2.2. Оформление реквизитов документов

2.2. Оформление реквизитов документов

2.2.1. При подготовке документов служащие ФАС России обязаны соблюдать правила оформления реквизитов, установленные ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденным постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Правила документирования информации и оформления документов являются едиными для оформления документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде (электронных документов).

2.2.2. Каждый напечатанный лист, оформленный на бланке или без него должен иметь следующие размеры полей не менее:

левое - 20 мм;

правое - 10 мм;

верхнее - 20 мм;

нижнее - 20 мм.

Абзацный отступ - 1,25 см.

2.2.3. При подготовке документов в ФАС России применяется текстовой редактор OpenOffice с использованием шрифтов размером N 12 - 15, через 1 - 2 межстрочный интервала.

Для выделения части текста, наименования, заголовка, примечания могут использоваться полужирное начертание, курсив, подчеркивание или смещение относительно границ основного текста.

2.2.4. При оформлении текста документа на двух и более листа, второй и последующие листы нумеруются. Номера листов проставляются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без знаков препинания. Листы приложения к документу нумеруются самостоятельно, начиная со второго. При наличии нескольких приложений листы в каждом из них нумеруются отдельно.

При оформлении приложения к приложению нумерация листов продолжается.

2.2.5. Документы, создаваемые в ФАС России могут иметь следующий состав реквизитов:

Государственный герб Российский Федерации;

наименование ФАС России полное и сокращенное;

наименование структурного подразделения ФАС России;

наименование должности лица, подписавшего документ;

справочные данные о ФАС России;

наименование вида документа;

дата документа;

регистрационный номер документа;

ссылка на исходящий номер и дату входящего документа;

место составления (издания) документа;

гриф ограничения доступа к документу;

адресат;

гриф утверждения документа;

указания по исполнению документа (резолюция);

заголовок к тексту документа;

текст документа;

отметка о контроле;

отметка о наличии приложений;

подпись должностного лица:

отметка об электронной подписи;

гриф согласования документа;

виза;

печать;

отметка о заверении копии;

отметка об исполнителе;

отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

отметка о поступлении документа;

ссылка на документ.

Состав реквизитов конкретного документа определяется его видом и назначением.

2.2.6. Изображение Государственного герба Российской Федерации, наименование ФАС полное и сокращенное, должность лица, подписавшего документ, справочные данные о ФАС России, вид документа и место составления документа входят в состав реквизитов бланка или электронного шаблона соответствующего вида документа.

2.2.7. Дата документа

Датой исходящего документа является дата его регистрации в отделе-канцелярии (правительственная корреспонденция) или отделе общей корреспонденции Управления делами.

Для протокола датой документа является дата проведения заседания, для акта - дата подписания.

Для документа, составленного совместно двумя и более органами управления, датой документа является дата более поздней подписи.

Дата документа, принимаемого коллегиальным органом - дата принятия, для утверждаемого документа - дата утверждения. В данном случае дата проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением должны быть обязательно датированы.

Дата подписания, утверждения, согласования документа, а также даты, содержащиеся в тексте, оформляются цифровым способом арабскими цифрами в следующей последовательности: день, месяц, год (26.04.2007).

Словесно-цифровой способ оформления даты используется в нормативных документах, определяющих права граждан и организаций и в документах финансового характера (26 апреля 2007 г.).

Не допускается разрыв даты при ее переносе на другую строку.

2.2.8. Регистрационный номер документа

Все документы: входящие, исходящие и внутренние должны быть зарегистрированы.

Поступающие в ФАС России и исходящие из ФАС России документы регистрируются в отделе-канцелярии (правительственная корреспонденция) и отделе общей корреспонденции Управления делами.

Приказы ФАС России по общим вопросам регистрируются в Управлении делами, приказы ФАС России по личному составу регистрируются в Управлении государственной службы.

Внутренние документы регистрируются в СЭД автоматически или в структурных подразделениях, составивших данные документы.

Акты по результатам плановых и внеплановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, проводимых сотрудниками ФАС России, регистрируются в отделе по противодействию коррупции Управления государственной службы.

Регистрационный номер присваивается исходящему и внутреннему документу только после его подписания (утверждения).

Регистрационный номер документа проставляется в соответствии с системой регистрации, принятой в ФАС России, в СЭД.

