ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ПИСЬМО
от 12 января 2009 г. N 12-1-5/8
О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России рассмотрел запрос и сообщает, что Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями давать толкование по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента по вопросам, относящимся к его компетенции, которое не является официальным толкованием Федерального закона.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона кредитные организации, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.
При этом обязанность по направлению в уполномоченный орган вышеуказанных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, распространяется как на подлежащие обязательному контролю операции клиентов кредитных организаций, так и на подлежащие обязательному контролю операции самих кредитных организаций.
В соответствии с позицией Департамента, изложенной в Информационном письме от 29.08.2003 N 4 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона для целей отнесения операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию со счета (вклада) юридического лица к операциям, подлежащим обязательному контролю, в качестве одного из критериев указывает на их совершение по банковским счетам (вкладам) юридического лица (то есть счетам, открытым на основании договора банковского счета (вклада)).
Полагаем, что обязательному контролю подлежат не данные учета операций в балансе кредитной организации, а сами операции, совершенные по счетам, открытым на основании договора банковского счета (банковского вклада).
При этом, по мнению Департамента бухгалтерского учета и отчетности, номера балансовых счетов, применяемых кредитными организациями в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" для бухгалтерского учета тех или иных операций, не могут быть использованы в качестве основного критерия при решении вопроса об отнесении совершенных кредитной организацией операций к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом. При решении указанного вопроса в первую очередь следует руководствоваться характером и экономическим содержанием совершаемых операций, а также их размером и иными критериями отнесения совершаемых операций к операциям, подлежащим обязательному контролю, установленными Федеральным законом.
Заместитель Директора
А.В.ОДИНЦОВ