Статья 93.6 Бюджетный кодекс РФ. Бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета
1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
2. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), при условии его возврата не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года.
3. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с взиманием платы за пользование им по ставке, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентов, штрафов и пеней.
4.1. Бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется Российской Федерацией государственному внебюджетному фонду Российской Федерации:
1) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;
2) в размере прогнозируемой в текущем и (или) следующем месяце недостаточности денежных средств на счете бюджета соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, необходимых для осуществления перечислений из бюджета, но не более одной двенадцатой утвержденного законом о бюджете на текущий финансовый год объема доходов бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, а также иных поступлений, определенных Правительством Российской Федерации, с учетом норм федеральных законов в соответствующих сферах;
3) при условии возврата указанного кредита в срок, установленный договором, указанным в подпункте 4 настоящего пункта, но не позднее 31 января очередного финансового года;
4) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с государственным внебюджетным фондом Российской Федерации в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации;
5) без предоставления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
4.2. Порядок и условия предоставления государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, порядок его возврата, а также процедура реализации права требования, предусмотренного пунктом 9 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. В случае, если предоставленный бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета не погашен субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) в установленный срок, взыскание задолженности по нему, включая штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита, установленного договором, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению территориальным органом Федерального казначейства в соответствующий бюджет, имеющий задолженность по предоставленному бюджетному кредиту, включая штрафы и пени за нарушение срока его возврата.
Порядок обращения взыскания задолженности по указанному бюджетному кредиту устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
6. Абзац утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.
Субъект Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд Российской Федерации не вправе привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета при наличии размещенных в соответствии со статьей 236.1 настоящего Кодекса временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая полученные от размещения указанного резерва средств в течение текущего финансового года доходы, которые относятся на прирост резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и размещаются в составе указанного резерва средств) и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая полученные от размещения указанного резерва средств в течение текущего финансового года доходы, которые относятся на прирост резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и размещаются в составе указанного резерва средств) при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
7. До полного исполнения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), государственным внебюджетным фондом Российской Федерации обязательств по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета территориальный орган Федерального казначейства осуществляет бюджетный учет обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по предоставленному бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
8. Реструктуризация обязательств (задолженности), а также заключение мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности должников по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, не допускается.
9. Федеральному казначейству предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), государственного внебюджетного фонда Российской Федерации по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
Комментарий к статье 93.6 Бюджетный кодекс РФ
Комментируемая статья регулирует бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов.
Постановлением Правительства России от 20.08.2013 N 721 утверждены Правила предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Приказом Минфина России от 26.07.2013 N 74н "О порядке заключения и форме договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)" утверждены форма договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и Порядок его заключения.
Приказом Минфина России от 26.07.2013 N 73н утвержден Порядок обращения взыскания задолженности по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Официальная позиция.
В письме от 06.12.2013 N 42-7.4-05/9.2-772 Казначейство России обратило внимание, что статья 96.3 БК РФ, регулирующая новый вид бюджетных правоотношений по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривает и новое полномочие территориальных органов Федерального казначейства по заключению с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) договора о предоставлении указанного бюджетного кредита.
Принятым в развитие указанной нормы Порядком заключения договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), определены правила подготовки к заключению договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее - договор), заключения договора, дополнительных соглашений к нему, установлен перечень документов (требования к их оформлению), представляемых в территориальные органы Федерального казначейства для заключения договора и дополнительных соглашений к нему.
Таким образом, исполнение территориальным органом Федерального казначейства возложенного на него полномочия обеспечивается в соответствии с Порядком предоставления бюджетных кредитов.
Учитывая, что юридический отдел территориального органа Федерального казначейства (далее - юридический отдел) призван обеспечить правовое сопровождение деятельности территориального органа Федерального казначейства, документы, представляемые для заключения договора (дополнительных соглашений к нему), подлежат правовой экспертизе на соответствие установленным требованиям.
В рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных с обращением о заключении договора, юридический отдел проверяет:
- соответствие формы обращения о заключении договора, формы карточки образцов подписей и оттиска печати, формы выписки из закона (решения) о бюджете формам, утвержденным Порядком предоставления бюджетных кредитов;
- наличие копий документов, подтверждающих полномочия на заключение договора;
- наличие документов (копий документов), подтверждающих право подписи обращения о заключении договора, договора, обращения о внесении изменений в договор и дополнительного соглашения к договору;
- заверение копий представленных документов на соответствие требованиям, установленным Порядком о предоставлении бюджетного кредита.