2.2.9. Ссылка на регистрационный номер и дату документа

Ссылка включает в себя регистрационный номер (исходящий), проставленный на документе организацией, направившей данный документ на рассмотрение в ФАС России, и дату создания данного документа.

Ссылка указывается в специальной графе бланка либо после заголовка к тексту документа и отделяется от заголовка сплошной чертой, длина которой соответствует длине самой длинной строки заголовка.

2.2.10. Адресат

Документы адресуются в органы власти, организациям, их структурным подразделениям, должностным или физическим лицам.

При адресовании документа в орган власти, организацию, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

Например:

Правительство
Российской Федерации
Департамент делопроизводства и архива

Сокращение названия Российская Федерация - РФ в официальных документах не допускается.

Допускается использование официально принятых сокращений наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов ФАС России.

При направлении документа руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата.

Например:

Руководителю Федерального агентства воздушного транспорта
А.В. Нерадько

В случае адресования документа конкретному должностному лицу наименование организации и подразделения указываются в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.

Например:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление делами
начальнику общего отдела
А.А. Калинину

Если документ отправляется в несколько однородных организаций или несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно.

Например:

Руководителям территориальных органов ФАС России

В состав реквизита может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указываются в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2014 N 35442).

Почтовый адрес может быть не указан в документах, направляемых в высшие органы государственной власти, другие федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы ФАС России.

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатом не указывают.

При большом количестве адресатов составляют список (группу) рассылки документа, а на каждом экземпляре указывают только один адрес или обобщенное название организаций - адресатов.

Если письмо адресуется организации, указывают ее наименование, затем почтовый адрес с индексом.

Например:

Центральный банк Российской Федерации
Неглинная ул., д. 12,
Москва, 103016

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию получателя, его инициалы, затем почтовый адрес.

Например:

Калинину И.П.
Садовая ул., д. 5, кв. 12,
г. Липки, Киреевский р-н,
Тульская обл., 301264

При адресовании документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией, при адресовании физическому лицу - после нее.

Реквизит "Адресат" печатается ниже границы верхнего поля на 3 межстрочных интервала. Строки реквизита выравниваются по левому полю. Допустимо центрировать строки реквизита относительно самой длинной строки.

Наименование организации, структурного подразделения организации, а также наименование должности печатаются через 1 межстрочный интервал.

Инициалы и фамилия печатаются после наименования должности через 2 межстрочных интервала.

2.2.11. Наименование документа

Наименование документа - заголовок к тексту, отражающий краткое содержание документа - составляется ко всем документам, за исключением телеграмм, телефонограмм и документов, имеющих небольшой объем текста (до 4 - 5 строк).

Заголовок к тексту документа должен быть кратким, точно передавать содержание документа, быть согласован с наименованием вида документа и отвечать на вопросы "о чем?" ("о ком?): "о выделении...", "об изменении..." и т.п., или "чего?" ("кого?"): "Должностной регламент старшего специалиста 1 категории".

Заголовок составляется исполнителем, готовящим документ.

В конце заголовка точка не ставится.

Заголовок к тексту письма печатается под реквизитами бланка от левой границы текстового поля и может занимать до 4 - 5 строк по 28 - 35 знаков в строке.

В заголовке к ответу на Поручение Правительства Российской Федерации после текста заголовка обязательно указывают дату и номер поручения.

В проектах законодательных, иных нормативных правовых актов заголовок к тексту оформляется по ширине страницы над текстом центрированным способом.

2.2.12. Текст документа

Текст документа составляется на русском языке, как государственном языке Российской Федерации.

Текст печатается на расстоянии 2 - 3 межстрочных интервалов от заголовка, такое же расстояние между текстом и подписью.

Текст служебного письма состоит, как правило, из двух частей. В первой части указываются причины, цели, основание создания документа; во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, рекомендации. Текст может содержать только одну заключительную часть. В тексте документа, подготовленного на основании или во исполнение ранее изданного документа, указывают его реквизиты: наименование документа, организацию-автора или фамилию физического лица, дату, регистрационный номер (если они не указаны в реквизитах бланка), заголовок к тексту.

Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., его можно разбить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы и подразделы могут иметь заголовки (подзаголовки).

