Глава 8. Регулирование финансового рынка и надзор на финансовом рынке. Защита прав и законных интересов инвесторов на финансовом рынке

Глава 8. Регулирование финансового рынка и надзор на финансовом рынке. Защита прав и законных интересов инвесторов на финансовом рынке

Тема 8.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг, товарного рынка и рынка коллективных инвестиций в Российской Федерации

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

I. Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

II. Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;

III. Лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

IV. Создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

V. Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Функции регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка в 2013 году были переданы:

Назовите функции Банка России, реализуемые в процессе регулирования рынка ценных бумаг:

I. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации;

II. Осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

III. Разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.

Что не относится к функциям Банка России:

I. Устанавливает квалификационные требования к работникам в сфере финансового рынка;

II. Устанавливает требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг (кроме кредитных организаций);

III. Утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере финансового рынка;

IV. Выдает квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка.

Регулирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев инвестиционных паев, и государственный контроль за указанными видами деятельности осуществляются:

Какие функции выполняет Банк России в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг":

I. Устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

II. Устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего контроля;

III. Устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

IV. Устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего аудита.

Банк России выполняет следующие функции в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг":

I. Устанавливает порядок и сроки согласования документов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, подлежащих согласованию;

II. Устанавливает порядок формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, и порядок выплаты компенсаций;

III. Определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

IV. Обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Какие функции вправе осуществлять Банк России:

I. Разрабатывать и утверждать требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе с учетом вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и характера совершаемых операций;

II. Контролировать порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

III. Устанавливать правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

IV. Выдавать генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" Банк России выполняет следующие функции, кроме:

I. Определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. Устанавливает требования о наличии не менее 1 года опыта работы на финансовом рынке лиц, осуществляющих функции контролера профессиональных участников рынка ценных бумаг;

III. Утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

IV. Устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг.

К функциям Банка России не относится:

Укажите неверное утверждение.

Ответы:

A. Банк России вправе устанавливать обязательные нормативы достаточности собственных средств для профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая кредитные организации

B. Банк России вправе определять ценные бумаги и производные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов

C. В случаях, предусмотренных федеральными законами, Банк России вправе назначать временную администрацию

D. В случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Какие права из нижеперечисленных не предоставлены Банку России Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"?

Какие права из нижеперечисленных предоставлены Банку России Федеральным законом "О рынке ценных бумаг":

I. Собирать и хранить информацию в связи с осуществлением функций, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг";

II. Устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых им организаций;

III. Собирать и хранить персональные данные в связи с осуществлением функций, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг";

IV. Устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств.

Права Банка России:

I. В случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. Принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг";

III. Направлять эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и репозитариям, а также саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка предписания, обязательные для исполнения;

IV. Устанавливать требования к программно-техническим средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая форматы информации в электронном виде, применяемые при раскрытии информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах.

Назовите права Банка России, реализуемые в процессе регулирования рынка ценных бумаг:

I. В случае нарушения форекс-дилером требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. В случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований к деятельности или проведению операций, осуществление (проведение) которых допускается в соответствии с требованиями федеральных законов только на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе при осуществлении функций трансфер-агента, функций счетной комиссии, функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

III. Квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты;

IV. Обращаться с исками в суд.

Банк России не вправе:

При осуществлении полномочий, предоставленных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Банк России не обязан:

Какие из перечисленных обязанностей не возложены на Банк России?

Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, осуществляющими следующие виды деятельности:

I. Профессиональных участников рынка ценных бумаг;

II. Управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

III. Специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

IV. Клиринговую деятельность;

V. Деятельность по осуществлению функций центрального контрагента.

Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, осуществляющими следующие виды деятельности:

I. Деятельность организатора торговли;

II. Деятельность центрального депозитария;

III. Репозитарную деятельность;

IV. Негосударственных пенсионных фондов;

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются:

I. Обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации;

II. Эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

III. Защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг;

IV. Защита прав вкладчиков банков.

Банк России проводит проверки некредитных финансовых организаций, за исключением:

I. Профессиональных участников рынка ценных бумаг;

II. Акционерных инвестиционных фондов;

III. Негосударственных пенсионных фондов;

IV. Кредитных потребительских кооперативов;

V. Кредитных рейтинговых агентств;

VI. Ломбардов.

Укажите полномочия Банка России в отношении эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах:

I. Принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг;

II. Размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

III. Уведомляет в устной форме о необходимости устранения нарушений;

IV. Направляет материалы проверки по фактам эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления.

Банк России не вправе в отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность:

При осуществлении своих функций Банк России:

I. Принимает нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов;

II. Осуществляет регистрацию правил негосударственного пенсионного фонда;

III. Осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

IV. Ведет реестр негосударственных пенсионных фондов.

При осуществлении своих функций Банк России:

I. Раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;

II. Информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;

III. Выдает негосударственному пенсионному фонду предписания о запрете всех или части операций;

IV. Рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения.

При осуществлении своих функций Банк России:

I. Рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";

II. Привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности;

III. Обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", без соответствующих лицензий;

IV. Обращается в суд также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

В области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности:

I. Негосударственных пенсионных фондов;

II. Управляющих компаний;

III. Специализированных депозитариев;

IV. Актуариев.

Организация, не являющаяся кредитной, планирует получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности. Каким лицензионным требованиям и условиям из перечисленных ниже организация должна соответствовать с даты представления документов в Банк России:

I. Наличие у соискателя лицензии лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, для которого работа у соискателя лицензии является основным местом работы;

II. Соответствие собственных средств соискателя лицензии требованиям к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг;

III. Наличие у соискателя лицензии как минимум одного контролера либо руководителя службы внутреннего контроля, для которого работа у соискателя лицензии является основным местом работы;

IV. Принятие соискателем лицензии необходимых и достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу соискателя лицензии, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.

Лицензионными требованиями и условиями для профессиональных участников, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность (не являющихся кредитными организациями) являются:

I. Наличие как минимум одного работника (специалиста), в обязанности которого входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами, отвечающего квалификационным требованиям;

II. Наличие как минимум одного работника (специалиста) по каждому из указанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, отвечающего квалификационным требованиям;

III. Наличие у профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с деятельностью по оказанию услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, структурного подразделения, к исключительным функциям работников которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг;

IV. Наличие самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг.

Организация планирует получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности. Укажите требования, предъявляемые к такой организации:

I. Наличие у соискателя лицензии, не являющегося кредитной организацией, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, для которого работа у соискателя лицензии является основным местом работы;

II. Наличие у соискателя лицензии как минимум одного контролера либо руководителя службы внутреннего контроля, для которого работа у соискателя лицензии является основным местом работы;

III. Наличие у соискателя лицензии программно-технических средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов Банка России;

IV. Наличие самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, а также не менее 3 работников, в обязанности которых входит осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, соответствующих квалификационным требованиям.

Требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг:

I. Наличие в головной организации и каждом филиале как минимум одного работника (специалиста), соответствующего квалификационным требованиям;

II. Наличие у лицензиата как минимум одного контролера либо руководителя службы внутреннего контроля, для которого работа у соискателя лицензии и лицензиата является основным местом работы;

III. Наличие самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также не менее 2 работников, в обязанности которых входит осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, соответствующих квалификационным требованиям;

IV. Наличие избранного в установленном законодательством Российской Федерации порядке совета директоров (наблюдательного совета).

Организация (не являющаяся кредитной организацией) планирует получить лицензии профессионального участника на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Каким требованиям должна соответствовать такая организация:

I. Соответствие органов управления, работников, учредителей (участников) соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными актами Банка России;

II. Наличие избранного в установленном законодательством Российской Федерации порядке совета директоров (наблюдательного совета);

III. Наличие как минимум одного работника (специалиста), в обязанности которого входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами, отвечающего квалификационным требованиям;

IV. Наличие профессионального опыта работы у контролера;

V. Соответствие всех сотрудников такой организации квалификационным требованиям;

VI. Наличие у соискателя лицензии актуального бизнес-плана, содержащего программу действий соискателя лицензии на ближайшие два календарных года.

Лицензионными условиями при предоставлении лицензии управляющей компании являются требования Федерального закона "Об инвестиционных фондах":

I. К организационно-правовой форме;

II. К учредителям (участникам);

III. К размеру собственных средств;

IV. К лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа и контролеру (руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля);

V. К организации внутреннего контроля.

Для получения лицензии управляющей компании в соответствии с требованиями Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в Банк России представляются:

I. Сведения о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими 5 или более процентов обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии;

II. Сведения о контролере (руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля) соискателя лицензии;

III. Правила внутреннего контроля;

IV. Правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для получения лицензии специализированного депозитария в соответствии с требованиями Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в Банк России представляются:

I. Сведения о лицах, являющихся собственниками или доверительными управляющими 5 или более процентов обыкновенных акций (долей) соискателя лицензии;

II. Сведения о контролере (руководителе и сотрудниках службы внутреннего контроля) соискателя лицензии;

III. Правила внутреннего контроля;

IV. Правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии управляющей компании являются:

I. Наличие в документах, представленных для получения лицензии, неполной или недостоверной информации;

II. Несоответствие соискателя лицензии лицензионным условиям;

III. Несоответствие документов, представленных для получения лицензии, требованиям настоящей статьи.

Действие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть приостановлено Банком России в случаях:

Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть аннулирована Банком России:

I. В случае неоднократного в течение одного года неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания Банка России;

II. На основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг;

III. В случае прекращения руководства текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг;

IV. В случае признания профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом.

Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг должна быть аннулирована Банком России:

I. В случае признания профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом;

II. В случае отзыва у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление банковских операций;

III. В случае неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания, направленного ему в связи с приостановлением действия лицензии, в установленный таким предписанием срок;

