Статья 184.1 Бюджетный кодекс РФ. Общие положения
1. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).
2. В федеральном законе о федеральном бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены настоящим Кодексом.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
В решении представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением) должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
3. Законом (решением) о бюджете утверждаются:
перечень главных администраторов доходов бюджета в случаях, предусмотренных статьей 160.1 настоящего Кодекса;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета в случаях, предусмотренных статьей 160.2 настоящего Кодекса;
распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);
источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного (муниципального) внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
3.1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации утверждаются распределение бюджетных ассигнований, указанное в абзаце четвертом пункта 3 настоящей статьи, по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, и ведомственная структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным программам субъекта Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
3.2. Законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, может быть установлена необходимость утверждения решением представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований, указанного в абзаце четвертом пункта 3 настоящей статьи, по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, и ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
4. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Изменение параметров планового периода федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Изменение параметров планового периода бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.09.2017 N 285-ФЗ.
5. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.
6. Законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам (подвидам) неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета.
Комментарий к статье 184.1 Бюджетный кодекс РФ
Комментируемая статья регламентирует те сведения, которые должны содержаться в законе (решении) о бюджете.
Необходимо учитывать, что положения пунктов 3.1 и 3.2 статьи 184.1 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (Федеральный закон от 28.06.2014 N 183-ФЗ).
Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов приведены в приложении 1 к Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (часть 1 статьи 2 указанного Закона).
Официальная позиция.
В письме от 20.01.2014 N 02-08-05/1497 Минфин России указал, что пунктом 2 статьи 184.1 БК РФ определены случаи, когда нормативы, в соответствии с которыми суммы поступлений распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, должны быть установлены федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
При этом БК РФ и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты устанавливают положения по формированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые фактически определяют бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в который должны быть распределены отдельные виды доходов.
Так, например, при предоставлении межбюджетного трансферта бюджету публично-правового образования порядок и условия предоставления данного межбюджетного трансферта не могут предусматривать возможность его предоставления другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации и в случае, если бюджетным законодательством Российской Федерации не установлен норматив 100 процентов для зачисления доходов от предоставления данного межбюджетного трансферта, указанные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме.
Таким образом, установление нормативов для распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не несет соответствующей правовой нагрузки.
Минфин России пришел к выводу, что нормы пункта 2 статьи 184.1 БК РФ должны применяться для распределения тех доходов, в отношении которых положения БК РФ и принимаемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов не позволяют однозначно определить бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в который они подлежат распределению.
Например, распределение доходов от погашения задолженности по отмененным налогам и сборам (налог на рекламу, налог с продаж, курортный сбор и др.) должно осуществляться в соответствии с нормативами, установленными законом (решением) о бюджете в соответствии с положениями пункта 2 статьи 184.1 БК РФ, поскольку положения БК РФ (за исключением пункта 12 статьи 241) не определяют бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в которые должны поступать доходы от погашения указанной задолженности. БК РФ устанавливает нормативы распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами доходов от налогов и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем исходя из принципов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принципа самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, принципа прозрачности (открытости), установленных соответственно статьями 31, 31.1, 36 БК РФ, Минфин России полагает возможным при осуществлении распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации руководствоваться не только нормативными правовыми актами, установленными пунктом 2 статьи 184.1 БК РФ, но и решениями представительных органов городских округов (поселений) о бюджетах, устанавливающими источники доходов соответствующего бюджета, в случае если нормативы для распределения доходов в бюджет городского округа (поселения) не установлены БК РФ и нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 статьи 184.1 БК РФ.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2015 год