Заголовки разделов пишутся с прописной буквы, допускается их написание прописными буквами, подзаголовки пишутся с прописной буквы.

Точка в конце заголовков и подзаголовков не проставляется. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками, с точкой на конце. Подпункты могут также нумероваться строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой. Текст пунктов пишется с прописной буквы и заканчивается точкой, текст подпунктов пишется со строчной буквы и заканчивается точкой с запятой.

В тексте документа не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте, кроме официальных или общепринятых.

В распорядительных документах ФАС России (приказах) и во внутренних документах (служебных, докладных записках), адресованных руководству, текст излагается от первого лица единственного числа: "приказываю", "предлагаю", "прошу" и т.д.

В документах коллегиальных органов ФАС России текст излагается от третьего лица единственного числа: "постановляет", "решил" и т.д.

В совместных документах текст излагается от первого лица множественного числа: "приказываем", "решили" и т.д.

Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа: "слушали", "выступили", "решили".

В служебных письмах используются следующие формы изложения: от первого лица множественного числа: "просим предоставить...", "направляем в Ваш адрес...";

от первого лица единственного числа: "прошу выслать...", "считаю необходимым" и т.д.;

от третьего лица единственного числа: "ФАС России не возражает" и т.д.

В тексте документа, подготовленного на основании законодательных, иных нормативных правовых актов, изданных органами власти и управления, документов, ранее изданных ФАС России указывается наименование вида документа, наименование органа, издавшего документ, дата принятия или утверждения документа, его регистрационный номер, а также заголовок документа, заключенный в кавычки.

Допускается начинать текст письма с уважительного обращения к адресату, которое печатается центрированным способом с восклицательным знаком в конце обращения.

Заключительная форма вежливости предшествует подписи, располагается на 1 межстрочный интервал ниже текста письма или может выполнятся собственноручно подписывающим документ должностным лицом.

Письма, имеющие несколько адресатов, оформляются без обращения.

2.2.13. Оформление приложений к документу

Приложение дополняет, разъясняет отдельные вопросы документа или документ в целом.

Отметка о наличии приложений к документу печатается от границы левого поля без абзацного отступа и отделяется от текста документа 1 - 2 межстрочными интервалами.

Отметку о наличии приложения, названного в тексте, оформляют следующим образом:

Приложение: на 8 л. в 2 экз.

Если приложения в тексте не названы, то их наименования перечисляются с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров. Например:

Приложение:
1. Заключение на проект... на 3 л. в 2 экз.
2. Справка о доработке... на 2 л. в 1 экз.

Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:

Приложение:
письмо Росархива от 14.06.97 N 02-4/156 и приложения к нему, всего на 30 л.

Если приложения сброшюрованы, количество листов в них не указывается.

Если приложение отправляется не во все указанные в документе адреса, то это оговаривается в отметке о приложении.

Например:

Приложение: на 3 л. в 1 экз. только в первый адрес.

Если приложение к документу содержится на носителе информации, представленной в электронно-цифровой форме, то в отметке о наличии приложений указываются наименование носителя информации и количество штук:

Например:

Приложение: диск CD-R - 1 шт.

Если приложениями к сопроводительному письму являются документы, содержащие конфиденциальную информацию (ДСП), отметка о наличии приложений оформляется следующим образом:

Приложение:
Справка о платежеспособности..., для служебного пользования, рег. N 26-дсп, на 2 л. в 1 экз.

В этом случае сопроводительное письмо тоже будет иметь пометку "для служебного пользования".

При большом количестве приложений на них составляется отдельная опись, а отметка о наличии приложений оформляется следующим образом: Приложение: согласно описи на 5 л.

При направлении копий прилагаемых документов об этом указывается в приложении.

Например:

Приложение: копия приказа ФАС России от 22.10.2012 N 650 на 3 л. в 1 экз.

В приложении к распорядительному документу (приказам, правилам, инструкциям, положениям и т.д.) на первом его листе в правом верхнем углу пишут "Приложение N ..." с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, через 1 интервал.

Например:

Приложение N 1
к приказу ФАС России
от __________ N _____

Первую и последнюю строки при этом центрируют относительно второй строки.

Если приложение одно, оно не нумеруется.