IV. В случае неосуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в течение более 18 месяцев

Укажите верные утверждения:

I. Решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг об аннулировании указанной лицензии может быть принято только при условии отсутствия у профессионального участника рынка ценных бумаг обязательств по договорам, заключенным при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. Подача заявления об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг прекращает право Банка России аннулировать лицензию по иным основаниям;

III. Банк России направляет уведомление профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, не позднее 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения;

IV. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан прекратить осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в день получения уведомления об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Действие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг прекращается:

I. Со дня принятия решения об аннулировании лицензии, если более поздний срок не предусмотрен этим решением;

II. Со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации профессионального участника рынка ценных бумаг;

III. Со дня прекращения деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования).

Основаниями для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария являются следующие нарушения:

I. Неисполнение предписания Банка России об устранении нарушения требований законодательства, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций;

II. Однократное неисполнение предписания Банка России о запрете на проведение всех или части операций;

III. Неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных законодательством;

IV. Однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления уведомлений в Банк России.

Основаниями для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария являются следующие нарушения:

I. Аннулирование у специализированного депозитария лицензии на осуществление депозитарной деятельности;

II. Неоднократное в течение года осуществление выдачи инвестиционных паев, ограниченных в обороте, неквалифицированным инвесторам;

III. Отсутствие лицензиата по его месту нахождения;

IV. Неисполнение управляющей компанией или специализированным депозитарием предписания Банка России о возмещении учредителю управления реального ущерба, если указанное предписание не оспорено в арбитражном суде.

Укажите верное утверждение в отношении лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг?

I. Соискатель лицензии с даты принятия Банком России решения о выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг обязан соблюдать лицензионные требования и условия;

II. Лицензиат не вправе совмещать профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, как подлежащими лицензированию, так и не подлежащими лицензированию;

III. При обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия на три года.

Квалификационные требования устанавливаются к специалистам финансового рынка, работающим в организации, осуществляющей деятельность:

I. Профессионального участника на рынке ценных бумаг;

II. Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

III. Деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

IV. Деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

V. Деятельность акционерного инвестиционного фонда в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда управляющей компании.

Квалификационными требованиями и требованиями к профессиональному опыту, установленными законодательством Российской Федерации к контролеру профессионального участника рынка ценных бумаг являются:

I. Наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка;

II. Наличие высшего образования;

III. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, в случае если с даты аннулирования прошло менее трех лет;

IV. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии.

Квалификационными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к специалисту, осуществляющему ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами, являются:

I. Наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка;

II. Наличие высшего образования;

III. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, в случае если с даты аннулирования прошло менее трех лет;

IV. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии;

V. Гражданство Российской Федерации.

Работник некредитной организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, исполняющий функции ее единоличного исполнительного органа, должен иметь квалификационный аттестат:

Основанием для аннулирования квалификационного аттестата является:

Укажите положение, не являющееся полномочием Банка России в области аттестации специалистов финансового рынка:

Какая организация вправе выдавать квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка?

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица принимает:

Кто осуществляет ведение реестра аттестованных лиц?

Тема 8.2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка

Что понимается под саморегулированием в сфере финансового рынка:

I. Самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями;

II. Разработка стандартов деятельности финансовых организаций;

III. Контроль за соблюдением требований указанных стандартов.

Целями деятельности саморегулируемых организаций являются:

I. Развитие финансового рынка Российской Федерации, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности;

II. Реализация экономической инициативы членов саморегулируемой организации;

III. Защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

Какие финансовые организации может объединять саморегулируемая организация в сфере финансового рынка:

I. Брокеров;

II. Дилеров;

III. Управляющих;

IV. Депозитариев;

V. Страховых брокеров.

Какие финансовые организации может объединять саморегулируемая организация в сфере финансового рынка:

I. Регистраторов;

II. Специализированных депозитариев;

III. Негосударственных пенсионных фондов;

IV. Обществ взаимного страхования;

V. Форекс-дилеров.

Какие финансовые организации может объединять саморегулируемая организация в сфере финансового рынка:

I. Акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

II. Микрофинансовых организаций;

III. Кредитных потребительских кооперативов;

IV. Жилищных накопительных кооперативов;

V. Сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Статус саморегулируемой организации приобретается в отношении:

Для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна соответствовать следующим требованиям, установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка":

I. Объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 30 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

II. Наличие разработанных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона внутренних стандартов саморегулируемой организации;

III. Наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, предусмотренных указанным Федеральным законом, и соответствие их требованиям указанного Федерального закона;

IV. Соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, требованиям, установленным указанным Федеральным законом.

Банк России принимает решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в течение определенного количества календарных дней, следующих за днем представления некоммерческой организацией всех необходимых документов. Этот срок определен как:

Решение о прекращении статуса саморегулируемой организации принимается Банком России:

I. На основании заявления саморегулируемой организации о прекращении статуса саморегулируемой организации;

II. В случае ликвидации саморегулируемой организации;

III. В иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".

Стандартами саморегулируемой организации признаются документы:

I. Устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, между членами саморегулируемой организации и их клиентами, между саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов;

II. Только устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации;

III. Только регулирующие отношения между саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов.

Базовые стандарты - это:

I. Основные стандарты деятельности саморегулируемой организацией;

II. Внутренние документы, регулирующие отношения между саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов;

III. Стандарты, разработанные, согласованные и утвержденные в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Проекты каких из нижеперечисленных видов базовых стандартов должны быть разработаны саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями законодательства:

I. По управлению рисками;

II. По бухгалтерскому учету;

III. Корпоративного управления;

IV. Внутреннего контроля;

V. По информационной безопасности;

VI. Защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;

VII. Совершения операций на финансовом рынке.

Кто устанавливает обязательный для разработки перечень базовых стандартов саморегулируемых организаций (СРО)?

К функциям комитета по стандартам относятся:

I. Выработка предложений о направлениях развития деятельности финансовых организаций;

II. Согласование базовых стандартов;

III. Осуществление экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении финансовыми организациями своей деятельности;

IV. Взаимодействие по вопросам деятельности финансовых организаций с научными организациями, образовательными организациями, международными организациями.

Для одного вида деятельности финансовых организаций может быть согласовано:

Саморегулируемая организация (СРО) обязана разработать и утвердить следующие внутренние стандарты:

I. Порядок проведения СРО проверок соблюдения ее членами требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;

II. Условия членства в СРО, в том числе размер или порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов;

III. Система мер воздействия и порядок их применения за несоблюдение членами СРО требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО.

Саморегулируемая организация (СРО) обязана разработать и утвердить следующие внутренние стандарты:

I. Условия членства в СРО, в том числе размер или порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов;

II. Требования к деловой репутации должностных лиц СРО;

III. Правила профессиональной этики работников СРО.

Банк России вправе передать саморегулируемой организации полномочия по получению от ее членов отчетности, перечень которой устанавливается Банком России, на основании:

Членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является:

Финансовая организация может являться членом только:

Финансовая организация, осуществляющая деятельность, которая соответствует разным видам саморегулируемых организаций, может являться членом:

Если иной срок не установлен федеральным законом, финансовая организация обязана вступить в саморегулируемую организацию в течение какого количества дней за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации соответствующего вида при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации соответствующего вида;

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации?

В случае если финансовая организация не выполняет требования законодательства о членстве в саморегулируемой организации, Банк России вправе:

I. Отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности;

II. Исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида;

III. Обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации;

IV. Взыскать штраф.

Укажите верные утверждения в отношении ассоциированных членов саморегулируемой организации:

I. Это финансовые организации, являющиеся членами другой саморегулируемой организации того же вида, а также иные лица;

II. Не учитываются при определении количества членов, необходимого для соблюдения требования к саморегулируемой организации, установленного Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка";

III. Не праве участвовать в общем собрании членов саморегулируемой организации с правом совещательного голоса, а также участвовать в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп;

IV. Если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации, обязаны соблюдать отдельные внутренние стандарты;

V. Вправе принять на себя обязанность соблюдать отдельные внутренние стандарты.

Саморегулируемая организация принимает решение о приеме лица, представившего документы в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", в кандидаты в члены саморегулируемой организации и направляет документы в Банк России с ходатайством о выдаче этому лицу лицензии (разрешения) или внесении сведений о нем в реестр финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, либо об отказе в приеме в кандидаты в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа в течение:

Основания для отказа саморегулируемой организации (СРО) в приеме финансовой организации в члены СРО являются:

I. Отказ от оплаты членского взноса;

II. Несоответствие требованиям к членству, предъявляемым саморегулируемой организацией;

III. Представление документов, не соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка";

IV. Представление документов не в полном объеме;

V. Представление документов, содержащих недостоверную информацию.

Членство финансовой организации в саморегулируемой организации прекращается в случае:

I. Добровольного выхода финансовой организации из саморегулируемой организации;

II. Исключения финансовой организации из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;

III. Отзыва лицензии (разрешения) финансовой организации или исключения сведений о ней из реестра финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности.

Членство финансовой организации в саморегулируемой организации прекращается в случае:

I. Реорганизации финансовой организации, за исключением случая реорганизации в форме преобразования, присоединения или выделения;

II. Ликвидации финансовой организации;

III. Прекращения статуса саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении финансовой организации из членов саморегулируемой организации в случае:

I. Несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации;

II. Задолженности по уплате членских взносов менее 1 месяца;

III. Неоднократной неуплаты финансовой организацией в течение одного года членских взносов;

IV. Смены единоличного исполнительного органа финансовой организации;

V. Выявления недостоверных сведений в документах, представленных финансовой организацией для приема в члены, в кандидаты в члены саморегулируемой организации.

Перечень информации, подлежащей раскрытию саморегулируемой организацией, определяется:

I. Банком России;

II. Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка";

III. Саморегулируемой организацией самостоятельно.

В каких источниках раскрывается информация, подлежащая раскрытию саморегулируемой организацией в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"?

