МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 сентября 2009 г. N ШС-22-3/730@
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями и жалобами налогоплательщиков по поводу неправомерного направления им уведомлений о невозможности применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) заявление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер.
Положения главы 26.2 Кодекса не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению.
Соответственно, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на данный режим налогообложения, в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено в вышеуказанных нормах Кодекса, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.
Аналогичный подход должен быть и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, изъявивших желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что в настоящее время в Минфин России на согласование направлены проекты приказов ФНС России об утверждении новых форм документов для применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не рекомендуется использовать форму N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" и форму N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения".
Доведите данное письмо для руководства нижестоящими налоговыми органами.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН