Приложение 1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ | Предварительное обсуждение основных положений соглашения о ценообразовании

Приложение 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Предварительное обсуждение основных положений соглашения
о ценообразовании

С целью оценки целесообразности обращения с заявлением о заключении Соглашения, обеспечения его более качественной подготовки, сокращения сроков рассмотрения заявления, а также для уточнения требований ФНС России к составу и содержанию документов и материалов, необходимых для заключения Соглашения, налогоплательщик может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения основных положений Соглашения.

Во время предварительного обсуждения налогоплательщик может в виде презентации или в иной удобной форме изложить:

сущность и фактические обстоятельства контролируемой сделки, которая может являться предметом Соглашения;

описание хозяйственной деятельности сторон контролируемой сделки, налоговыми резидентами каких государств они являются, являются ли стороны контролируемой сделки взаимозависимыми, характер взаимозависимости;

предполагаемую методологию определения цен для целей налогообложения, источники информации и иные сведения, которые налогоплательщик посчитает необходимым указать.

Предварительное обсуждение процесса заключения и основных положений Соглашения между налогоплательщиком и налоговой администрацией широко используется в международной практике и входит в список рекомендаций, содержащихся в Руководстве ОЭСР (приложение к Главе IV "Рекомендации по заключению предварительных соглашений о ценообразовании в соответствии с взаимосогласительными процедурами"). Более подробно с материалами по данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте ОЭСР (текст на английском языке доступен по адресу http://www.oecd.org).

Для организации предварительного обсуждения необходимо направить письмо в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством электронной почты, факсимильной связи или почтовым отправлением. Необходимая контактная информация доступна на официальном сайте ФНС России в разделе "Трансфертное ценообразование" по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/transfer/.

В заголовке письма указывается: "Предварительное обсуждение соглашения о ценообразовании". В тексте письма также необходимо указать контактные данные лиц, которые примут участие в предварительном обсуждении, а именно: наименование организации, ФИО и должность контактного лица, телефон и адрес электронной почты, документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в обсуждении.

По результатам предварительного обсуждения ФНС России может уведомить налогоплательщика о своей позиции относительно целесообразности подачи заявления о заключении Соглашения, а также о своей оценке временных затрат, необходимых для заключения конкретного Соглашения.

Независимо от позиции ФНС России налогоплательщик сохраняет право обратиться с официальным заявлением о заключении такого Соглашения.

Заявление налогоплательщика о заключении соглашения
о ценообразовании

Рекомендованная форма заявления о заключении Соглашения приведена в Приложении 2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.22 Кодекса к заявлению налогоплательщика о заключении Соглашения, представляемому налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются:

1. Проект Соглашения (в Приложении 3 приведена примерная структура Соглашения);

2. Документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить Соглашение;

3. Копии учредительных документов налогоплательщика;

4. Копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5. Копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6. Бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7. Документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении Соглашения (далее - государственная пошлина).

Реквизиты для перечисления государственной пошлины размещаются на сайте ФНС России.

8. Иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении Соглашения.

В Приложении 4 приведены рекомендации относительно информации, необходимой для заключения Соглашения, представления и оформления документов.

Заявление о заключении Соглашения и прилагаемая документация направляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством вручения документов по описи либо почтовым отправлением по адресу места нахождения ФНС России.

В связи с тем, что как возможность заключения Соглашения, так и продолжительность данного процесса в значительной степени зависят от полноты и качества предоставленной налогоплательщиком информации, чрезвычайно важным является готовность налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении Соглашения, своевременно предоставлять информацию и пояснения, имеющие значение для целей Соглашения.

В случае, если по каким-либо причинам после направления заявления налогоплательщик посчитает заключение Соглашения нецелесообразным, налогоплательщик может добровольно отозвать свое заявление. При этом государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления, не возвращается.

Рассмотрение заявления о заключении соглашения
о ценообразовании

После получения заявления о заключении Соглашения и прилагаемой к нему документации ФНС России создает рабочую группу и уведомляет об этом налогоплательщика. После первоначального ознакомления с заявлением о заключении Соглашения ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта Соглашения и (или) о представлении дополнительной информации.

Совместное обсуждение проекта Соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика (полномочия представителей налогоплательщика подтверждаются соответствующей доверенностью) происходит по месту нахождения ФНС России.

