3.2. Порядок обращения в Центральный каталог кредитных историй через кредитную организацию

3.2. Порядок обращения в Центральный каталог кредитных историй через кредитную организацию

Порядок обращения в Центральный каталог кредитных историй через кредитную организацию регламентируется Указанием Банка России от 31 августа 2005 года N 1612-У "О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию" и настоящим документом.

3.2.1. Порядок организации взаимодействия кредитных организаций с Центральным каталогом кредитных историй

Доступ к АС ЦККИ предоставляется кредитной организации (филиалу) при обращении в территориальное учреждение Банка России (ТУ БР) по месту нахождения кредитной организации.

Защита информации, передаваемой от кредитной организации до ТУ БР, обеспечивается средствами криптографической защиты информации, принятыми в ТУ БР. Защита информации при передаче от ТУ БР до Центрального аппарата Банка России (ЦА) - АС ЦККИ обеспечивается с помощью специализированного архиватора электронных документов (САЭД).

Кредитная организация (филиал) (далее - КО) с применением автоматизированной системы кредитной организации (филиала) (далее - АС КО) формирует XML-файл с запросом к АС ЦККИ.

КО присваивает XML-файлу с запросом к АС ЦККИ имя, имеющее следующий вид: KXX_RRRRRRRRR_NNNNNNNNN, где:

K - буква "K" латинского алфавита, присутствует на первой позиции в имени файла с запросом к ЦККИ;

XX - тип запроса, может принимать значения:

"02" - Изменение кода субъекта кредитной истории, "03" - Запрос информации о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории, от субъекта кредитной истории, "04" - Запрос информации о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории, от пользователя кредитной истории, "05" - Установка дополнительного кода субъекта кредитной истории, "06" - Пакет запросов (заявок), "08" - Аннулирование кода субъекта кредитной истории;

RRRRRRRRRR - регистрационный номер кредитной организации (филиала) согласно Книге государственной регистрации кредитных организаций (вместо символа "/" в файлах с запросами от филиалов кредитных организаций применяется символ "$");

NNNNNNNNN - номер сообщения (произвольная строка из букв и цифр длиной до 30 символов).

Формат файла (XML-документа) для единичного запроса (заявки) в виде XML-схемы приведен в Приложении 1, описание его структуры - в Приложении 2. Формат файла (XML-документа) для пакета запросов (заявок) в виде XML-схемы приведен в Приложении 5, описание его структуры - в Приложении 6. КО направляет файл, содержащий XML-файлы с запросами к АС ЦККИ, оформленный в соответствии с правилами, принятыми в территориальном учреждении Банка России (далее - ТУ БР) при работе с банковской отчетностью, и защищенный с использованием соответствующих средств криптографической защиты информации, в ТУ БР по каналам связи, применяемым в данном ТУ БР при работе с банковской отчетностью.

В ТУ БР с использованием автоматизированной системы территориального учреждения Банка России (далее - АС ТУ БР), обеспечивающей взаимодействие с КО, выполняется обработка полученного файла в соответствии с технологией, принятой в АС ТУ БР: расшифрование поступившего файла, проверка и снятие КА. В результате данной обработки на уровне АС ТУ БР восстанавливаются собственно XML-файлы - запросы к АС ЦККИ, подлежащие дальнейшей обработке и передаче в АС ЦККИ.

В ТУ БР с использованием АС ТУ БР для каждого XML-файла с запросом к АС ЦККИ выполняется:

- контроль имени данного файла.

- установка кода подтверждения достоверности (КПД) и заархивирование файла с помощью специализированного архиватора электронных документов (САЭД) с использованием справочника сетевых идентификаторов межрегиональных абонентов САЭД на идентификатор 00CITCKI.

- передача в АС ЦККИ посредством Транспортной среды доставки сообщений Банка России (СДС) на адрес kockki@mail.center.sds.cbr.ru электронного сообщения (ЭПС), содержащего вложенный заархивированный файл и имеющего тему, идентичную имени файла.

В случае возникновения в ТУ БР ошибок при обработке файлов, поступающих от КО, АС ТУ БР не формирует ЭПС на АС ЦККИ и направляет уведомления о возникновении ошибок в КО в порядке, принятом в АС ТУ БР.

После получения от ТУ БР электронного сообщения АС ЦККИ производит контроль темы поступившего ЭПС. В случае если тема не соответствует установленным требованиям, обработка такого ЭПС не производится, ответ на него не направляется.

В случае успешного результата контроля темы поступившего ЭПС, АС ЦККИ осуществляет разархивирование вложенного в ЭПС заархивированного файла с проверкой КПД. Если при выполнении указанных процедур происходят ошибки, то в ответ формируется извещение о непринятии поступившего ЭПС, с указанием причин непринятия. Файл вложения имеет название ERROR.XML. Архивирование файла вложения не выполняется, но устанавливается КПД САЭД. Описание формата и структуры извещения о непринятии электронного сообщения приведены в Приложении 9 к настоящему документу.

В случае успешного разархивирования файла вложения и проверки КПД АС ЦККИ осуществляет проверку соответствия формата и структуры файла вложения правилам, определенным в Приложениях 1 и 2 (для одиночных запросов) или 5 и 6 (для пакетов запросов) к настоящему документу.

В случае несоответствия формата и структуры файла вложения установленным правилам, ЭПС в дальнейшую обработку не допускается. АС ЦККИ направляет в кредитную организацию извещение о непринятии поступившего от него XML-файла, с указанием причин непринятия. Файл вложения имеет название ERROR.XML_E. Данный файл представляет собой извещение о непринятии электронного сообщения в XML-формате, заархивированное с применением спецархиватора САЭД. Описание формата и структуры извещения о непринятии электронного сообщения приведены в Приложении 9 к настоящему документу. Отправка сообщения осуществляется на адрес АС ТУ БР посредством Транспортной среды доставки сообщений Банка России (СДС). Если файл вложения соответствует установленным правилам, то АС ЦККИ выполняет обработку содержащегося в нем запроса (запросов). Правила обработки запроса (запросов) приведены в Приложении 10 к данному документу.