Если приложением к документу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент и др.) в верхнем правом углу проставляется отметка о приложении, ниже - гриф утверждения документа.

Например:

Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом ФАС России
от __________ N _____

Наличие приложений к организационно-распорядительным документам указывается только в тексте.

2.2.14. Гриф согласования документа

Согласование проекта документа с другими органами государственной власти и организациями, интересы которых в нем затрагиваются, оформляются грифом согласования. Проект документа может быть согласован непосредственно должностным лицом, протоколом коллегиального органа или служебным письмом.

Гриф согласования документа располагают на лицевой стороне документа ниже реквизита "подпись" в левом нижнем углу документа.

Если документ имеет два грифа согласования, то они располагаются на одном уровне. При большом количестве грифов согласования, их размещают двумя вертикальными рядами или указывают на отдельном листе согласования, при этом на месте, предназначенном для грифа согласования, делают пометку "Лист согласования прилагается".

Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи и даты согласования.

Например:

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации
___________
(подпись)
___________________
(инициалы, фамилия)
Дата

Или слова СОГЛАСОВАНО и реквизитов документа, которым оформлено решение о согласовании.

Например:

СОГЛАСОВАНО
Письмо Российской академии
медицинских наук
от 30.10.2012 N 498-805

или

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
коллегии ФАС России
от 29.09.2012 N 3

Согласование документа в зависимости от его содержания осуществляется в следующей последовательности:

с должностными лицами ФАС России;

с федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивает содержание документа;

при необходимости с органами, осуществляющими государственный надведомственный контроль (надзор) в определенной области (экологический, пожарный и т.д.), с общественными организациями;

с вышестоящими органами - в случаях, когда законодательством предусматривается возможность совершения управленческих действий только с согласия этих органов.

2.2.15. Виза

Согласование проекта с должностными лицами и специалистами ФАС России оформляются визой, оформляемой в электронной форме в СЭД или на документе на бумажном носителе.

Виза включает в себя личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату визирования, при необходимости - должность визирующего.

На проектах законодательных актов визы проставляются на лицевой стороне документа. На проектах актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра проекта документа.

На организационно-распорядительных документах, согласование которых ведется на бумажном носителе, визу проставляются на оборотной стороне последнего листа документа. Виза на распорядительном документе включает в себя наименование структурного подразделения, подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату; при необходимости (если визирует не начальник управления) указывается должность визирующего.

Например:

Административное управление -
секретариат руководителя
Личная подпись
П.В. Заборщиков
________________
(дата)

или

Заместитель начальника
Правового управления
Личная подпись
Л.В. Вовкивская
________________
(дата)

Служебные письма (кроме писем, содержащих конфиденциальную информацию) визируются в СЭД. На служебных документах с грифом ДСП визы проставляются на лицевой стороне последнего листа копии документа (в окончательной редакции без исправлений) и включают в себя личную подпись, расшифровку подписи и дату визирования.

Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа, согласование которого ведется на бумажном носителе, оформляются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется следующим образом:

Замечания прилагаются.

Правовое управление
Личная подпись
А.В. Молчанов
________________
(дата)

Замечания докладываются руководителю (заместителю руководителя), подписывающему данный документ.

Представляемые на подпись документы визируются исполнителем, начальником соответствующего отдела и руководителем структурного подразделения (или его заместителем, если руководитель официально отсутствует).

Проект документа, представляемый на подпись руководителю ФАС России, должен быть обязательно завизирован заместителем руководителя ФАС России, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность структурного подразделения, подготовившего данный документ (в случае его отсутствия, заместителем руководителя ФАС России, его временно замещающим в соответствии с утвержденным распределением обязанностей).

Абзац исключен. - Приказ ФАС России от 31.03.2020 N 342/20.