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований:

I. Федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка;

II. Нормативных правовых актов Российской Федерации;

III. Нормативных актов Банка России;

IV. Базовых стандартов;

V. Внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе путем проведения:

I. Плановых проверок;

II. Внеплановых проверок;

III. Камеральных проверок;

IV. Выездных проверок.

Периодичность проведения плановых проверок деятельности членов саморегулируемой организации определяется с учетом их системной и (или) социальной значимости:

I. Саморегулируемой организацией самостоятельно;

II. Банком России;

III. Саморегулируемой организацией по согласованию с Банком России.

Плановая проверка саморегулируемой организацией деятельности своих членов проводится не реже:

Плановая проверка саморегулируемой организацией деятельности своих членов проводится не чаще:

Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки деятельности своих членов являются:

I. Поручение Комитета финансового надзора Банка России на проведение проверки члена саморегулируемой организации;

II. Направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации;

III. Иные основания, предусмотренные внутренними стандартами саморегулируемой организации.

Член саморегулируемой организации по запросу саморегулируемой организации обязан предоставить всю информацию, необходимую саморегулируемой организации для проведения проверки, за исключением:

I. Информации, составляющей государственную тайну;

II. Информации, составляющей налоговую тайну;

III. Информации, составляющей коммерческую тайну.

Материалы внеплановой проверки, проведенной по поручению Комитета финансового надзора Банка России, передаются саморегулируемой организацией в Банк России:

I. В течение одного месяца, следующего за днем завершения проверки;

II. Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем завершения проверки;

III. В течение трех месяцев, следующих за днем завершения проверки.

Саморегулируемая организация вправе применять в отношении своих членов следующие меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации:

I. Предъявление требования об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

II. Вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения в письменной форме;

III. Наложение штрафа на члена саморегулируемой организации в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация вправе применять в отношении своих членов следующие меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации:

I. Наложение штрафа на члена саморегулируемой организации в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации;

II. Исключение из членов саморегулируемой организации;

III. Иные меры, установленные внутренними документами саморегулируемой организации, не противоречащие законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России.

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

I. Вступительные взносы и членские взносы членов саморегулируемой организации;

II. Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

III. Средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации или информационных материалов по вопросам деятельности на финансовом рынке на платной основе;

IV. Доходы, полученные от размещения денежных средств.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность саморегулируемой организации:

I. Подлежит обязательному аудиту;

II. Не подлежит обязательному аудиту.

Годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность саморегулируемой организации вместе с аудиторским заключением по ней подлежат опубликованию на официальном сайте саморегулируемой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не предусмотрено федеральным законом:

I. В течение тридцати дней после дня их утверждения общим собранием членов саморегулируемой организации;

II. В течение шестидесяти дней после дня их утверждения общим собранием членов саморегулируемой организации;

III. В течение девяноста дней после дня их утверждения общим собранием членов саморегулируемой организации.

Выберите верное утверждение:

I. Саморегулируемая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям;

II. Саморегулируемая организация вправе осуществлять любую приносящую доход деятельность;

III. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять любую приносящую доход деятельность.

Укажите, какие из перечисленных организаций внесены Банком России в реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка:

I. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

II. Национальная лига управляющих (НЛУ);

III. Национальная финансовая ассоциация (НФА);

IV. Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД);

V. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).

Тема 8.3. Защита прав и законных интересов инвесторов

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" устанавливает:

I. Условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

II. Дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

III. Дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

IV. Дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств:

I. Во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами;

II. Обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся эмиссионными ценными бумагами;

III. Облигаций Банка России, государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Могут ли быть предусмотрены при заключении договора с инвестором условия, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг?

Укажите неверное утверждение.

Ответы:

A. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

B. Договоры, содержащие условия, ограничивающие права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

C. В случае заключения с инвесторами договоров, содержащих условия, ограничивающие права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, у профессионального участника может быть аннулирована лицензия.

За ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной (или вводящей в заблуждение) информации солидарно субсидиарную ответственность несут:

I. Лица, подписавшие проспект ценных бумаг;

II. Независимый оценщик;

III. Аудитор, подписавший проспект ценных бумаг.

Иск о возмещении ущерба, причиненного эмитентом инвестору вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной (или вводящей в заблуждение) информации может быть предъявлен в суд в течение:

Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:

I. Копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. Копию документа о государственной регистрации профессионального участника

III. Сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности;

IV. Сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.

В соответствии с законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов какие сведения из нижеперечисленных обязан предоставить по требованию инвестора профессиональный участник при предложении ему услуг на рынке ценных бумаг:

I. Копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности;

II. Копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица;

III. Сведения об уставном капитале, размере собственных средств и резервном фонде профессионального участника;

IV. Заверенный аудитором баланс на последнюю отчетную дату.

Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка представления информации, предусмотренной законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок до:

В течение какого срока со дня принятия может быть обжаловано решение суда о наложении штрафа за нарушение законодательства о защите прав инвесторов?