На этапе обсуждения проекта Соглашения важным является полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения Соглашения.

Рассмотрение проекта Соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения документов ФНС России. Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 Кодекса налогоплательщик может обратиться с заявлением о заключении двустороннего соглашения, то есть соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Для повышения эффективности процесса заключения Соглашения с участием уполномоченного органа исполнительного органа иностранного государства, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки - иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения Соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти отвечает рекомендациям ОЭСР и является сложившейся мировой практикой. Также возможно заключение международных соглашений с несколькими иностранными государствами по аналогичной схеме.

Вынесение решения

По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России выносит одно из следующих решений:

решение о заключении Соглашения;

мотивированное решение об отказе от заключения Соглашения;

решение о необходимости доработки проекта Соглашения.

Соответствующее решение о заключении Соглашения (об отказе от заключения Соглашения, о необходимости доработки проекта Соглашения) с указанием места, даты и времени подписания Соглашения в случае принятия решения о заключении Соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.

Копия Соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта Соглашения налогоплательщик вправе после доработки проекта Соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении Соглашения. В Приложении 2 приведена соответствующая форма такого заявления.

При повторном представлении проекта Соглашения и прилагаемых к нему документов ФНС России принимает решение в течение трех месяцев.

Срок действия соглашения о ценообразовании

Срок действия Соглашения устанавливается по соглашению сторон в пределах, определенных статьей 105.21 Кодекса. В соответствии с положениями данной статьи срок действия Соглашения не может превышать трех лет. Соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно Соглашением.

Действие Соглашения может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором крупнейший налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения до дня вступления в силу указанного Соглашения.

Основным критерием определения срока действия Соглашения является соблюдение принципа, установленного в пункте 1 статьи 105.3 Кодекса, на протяжении всего срока действия Соглашения.

Налогоплательщик при соблюдении им всех условий Соглашения вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока его действия. Соглашение может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года. Рассмотрение вопроса о продлении срока действия Соглашения осуществляется в порядке, установленном статьей 105.22 Кодекса для рассмотрения заявления о заключении Соглашения.

Проверка исполнения соглашения о ценообразовании

В соответствии со статьей 105.23 Кодекса проверка исполнения налогоплательщиком Соглашения осуществляется ФНС России в соответствии с порядком, предусмотренным главой 14.5 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 105.19 Кодекса для избежания излишнего документооборота, минимизации финансовых, трудовых и временных затрат в Соглашении может быть предусмотрен механизм мониторинга исполнения налогоплательщиком условий Соглашения.

В рамках мониторинга исполнения Соглашения сторонами могут быть определены и согласованы перечень, формат и содержание документов, необходимых для подтверждения исполнения условий Соглашения, а также периодичность их предоставления.

Детальность и периодичность предоставляемых в налоговые органы документов в целях мониторинга Соглашения могут различаться в зависимости от сложности методологии определения цены сделки для целей налогообложения.

В случае если налогоплательщиком были соблюдены условия Соглашения, ФНС России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены (методы их определения) по которым были согласованы в Соглашении, по основаниям и в порядке, предусмотренным главой 14.5 Кодекса, то есть в рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По иным основаниям, предусмотренным Кодексом, налоговый орган вправе провести проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налога и, соответственно, при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах принять решение о доначислении налогов (пеней, штрафов), независимо от наличия действующего Соглашения.

Заключение Соглашения не освобождает налогоплательщика от представления уведомления о контролируемых сделках.

Прекращение соглашения о ценообразовании

Соглашение прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных статьей 105.24 Кодекса.

Действие Соглашения может быть прекращено досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при нарушении налогоплательщиком условий Соглашения в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проверки исполнения Соглашения.

Соглашение также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.

Решение ФНС России о прекращении Соглашения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения по адресу, указанному в заявлении о заключении Соглашения.

Решение о прекращении Соглашения, направленное налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма.

Копия указанного решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение Соглашения вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.

Конфиденциальность условий соглашения о ценообразовании

Положения статьи 102 Кодекса распространяются на все сведения о налогоплательщике, полученные ФНС России при заключении Соглашения.

В то же время налогоплательщик, заключивший Соглашение, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения Соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.

Стабильность условий соглашения о ценообразовании

Условия заключенного Соглашения остаются неизменными до истечения срока его действия в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении Соглашения, внесении в него изменений и прекращения его действия.

В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.