Обязательному визированию в Правовом управлении за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, подлежат:

а) проекты документов, содержащих правовую позицию ФАС России;

б) проекты документов, направляемых в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

в) проекты документов, направляемых в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы;

г) проекты документов, направляемые в судебные органы;

д) законопроекты, разрабатываемые в ФАС России и направляемые в Правительство Российской Федерации;

е) законопроекты, разрабатываемые в ФАС России и направляемые для размещения в сети Интернет в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы и на согласование или получение заключений в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, законопроекты, поступившие на согласование в ФАС России, а также проекты иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в ФАС России;

ж) проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации к законопроектам;

з) проекты документов о согласовании или представлении замечаний ФАС России на проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представляемых в ФАС России для согласования;

и) проекты актов ненормативного характера, в том числе приказов, инструкций, положений, правил ФАС России;

к) проекты договоров, контрактов, соглашений и иных сделок с участием ФАС России за исключением хозяйственных договоров, контрактов и соглашений, заключаемых ФАС России в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

л) проекты доверенностей, выдаваемые ФАС России для представления интересов ФАС России в судебных органах;

м) проекты процессуальных документов, подготовленные в рамках дел об административных правонарушениях;

н) проекты решений об отказе в удовлетворении ходатайств и предписаний, подготовленных по результатам рассмотрения ходатайств хозяйствующих субъектов о получении предварительного согласия на совершение сделок и действий, указанных в статьях 27 - 29 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Проекты документов, указанные в пп. "д" и "ж" настоящего пункта и относящиеся к сфере государственного оборонного заказа, до визирования в Правовом управлении подлежат визированию в Управлении контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа.

Документы, указанные в пп. "а", "б", "в", "г", "е", "з", "и", "к", "л" и "м" настоящего пункта и относящиеся к сфере государственного оборонного заказа, подлежат визированию вместо Правового управления в Юридическом управлении в сфере государственного оборонного заказа.

Не подлежат обязательному визированию в Правовом управлении проекты документов, за исключением указанных в пп. "д" настоящего пункта, подготовленные в Управлении контроля размещения государственного заказа по вопросам, связанным с применением законодательства о контрактной системе и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Не подлежат обязательному визированию в Юридическом управлении в сфере государственного оборонного заказа проекты документов, за исключением указанных в пп. "д" настоящего пункта, подготовленные в Управлении контроля государственного оборонного заказа по вопросам, отнесенным к его компетенции Положением об Управлении контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 31.12.2014 N 833/14.

Не подлежат обязательному визированию в Правовом управлении документы, за исключением указанных в пп. "д", "е", "ж", "з", "и", "к" и "л" настоящего пункта, подготовленные в Управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции по вопросам, связанным с применением законодательства о рекламе и главы 2.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Не подлежат обязательному визированию в Правовом управлении документы, за исключением указанных в пп. "г", "д", "ж" и "л" настоящего пункта, подготовленные в Управлении контроля иностранных инвестиций по вопросам, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации.

Также не подлежат визированию в Правовом управлении проекты приказов по личному составу (о назначении, увольнении (за исключением случаев увольнения про инициативе представителя нанимателя), перемещении, отпусках, установлении квалификационных разрядов, награждении, поощрении сотрудников центрального аппарата ФАС России, руководителей территориальных органов ФАС России, о премировании сотрудников центрального аппарата и руководителей территориальных органов ФАС России, о командировании и заграничных командировках сотрудников центрального аппарата ФАС России.

Правовой экспертизе в Правовом управлении подлежат докладные записки руководителю ФАС России о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и о выдаче предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

Правовой экспертизе вместо Правового управления в Юридическом управлении в сфере государственного оборонного заказа подлежат докладные записки руководителю ФАС России о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа, о выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа, и о выдаче предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Обязательному визированию в Управлении международного экономического сотрудничества подлежат:

проекты документов, направляемых в Министерство иностранных дел Российской Федерации, посольства Российской Федерации, торговые представительства Российской Федерации, посольства и представительства зарубежных стран в Российской Федерации, международные организации, государственные органы зарубежных стран;

проекты документов, направляемых в Министерство экономического развития Российской Федерации, другим государственным органам и органам местного самоуправления Российской Федерации, а также хозяйствующим субъектам, касающиеся мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проекты приказов о проведении плановых проверок хозяйствующих субъектов должны быть завизированы в Управлении государственной службы.

Проекты приказов о командировании государственных гражданских служащих центрального аппарата ФАС России, замещающих должности не ниже заместителя начальника управления, подлежат обязательному визированию в Управлении общественных связей.

