При наличии в управлении центрального аппарата, территориальном органе ФССП России ЭК опись дел до ее утверждения должна быть согласована с ЭК.

11.1.17. Опись дел управления центрального аппарата ФССП России составляется в двух экземплярах, один из которых передается вместе с делами в архив, а второй остается в качестве контрольного экземпляра в управлении. При наличии в управлении центрального аппарата ФССП России ЭК опись дел составляется в трех экземплярах, так как один экземпляр описи передается в ЭК для рассмотрения и согласования.

11.1.18. Отбор документов за соответствующий период к уничтожению и составление акта о выделении их к уничтожению (Приложение N 47) производится после составления сводных описей дел постоянного хранения за этот же период.

Указанные описи и акты рассматриваются на заседании ЦЭК (ЭК) одновременно. Согласованные ЦЭК (ЭК) акты о выделении дел и документов к уничтожению утверждаются Директором только после согласования экспертно-проверочной комиссией (далее - ЭПК) соответствующего федерального архива, описей дел постоянного хранения и описей дел по личному составу.

После этого ФССП России имеет право уничтожить дела, включенные в данные акты в соответствии с установленным порядком.

11.1.19. В центральном аппарате ФССП России акт о выделении документов к уничтожению составляется, как правило, на дела всех управлений центрального аппарата ФССП России.

Если в акте указаны дела нескольких управлений центрального аппарата ФССП России, то название каждого управления указывается перед группой заголовков дел этого управления.