В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг Банк России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещает информацию:

I. Об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности;

II. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка;

III. Об административных взысканиях, наложенных Банком России;

IV. О судебных решениях, вынесенных по искам Банка России;

V. О всех судебных решениях по правонарушениям на рынке ценных бумаг в отношении инвесторов.

Какую информацию Банк России обязан опубликовать в соответствии с законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг:

I. Об аннулировании или о приостановлении действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

II. О наказаниях за уголовные преступления, совершенные работниками профессиональных участников рынка ценных бумаг;

III. О судебных решениях, которые вынесены по искам Банка России;

IV. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка.

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником операций на срок до:

В целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

I. В защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

II. О ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;

III. О признании сделок с ценными бумагами недействительными;

IV. О признании непрофессионализма участника рынка ценных бумаг.

Какие полномочия имеет Банк России для защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг:

I. Право обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту охраняемых законом интересов инвесторов;

II. Право обращаться в суд с исками и заявлениями о ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии;

III. Право обращаться в суд с исками и заявлениями о признании сделок с ценными бумагами недействительными;

IV. Создавать компенсационные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате действий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Общественные объединения инвесторов - физических лиц вправе:

I. Обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

II. Осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенных для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг;

III. Создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц;

IV. Объединяться в ассоциации и союзы;

V. Ходатайствовать перед Банком России об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и иными нормативными правовыми актами, предоставить следующую информацию:

I. Сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг;

II. Государственный регистрационный номер выпуска;

III. Если выпуск не подлежит государственной регистрации - идентификационный номер;

IV. Сведения, содержащиеся в решении о выпуске и проспекте ценных бумаг;

V. Сведения о ценах на эти бумаги на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требований о предоставлении информации;

VI. Сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требований о предоставлении информации инвестором;

VII. Сведения об оценке этих бумаг рейтинговым агентством.

Предоставляя информацию инвестору, профессиональный участник обязан:

I. Уведомить инвестора о его праве получать информацию, определенную статьей 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";

II. Уведомить инвесторов - физических лиц о правах и гарантиях, предоставляемых Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";

III. Представить детальную информацию о текущих рисках;

IV. Представить справку о состоянии рынка ценных бумаг.

Предписания Банка России по вопросам, предусмотренным законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов, обязательны для исполнения:

I. Коммерческими организациями;

II. Некоммерческими организациями;

III. Индивидуальными предпринимателями;

IV. Физическими лицами.

Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению Банком России в срок, не превышающий:

Инвестор перед покупкой ценных бумаг обратился к профессиональному участнику с просьбой предоставить ему сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления данного требования. Что будет верным в данном случае:

I. Профессиональный участник обязан предоставить данную информацию инвестору бесплатно;

II. Профессиональный участник имеет право на получение компенсации за предоставленную информацию в пределах затрат на копирование;

III. Профессиональный участник обязан предоставить указанную информацию за срок до четырех, а не шести недель;

IV. Контролирует обоснованность тарифов профессионального участника за предоставление информации Банк России.

Инвестор - гражданин управляет счетом депо с помощью программы интернет-трейдинга, предоставленной брокером. Программа, по мнению инвестора, работала плохо (сбои, зависания, задержки исполнения поручений). Инвестор считает, что именно из-за неудовлетворительной работы программного обеспечения, предоставленного брокером, он понес финансовые потери. В какую инстанцию следует обратиться инвестору в данном случае за защитой своих прав:

I. В Роспотребнадзор;

II. В Банк России;

III. В Минэкономразвития;

IV. В суд общей юрисдикции.

В отношении каких операций гражданин может рассчитывать на поддержку Роспотребнадзора в споре с финансовыми компаниями:

I. Приобретение еврооблигаций;

II. Приобретение облигаций федерального займа;

III. Приобретение сберегательных сертификатов;

IV. Приобретение иностранных акций (одной из стран ЕАЭС).

5 марта 1999 года был принят Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Одна из важнейших новаций в законе - возможность создания компенсационных фондов для инвесторов - физических лиц. Кем могут быть созданы такие фонды в соответствии с данным законом:

I. Государством;

II. Местными органами власти;

III. Саморегулируемыми организациями;

IV. Общественными объединениями инвесторов.

Вкладчику коммерческого банка банковский менеджер предложил открыть брокерский счет и приобрести акции зарубежного фонда, которые распространял в Российской Федерации только данный банк. Менеджер заверил вкладчика, что вложения достаточно надежные. Инвестор открыл брокерский счет и приобрел крупный пакет. Однако через несколько месяцев фонд объявил о собственном банкротстве. В результате потери инвестора составили более 90%. Инвестор потребовал от банка компенсировать потери. Однако банк отказал в удовлетворении его требований, указав, что при открытии брокерского счета инвестор ознакомился с предупреждением о рисках. Тогда инвестор решил подать на банк иск в суд. Каковы могут быть судебные перспективы:

I. Иск может быть выигран, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" потребителя должны были особо предупредить о рисках вложений именно в этот фонд;

II. Иск может быть выигран, поскольку инвестор не был квалифицированным инвестором, а значит не мог приобретать иностранные бумаги, не обращающиеся на российских биржах;

III. Иск может быть выигран, поскольку банк не имел права продавать гражданам иностранные ценные бумаги;

IV. Иск может быть выигран в связи с тем, что сотрудник банка утверждал, что это достаточно надежный фонд, т.е. был факт введения в заблуждение инвестора.