Проекты решений (писем заявителю) и предписаний, подготовленных по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о проверке соответствия проектов соглашений требованиям антимонопольного законодательства, подлежат обязательному визированию в Правовом управлении и Управлении по борьбе с картелями не позднее двенадцати рабочих дней до истечения срока рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта.

Проекты заявлений или сообщений о преступлении, направляемые в правоохранительные органы, а также ответы на запросы правоохранительных органов в связи с рассмотрением указанных заявлений или сообщений подлежат обязательному визировании в Правовом управлении и Управлении по борьбе с картелями, а в сфере государственного оборонного заказа соответственно в Юридическом управлении в сфере государственного оборонного заказа и Контрольно-инспекционном управлении в сфере государственного оборонного заказа.

Все исходящие из ФАС России документы, касающиеся биржевых торгов на товарно-сырьевых рынках, визируются в Управлении регулирования топливно-энергетического комплекса и Управлении контроля финансовых рынков.

Проекты приказов ФАС России о проведении контрольных мероприятий, в случае участия в контрольном мероприятии сотрудников нескольких структурных подразделений, начальниками соответствующих управлений и заместителями руководителя ФАС России, координирующими и контролирующими деятельность данных управлений.

На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта ФАС России, представляемого на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, созданного на бумажном носителе, начальником Правового управления проставляется собственноручная виза. Нормативный правовой акт, представляемый на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, созданный в форме электронного документа, начальник Правового управления визирует с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Визирование документов должно осуществляться в строго определенные сроки:

заместителями руководителя ФАС России - до 2 рабочих дней;

подразделениями-соисполнителями - до 2 рабочих дней;

в Правовом управлении:

проекты нормативных правовых актов ФАС России - до 10 рабочих дней (при необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 5 рабочих дней),

проекты иных нормативных правовых актов - до 5 рабочих дней,

проекты остальных документов - до 3 рабочих дня.

По окончании указанных выше сроков проект документа должен быть рассмотрен, и завизирован. При несогласии визирующего должностного лица с текстом документа, проект документа в указанные выше сроки должен быть возвращен исполнителю с указанием замечаний, предложений и дополнений к проекту, в электронной форме или оформленных на отдельном листе.

Если в ходе визирования проекта документа в него вносятся существенные изменения, то он подлежит повторному визированию.

Повторное визирование должно быть осуществлено в течение 1 рабочего дня. При повторном визировании в случае наличия визы вышестоящего должностного лица виза нижестоящего должностного лица не требуется.

При несогласии исполнителя с замечаниями и предложениями должностного лица, визирующего проект документа, вопрос выносится на рассмотрение руководителя ФАС России или заместителя руководителя ФАС России, непосредственно координирующего и контролирующего деятельность данного структурного подразделения (служебная записка за подписью начальника управления) в течение 1 рабочего дня.

Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект документа внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его содержания.

Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов при их внесении в Правительство Российской Федерации, а также проекты нормативных правовых актов ФАС России, подлежащие направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, за исключением проектов нормативных правовых актов ФАС России об установлении цен (тарифов), должны быть до их подписания руководителем ФАС России завизированы статс-секретарем - заместителем руководителя ФАС России.

2.2.16. Подпись должностного лица

В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке), личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия).

Например:

Начальник Управления
общественных связей
Личная подпись
И.В. Кашунина

Если документ оформляется на бланке должностного лица, то наименование должности в подписи не указывается.

Подпись располагается под текстом документа или отметкой о наличии приложений и отделяется от предыдущего реквизита 2 - 3 межстрочными интервалами.

Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левому краю.

Расшифровка подписи печатается на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией.

Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается границей правого поля.

Документ (шаблон) может быть подписан в СЭД усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица. Собственноручная подпись в таком случае не требуется.

Не допускается подписывать документы с предлогом "за" или проставлением косой черты перед наименованием должности.

Если руководитель ФАС России временно отсутствует, то документ подписывает заместитель руководителя ФАС России, временно (в соответствии с приказом) исполняющий его обязанности. В таком случае на бланке ФАС России подпись оформляется следующим образом:

Временно исполняющий
обязанности руководителя
А.Ю. Цариковский

При этом к письму (за исключением документов, направляемых в территориальные органы ФАС России) прикладывается заверенная копия приказа ФАС России о временном исполнении обязанностей.

