Статья 93.4 Бюджетный кодекс РФ. Особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией
Статья 93.4. Особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией
1. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.
2. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:
удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам), в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять работу по возврату указанных в абзаце первом настоящего пункта видов задолженности с участием агентов Правительства Российской Федерации, привлекаемых в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать агентов, назначаемых Правительством Российской Федерации, по вопросам хранения полученных Министерством финансов Российской Федерации сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на указанные ценные бумаги.
3.1. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на взыскание задолженности по бюджетным кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
4. Срок исковой давности в пять лет устанавливается по требованиям Российской Федерации, возникающим:
в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Комментарий к статье 93.4 Бюджетный кодекс РФ
Комментируемая статья посвящена вопросам, связанным с исполнением денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией.
Приказом Минфина России от 26.12.2007 N 152н утвержден Порядок удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.07.2011 N 20-П, пункт 4 статьи 93.4 БК РФ, отменяющий действие исковой давности в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, применяется к требованиям, по которым ранее действовавший трехлетний срок исковой давности не истек на момент вступления в силу нормы об отмене срока исковой давности по указанным требованиям (01.01.2007).
Внимание!
Исходя из смысла пункта 4 статьи 93.4 БК РФ во взаимосвязи со статьей 208 ГК РФ положения о сроке исковой давности распространяются на бюджетные отношения, в которых кредитором выступает непосредственно Российская Федерация.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 N 17АП-4947/2014-АК, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 N Ф10-1343/10).
Судебная практика.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 N 09АП-592/2008-ГК, 09АП-1390/2008-ГК разъяснено, что из содержания статьи 93.4 БК РФ не следует того, что срок исковой давности не применяется к ответственности за нарушение сроков исполнения денежного обязательства и не распространяется на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 14323/09 указано, что пункт 4 статьи 93.4 БК РФ подлежит применению и в случае, когда договор, предметом которого являются бюджетные средства, заключается коммерческими организациями, одна из которых является агентом Правительства Российской Федерации.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2015 год