Какая информация может размещаться в рекламе ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов:

I. Официальное название эмитента;

II. Сроки обращения;

III. Реклама запрещена;

IV. Предупреждение о рисках.

Тема 8.4. Недобросовестные практики на рынке ценных бумаг

В отношении каких эмиссионных ценных бумаг эмитент не является инсайдером:

I. В отношении эмиссионных ценных бумаг, которые не допущены к обращению на организованных торгах;

II. В отношении эмиссионных ценных бумаг, по которым не подавалась заявка о допуске к обращению на организованных торгах;

III. В отношении эмиссионных ценных бумаг, которые допущены к обращению на бирже, но их объем не более 100 млн. руб.;

IV. В отношении эмиссионных ценных бумаг, по которым подавалась заявка о допуске к обращению на бирже, но их объем не более 50 млн. руб.

Является ли профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий операции исключительно в собственных интересах (дилер), инсайдером в соответствии с критериями, установленными в пункте 4 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"?

Являются ли аффилированные лица юридического лица его инсайдерами?

Являются ли инсайдерами органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в валюте Российской Федерации только на банковские депозиты кредитных организаций?

Могут ли быть квалифицированы как манипулирование рынком серии сделок, заключаемых по схеме "switch", в случае, если хотя бы одна из них заключена на основании заявок, адресованных всем участникам организованных торгов?

Информация о появлении лица, контролирующего эмитента (прямо или косвенно через подконтрольных лиц), а также о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении его акций является инсайдерской информацией не только эмитента, но и иных лиц, имеющих к ней доступ. С какого момента информация о направлении публичной оферты является инсайдерской:

I. С момента начала подготовки к ее направлению;

II. С момента направления акционером в банк заявки о предоставлении обязательной в данном случае банковской гарантии;

III. С момента предварительного определения всех ее существенных условий со стороны акционера;

IV. С момента опубликования на сайте общества.

Обязана ли компания вести список инсайдеров при принятии решений о планировании получения контроля над эмитентом акций и о подготовке в связи с этим обязательного предложения:

I. Обязана, так как нарушается законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

II. Не обязана, т.к. компанией не были соблюдены формальные корпоративные процедуры, связанные с принятием решений по указанным вопросам;

III. Не обязана, так как раскрытия информации в установленном порядке не проводилось;

IV. Обязана, так как могут быть нарушены права и интересы независимых участников организованного рынка - инвесторов, которые понесут убытки в условиях отсутствия у них информации, необходимой для принятия верных инвестиционных решений в рассматриваемой ситуации.

Какие из перечисленных ниже действий следует рассматривать в качестве инструмента воздействия на потенциальных покупателей с целью реализации крупного пакета ценных бумаг?

Ответы:

A. Профессиональный участник рынка ценных бумаг имеет намерение реализовать принадлежащие ему ценные бумаги либо получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к выпуску и распространению среди широкого круга участников рынка аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности

B. Профессиональный участник рынка ценных бумаг получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к выпуску и распространению среди закрытого круга участников рынка аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности

C. Профессиональный участник рынка ценных бумаг получает от своего клиента в рамках брокерского обслуживания поручение на реализацию крупного пакета ценных бумаг, уровень ликвидности которых недостаточен для исполнения данного поручения на бирже в желаемые сроки. В связи с этим профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет для себя или для своего клиента поиск контрагента по сделке, прибегая к выпуску аналитического отчета, содержащего преднамеренно положительную оценку ценных бумаг и свидетельствующего об их инвестиционной привлекательности

В каких целях Банк России проводит проверки соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России?

Какая информация может служить причиной проведения проверки соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России:

I. Информация о признаках возможных нарушений закона, полученная от физических и юридических лиц, органов государственной власти, иных органов и организаций;

II. Информация, содержащаяся в средствах массовой информации, иных открытых источниках информации;

III. Информация из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выявленная Банком России при помощи аппаратно-программных комплексов.

Укажите верные утверждения по проведению проверки соблюдения требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" Банком России:

I. Проверка проводится в срок, не превышающий восемь месяцев. Срок проведения проверки исчисляется с даты регистрации поручения на проведение проверки;

II. Проверка может быть продлена на срок не более двух месяцев;

III. Проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий шесть месяцев, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проведения проверки;

IV. В срок проведения проверки не включается период, на который она приостановлена.

На каких основаниях может быть проведена повторная проверка по соблюдению требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" Банком России:

I. Выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия решения по результатам проверки, но имеют существенное значение для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств и объекта проверки;

II. Фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, в отношении которого в ходе проверки имелись основания полагать, что оно располагает необходимой для проведения проверки информацией;

III. Заведомо ложное заключение эксперта;

IV. Заведомо неправильный перевод, недостоверный перевод, повлекшие за собой принятие необоснованного решения и (или) внесение недостоверных сведений в заключение эксперта.