Если заместитель руководителя ФАС России, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает заместитель руководителя ФАС России, замещающий отсутствующего, в соответствии с утвержденным приказом ФАС России временным распределением обязанностей между руководителем и заместителями руководителя ФАС России.

При подписании документов несколькими должностными лицами, их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии должностей.

При подписании документа несколькими лицами равных должностей, их подписи располагаются на одном уровне.

Например:

Заместитель Министра юстиции
Российской Федерации
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
Подпись
Расшифровка подписи
Подпись
Расшифровка подписи

В документах, составленных комиссией, указываются не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением.

Например:

Председатель комиссии
Личная подпись
А.Г. Цыганов
Члены комиссии
Личная подпись
С.Ю. Вершинин
Личная подпись
К.Ю. Бадалова

Аналогом собственноручной подписи, используемым в СЭД, является электронная подпись, подтверждением действий с электронными документами являются также данные авторизации подписей.

2.2.17. Гриф утверждения

Гриф утверждения проставляется в правом верхнем углу первого листа документа и состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ", наименования должности лица, утверждающего документ, личной подписи, ее расшифровки (инициалы и фамилия) и даты.

Например:

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной антимонопольной службы
__________ И.Ю. Артемьев
_________
(дата)

При утверждении документа приказом, решением, протоколом гриф утверждения состоит из слова "УТВЕРЖДЕНО" (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕН), наименования утверждающего документа, его даты и номера. Слово "УТВЕРЖДЕНО" согласуется в роде и числе с видом утверждаемого документа.

Например:

УТВЕРЖДАЮ
приказом ФАС России
от ___________ N ____

Грифом утверждения приобретают юридическую силу следующие виды документов:

- повестки дня заседаний коллегиальных органов ФАС России, комиссий, рабочих групп, совещаний, советов;

- планы и программы проверок подразделений;

- акты;

- планы работы структурных подразделений;

- положения об отделах структурных подразделений ФАС России (утверждаются начальником структурного подразделения);

- должностные регламенты сотрудников ФАС России;

- командировочные задания и отчеты о командировках;

- финансово-хозяйственные документы: сметы, счета, ведомости, балансы, отчеты, альбомы учетной документации, акты передачи денежных средств, зданий, помещений, транспортных средств, оргтехники и иного имущества, акты списания имущества, акты ревизий, проверок, инвентаризации;

- архивные документы: описи дел постоянного, долговременного хранения и по личному составу, акты передачи архивных дел на постоянное хранение, приема-передачи дел, акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению.

2.2.18. Оттиск печати

Печать является способом подтверждения подлинности подписи должностного лица на документе. Печать ставится на документах в случаях, предусмотренных законодательными или иными нормативными правовыми актами. Печать ставится на свободном от текста месте, не захватывая личной подписи должностного лица. Печать может захватывать часть наименования должности лица, подписавшего документ.

Оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности:

акты (выполнения работ, списания, экспертизы и др.);

архивные справки;

гарантийные письма;

доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дела в суде и арбитраже и др.);

договоры (о сотрудничестве, аренде помещения, материально-технической ответственности и др.);

заявки (на оборудование и т.д.);

заключения и отзывы ФАС России на диссертации и авторефераты;

запросы информации в депозитариях;

исполнительные листы;

образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций;

правительственные телеграммы;

представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями);

положение о ФАС России;

поручения (банковские, бюджетные и др.);

расчетные чеки;

реестры (чеков, бюджетных поручений);

смета расходов (на содержание аппарата управления и т.д.);

соглашения (трудовые и др.);

трудовые книжки;

удостоверения;

чековые книжки;

штатные расписания и изменения к ним.

На запросы информации, направляемые в налоговые органы, ставится печать Управления делами.

На номерных бланках руководителя, его заместителей и ФАС России печать не ставится, кроме документов, названных выше.

На документах, оформленных в электронном шаблоне, подписанных квалифицированной электронной цифровой подписью руководителя ФАС России или заместителя руководителя ФАС России, и распечатанных для отправки адресату на бумажном носителе, печать не ставится.