По результатам обработки ЭПС, полученного от ТУ БР, в АС ЦККИ формируется XML-файл с ответом (ответами) на поступивший запрос (пакет запросов). Формат XML-файла для ответа на одиночные запросы (заявки) в виде XML-схемы приведен в Приложении 3, описание его структуры - в Приложении 4. Формат файла вложения (XML-документа) для ответа на пакет запросов (заявок) в виде XML-схемы приведен в Приложении 7, описание его структуры - в Приложении 8.

На подготовленный XML-файл устанавливается КПД и выполняется его заархивирование с помощью САЭД. Полученный файл вкладывается в ЭПС, которое направляется в ТУ БР, от которого поступил запрос. При этом тема ЭПС от АС ЦККИ имеет то же содержание, что и тема ЭПС, поступившего от АС ТУ БР в АС ЦККИ, но содержит постфикс "_ckki". Файл вложения имеет название CKKI.XML_E. Отправка сообщения на адрес АС ТУ БР осуществляется посредством Транспортной среды доставки сообщений Банка России (СДС).

В АС ТУ БР после получения ЭПС от ЦККИ проводится разархивирование вложенного файла и проверка КПД. В результате данной обработки на уровне АС ТУ БР восстанавливаются собственно XML-файл - ответ АС ЦККИ, подлежащий дальнейшей обработке и передаче в АС КО. Полученный XML-файл переименовывается, новое имя файла должно в точности соответствовать теме ЭПС от АС ЦККИ (с заменой символа "/" на "$", если данный символ в теме встретится), расширение файла должно остаться прежним (XML), после чего обрабатывается в соответствии с правилами, действующими в данном ТУ БР при работе с банковской отчетностью, с использованием соответствующих средств криптографической защиты информации. Файл направляется в КО, отправившую соответствующий запрос.

Если тема ЭПС, поступившего в ТУ БР, не соответствует установленному формату, то никаких дальнейших действий по нему производиться не должно.

Если тема ЭПС, поступившего в ТУ БР от АС ЦККИ, соответствует формату АС ЦККИ, но при его дальнейшей обработке возникла ошибка, препятствующая пересылке ответа от ЦККИ в кредитную организацию (например, отсутствие файла вложения, невозможность разархивирования и т.д.), то должно выполняться следующее <1>:

--------------------------------

<1> Аналогичный порядок применяется и при поступлении в ТУ БР сообщения об ошибке в АС ЦККИ, содержащего незаархивированный файл вложения (ERROR.XML).

- ТУ БР направляет кредитной организации - отправителю запроса файл с именем, идентичным теме ЭПС от ЦККИ, и расширением "txt", содержащий незашифрованную информацию о возникновении технической ошибки при обработке данного запроса и необходимости повторного его направления;

- ТУ БР направляет на адрес АС ЦККИ (kockki@mail.center.sds.cbr.ru) незашифрованное сообщение с темой "ckki_tu_error", в теле которого должно присутствовать описание возникшей ошибки с указанием темы отбракованного сообщения от ЦККИ, а также даты и времени его отправки от ЦККИ. Отправка сообщения осуществляется посредством Транспортной среды доставки сообщений Банка России (СДС).

КО, получившая файл из ТУ БР, с использованием АС КО выполняет его обработку в соответствии с технологией, принятой в АС КО: расшифрование поступившего файла, проверку КА и последующую работу с поступившим ответом на свой запрос.

АС ТУ БР должны обеспечивать защиту информации от несанкционированного доступа при криптографической обработке (архивировании) файлов как от КО в АС ЦККИ, так и в обратном направлении. В частности, должно быть обеспечено гарантированное удаление расшифрованных (разархивированных) файлов после окончания их обработки.

3.2.2. Порядок действий кредитной организации в случае нештатных ситуаций

При обращении кредитной организации в ЦККИ возможны нештатные ситуации:

- Отправленный кредитной организацией файл не был принят в обработку АС ЦККИ, в ответ от Центрального каталога кредитных историй поступило извещение о непринятии электронного сообщения с указанием возникшей ошибки. В данном случае необходимо следовать рекомендациям, приведенным в Приложении 9 для соответствующего кода ошибки.

- На отправленный в Центральный каталог кредитных историй файл не поступило ответа. В данном случае необходимо проверить правильность имени отправленного файла.

- Ответ Центрального каталога кредитных историй на запрос субъекта или пользователя кредитной истории содержал неполную информацию.

- Поступивший от Центрального каталога кредитных историй ответный файл не соответствовал формату, установленному Банком России.

В случае возникновения нештатной ситуации рекомендуется повторить отправку файла, содержащего запрос (пакет запросов). Если при повторной отправке вновь возникла нештатная ситуация, необходимо направить официальный запрос в Центральный каталог кредитных историй (на имя Директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России). В запрос следует включить:

- общее описание нештатной ситуации;

- сведения о реквизитах исходного файла, отправленного в Центральный каталог кредитных историй (имя файла, дата и время отправки, способ отправки, адресат);

- текст сообщения об ошибке, содержавшийся в поступившем от Центрального каталога кредитных историй извещении;

- контактные данные исполнителей, уполномоченных от лица кредитной организации участвовать в расследовании нештатной ситуации (ФИО, телефон, адрес электронной почты).