Правовая экспертиза договора (дополнительных соглашений к нему) предполагает проверку:
- соответствия формы договора (дополнительных соглашений к нему) формам, утвержденным Приказом Минфина России от 26.07.2013 N 74н;
- наличия права подписи договора (дополнительных соглашений к нему) на основании копий документов, представленных с обращением о заключении договора.
При правовой экспертизе обращения о внесении изменений в договор проверяются:
- соответствие формы обращения о внесении изменений в договор форме, установленной Порядком о предоставлении бюджетного кредита;
- наличие права подписи обращения о внесении изменений в договор на основании копий документов, представленных с обращением о заключении договора;
- соответствие срока представления обращения о внесении изменений в договор требованиям, установленным Порядком о предоставлении бюджетного кредита.
Как разъяснено в письме Казначейства России от 09.12.2013 N 42-7.4-05/4.0-781, в соответствии с требованиями Порядка заключения договора о предоставлении кредита территориальный орган Федерального казначейства обязан заключить с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) договор в случае получения обращения о заключении договора и в случае отсутствия оснований для отказа в заключении договора, предусмотренных требованиями Порядка.
При этом в соответствии с условиями договора предоставление кредита является правом территориального органа Федерального казначейства и осуществляется при наличии на едином счете федерального бюджета средств, которые могут быть предоставлены в виде кредитов.
Принимая во внимание прогнозируемые показатели кассового планирования исполнения федерального бюджета и прогнозируемое состояние остатков средств на едином счете федерального бюджета в 2014 году средства федерального бюджета будут предоставляться только для выдачи кредитов субъектам Российской Федерации.
В письме Минфина России от 29.12.2014 N 02-08-11/68371 разъяснено, что положениями статьи 93.6 БК РФ предусмотрена возможность предоставления из федерального бюджета краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в целях покрытия временных кассовых разрывов данных бюджетов.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в программе заимствований объем привлечения должен быть равен объему погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не превышающий одной двенадцатой, утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, даже в случае неоднократного привлечения такого кредита в течение финансового года (письмо Минфина России от 23.05.2014 N 02-08-11/24896).
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 93.6 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на условии его возврата в федеральный бюджет не позднее 25 ноября текущего финансового года и соответственно, на конец текущего финансового года не должно возникать разницы между полученными и погашенными кредитами, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе установить, что в состав сводной бюджетной росписи не включаются бюджетные ассигнования на погашение краткосрочных бюджетных кредитов, предоставляемых на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
При этом согласно порядку составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Приказ N 191н), отражение в отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации фактических значений сумм привлечения (погашения) за отчетный период бюджетных кредитов, отличных от их плановых значений, установленных законом (решением) о бюджете по источникам финансирования дефицита бюджета (в программе заимствований и приложении по источникам финансирования дефицита бюджета) не является нарушением. Причины указанных отклонений отражаются, в соответствии с Приказом N 191н, в текстовой части пояснительной записки к отчету об исполнении соответствующего бюджета (консолидированного бюджета) (формы 0503160, 0503360).
В письме Минфина России от 18.08.2014 N 02-01-07/41222, направленном письмом Казначейства России от 28.08.2014 N 42-7.4-05/4.1-532, пояснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 93.6 БК РФ и Порядком заключения договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетные кредиты предоставляются в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
При этом безвозмездные поступления, в том числе безвозмездные поступления от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не являются межбюджетными трансфертами, имеющими целевое назначение, и, следовательно, не подлежат исключению из общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации при расчете лимита на кредитные средства.
При этом в случае предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету межбюджетного трансфера, источником формирования которого являются безвозмездные поступления от Фонда, сумма указанного межбюджетного трансфера подлежит исключению из общего объема доходов местного бюджета при расчете лимита на кредитные средства, предоставляемые местному бюджету.
В письме от 23.05.2014 N 02-08-11/24896 Минфин России обратил внимание, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1.3 раздела I Порядка заключения договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) одновременное заключение нескольких договоров одним заемщиком не допускается.
Таким образом, в программе заимствований объем привлечения должен быть равен объему погашения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не превышающий одной двенадцатой, утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, даже в случае неоднократного привлечения такого кредита в течение финансового года.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2015 год