2.2.19. Отметка о заверении копии

Для свидетельствования верности копии (выписки из документа) подлиннику документа на последнем листе копии (выписки из документа) на свободном месте ниже реквизита "подпись" оформляется реквизит "отметка о заверении копии", включающий слово "Верно", должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия), дату заверения. В зависимости от содержания копия документа заверяется печатью Управления делами, Управления государственной службы или управления, подготовившего документ.

Например:

Верно
Заместитель начальника
Управления делами
Личная подпись
И.В. Белянкина
___________
(дата)

Копии решений ФАС России по результатам рассмотрения ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов и копии исходящих из Федеральной антимонопольной службы документов заверяет заместитель начальника Управления делами (в его отсутствие начальник отдела-канцелярии Управления делами).

На заверенной копии ставится печать Управления делами.

Копии кадровых документов заверяет начальник Управления государственной службы или его заместитель, на копии ставится печать данного управления.

Копии документов, включаемых в дела об административных правонарушениях, заверяются в соответствии с требованиями Инструкции о порядке заверения копий документов, содержащих фактические данные, являющиеся доказательствами по делам об административных правонарушениях, утвержденной приказом ФАС России от 29.12.2011 N 912.

Копии документов, образующихся в результате рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, могут быть заверены в управлениях, подготовивших данные документы. При заверении копии ставится печать "для копий документов" с указанием наименования данного управления.

Исходящие документы, подготовленные и зарегистрированные самостоятельно (не включенные в СЭД) Управлением контроля размещения государственного заказа и Управлением контроля государственного оборонного заказа могут быть заверены аналогично.

Листы многостраничных копий (выписок из документа) сшиваются, нумеруются, отметка о заверении копии дополняется указанием количества листов копии (выписки из документа): "Всего в копии _____ л.".

Допускается заверять отметкой "Верно" каждый лист многостраничной копии документа.

2.2.20. Отметка об исполнителе

На исходящих документах обязательна отметка об исполнителе.

Отметка об исполнителе проставляется в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа документа или, если места недостаточно, на обороте последнего листа документа, в левом нижнем углу.

Отметка об исполнителе включает инициалы, фамилию исполнителя, номер его телефона.

Например:

И.В. Белянкина

(499) 252-35-26

На документе, подготовленном группой исполнителей, в отметке об исполнителе указывается фамилия основного исполнителя.

2.2.21. Указания по исполнению документа

Указания по исполнению документа оформляются на бланке указания по исполнению документа, непосредственно на документе (в заголовочной части документа) и в электронном виде в СЭД путем заполнения поля соответствующей электронной формы в регистрационной карточке документа.

Указания по исполнению включают: фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись руководителя и дату.

2.2.22. Отметка о контроле документа

Отметка о контроле документа проставляется на документах, поступивших на бумажных носителях и поставленных на контроль, с помощью штампа "Контроль" в правом верхнем углу первого листа документа. Соответствующая информация вносится в СЭД. При регистрации документа, полученного в электронной форме, отметка о постановке документа на контроль вносится только в СЭД.

2.2.23. Отметка об исполнении документа

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело состоит из слов "В дело", указания индекса дела по номенклатуре дел структурного подразделения, в которое помещается документ, подписи исполнителя или руководителя структурного подразделения и даты.

Отметка об исполнении может дополняться информацией об особенностях исполнения документа.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело подписывается и датируется исполнителем документа или руководителем структурного подразделения, в котором исполнен документ.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело делается в СЭД в регистрационной карточке входящего или исходящего документа (если документ является инициативным) в соответствии с номенклатурой дел структурного подразделения делопроизводителем управления, в котором исполнен документ.

Отметка об исполнении документа, поступившего через правительственную корреспонденцию, и направлении его в дело в СЭД делается в отделе-канцелярии Управления делами в соответствии с номенклатурой дел Управления делами.

2.2.24. Отметка о конфиденциальности

Отметка о конфиденциальности проставляется на документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233, пометка об ограничении доступа к документу "Для служебного пользования" проставляется на каждом экземпляре документа.

Пометка "Для служебного пользования" проставляется в верхнем правом углу первого листа документа, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам и дополняется указанием номера экземпляра документа, печатается тем же размером шрифта, как и текст документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через 1 межстрочный интервал и центруется по отношению к ней.

Например:

Для служебного пользования
Экз. N ________