Статья 38.2 Бюджетный кодекс РФ. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарий к статье 38.2 Бюджетный кодекс РФ
Комментируемая статья раскрывает суть принципа единства кассы.
Данная статья, устанавливая принцип единства кассы, предусматривает зачисление всех кассовых поступлений на единый счет бюджета. При этом счет бюджета характеризуется не только кассовыми поступлениями в бюджет, но и кассовыми выплатами из бюджета (см. также Определение ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8200/09).
Следовательно, средства, учтенные на едином счете бюджета, являются бюджетными.
На это указано в письме Минфина России от 20.09.2011 N 02-03-09/4192.
Кроме того, данный принцип означает, что расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации невозможно детализировать в разрезе средств, полученных от различных видов доходов, представленных в статье 41 БК РФ.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13.03.2012 N 02-07-10/800.
В целях обеспечения принципа единства кассы в соответствии с БК РФ в письме Минфина России N 02-03-10/47013, Казначейства России N 42-7.4-05/5.3-564 от 19.09.2014 высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено:
1) предусмотреть в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации осуществление представительствами операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации на лицевых счетах получателей бюджетных средств, лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации;
2) обеспечить открытие соответствующих лицевых счетов представительствам:
- в органе Федерального казначейства в случае осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации в органе Федерального казначейства или с одновременным открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса и лицевого счета финансовому органу;
- в финансовом органе в случае осуществления органом Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. При этом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации также может быть заключено соглашение о передаче отдельных функций органу Федерального казначейства по открытию и ведению соответствующих лицевых счетов в органе Федерального казначейства.
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2015 год