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России обязаны:

I. Утверждать нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации;

II. Раскрывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своих официальных сайтах перечни инсайдерской информации, инсайдерскую информацию

III. Вести списки инсайдеров;

IV. Уведомлять лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него;

V. Передавать список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром.

Относится ли к инсайдерам профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию только на осуществление депозитарной деятельности (депозитарий) и осуществляющий такую деятельность?

Является ли манипулированием рынком действия маркет-мейкера, направленные на выполнение обязательств по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром?

Какие действия относятся к манипулированию рынком:

I. Умышленное распространение через средства массовой информации, через Интернет заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

II. Совершение на организованных торгах (операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов без раскрытия лиц, в интересах которых были поданы заявки) операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;

III. Поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Какие действия не относятся к манипулированию рынком:

I. Поддержание цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляемое участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам;

II. Поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;

III. Поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, осуществляемые участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Является ли эмитент, эмиссионные ценные бумаги которого не допущены к торгам на российских фондовых биржах, инсайдером?

Являются ли аффилированные лица юридического лица его инсайдерами?

Является ли инсайдером профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию только на осуществление дилерской деятельности?

Является ли инсайдерской информация, содержащаяся в поручениях клиентов, переданных посредством системы интернет-трейдинга в торговую систему организаторов торговли?

При включении в список инсайдеров юридических лиц необходимо ли включать в список инсайдеров сотрудников таких юридических лиц?

Если член совета директоров юридического лица не имеет доступа к инсайдерской информации, нужно ли включать его в список инсайдеров этого юридического лица?

Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка в соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" вправе:

I. Разрабатывать требования (правила) к своим членам, позволяющие предотвращать, выявлять и пресекать неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком;

II. Контролировать соблюдение своими членами требований, установленных Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а также правилами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, устанавливать санкции за нарушение этих правил;

III. Осуществлять по поручению организатора торговли проверки нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием ее членов на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

IV. Осуществлять по поручению Банка России проверки нестандартных сделок (заявок), совершенных (выставленных) с участием ее членов на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Может ли служить основанием для признания сделки недействительной то, что она совершена на основании использования инсайдерской информации и (или) является манипулированием рынком?

Какие из нижеуказанных фактов при совершении сделок с акциями, допущенными к организованным торгам, могут вызывать подозрения о наличии манипулирования рынком:

I. Совершение внебиржевой сделки с такими акциями по цене на 20 процентов ниже той, которая в момент совершения этой внебиржевой сделки была на бирже;

II. Встречные заявки двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже содержат идентичные количественные и ценовые условия;

III. Разница во времени подачи встречных заявок двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже, содержащих идентичные количественные и ценовые условия, является минимальной;

IV. Разница во времени подачи встречных заявок двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже является минимальной или встречные заявки поданы одновременно;

V. Лица, подавшие встречные заявки на совершение сделок с такими акциями на бирже, содержащие идентичные количественные и ценовые условия, являются взаимосвязанными;

VI. Финансовые результаты совершения вышеуказанных сделок не являются экономически целесообразными.

Какие из нижеуказанных фактов при совершении сделок с акциями, допущенными к организованным торгам, не вызывают подозрений о наличии манипулирования рынком:

I. Совершение внебиржевой сделки с такими акциями по цене на 20 процентов ниже той, которая в момент совершения этой внебиржевой сделки была на бирже;

II. Встречные заявки двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже содержат идентичные количественные и ценовые условия;

III. Разница во времени подачи встречных заявок двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже, содержащих идентичные количественные и ценовые условия, является минимальной;

IV. Разница во времени подачи встречных заявок двух лиц на совершение сделок с такими акциями на бирже является минимальной или встречные заявки поданы одновременно;

V. Лица, подавшие встречные заявки на совершение сделок с такими акциями на бирже, содержащие идентичные количественные и ценовые условия, являются взаимосвязанными;

VI. Финансовые результаты совершения вышеуказанных сделок не являются экономически целесообразными.

Тема 8.5. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Какой предусмотрен административный штраф за отсутствие у некредитных финансовых организаций Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ?

Следует ли относить к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операции, связанные с внесением пайщиком кредитного потребительского кооператива (КПК) денежных средств в наличной форме в качестве паевого взноса в паевой фонд КПК?

Надзорным органом по ПОД/ФТ у некредитных финансовых организаций является:

В программе управления риском Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации необходимо предусмотреть порядок оценки и управления:

Отчетность об операциях, подлежащих обязательному контролю, предоставляется в Росфинмониторинг:

Что относится к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является:

Основные обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

Какие процедуры включает в себя проведение организацией идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя?

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат:

С какой периодичностью организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом должны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах проверки Росфинмониторинг?