4.1.1. Внутренний рынок

4.1.1. Внутренний рынок

Для обеспечения возрастающих потребностей российской экономики и населения в перевозках железнодорожному транспорту требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов, 58,5 тысяч единиц грузовых вагонов и 1790 единиц пассажирских вагонов, а также большое количество запасных частей для изношенного подвижного состава, вынужденно остающегося в эксплуатации.

Потребность в подвижном составе определена на основе прогнозов роста грузо- и пассажироперевозок с учетом различных вариантов развития экономики страны.

Таблица 4.1

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ИНВЕНТАРНОГО ПАРКА И ОБЪЕМ ЗАКУПОК
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА <*>

--------------------------------

<*> По данным ОАО "РЖД" с учетом действующих технических условий (ТУ) и сроков списания.

┌────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┬──────────────┐
│Наименование│  Потребный  │Потребный     │    Объем    │Объем         │
│ подвижного │инвентарный  │инвентарный   │закупок, ед. │закупок, ед.  │
│  состава   │  парк, ед.  │парк, ед. (оп-│(инерционный │(оптимистичес-│
│            │(инерционный │тимистический │ вариант), в │кий вариант), │
│            │вариант <*>) │вариант <**>) │ период до:  │в период до:  │
│            ├──────┬──────┼──────┬───────┼──────┬──────┼───────┬──────┤
│            │ 2010 │ 2015 │ 2010 │ 2015  │ 2010 │ 2015 │ 2010  │ 2015 │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Грузовые    │5808  │6265  │6278  │6861   │235   │1973  │513    │2569  │
│электровозы │      │      │      │       │      │      │       │      │
│в т.ч.:     │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│ Постоянного│2369  │2455  │2561  │2689   │0     │551   │0      │785   │
│тока        │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│ Переменного│3439  │3810  │3717  │4172   │235   │1422  │513    │1784  │
│тока        │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Пассажирские│1862  │1958  │2023  │2160   │630   │1050  │791    │1252  │
│электровозы │      │      │      │       │      │      │       │      │
│в т.ч.:     │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│ Постоянного│882   │912   │840   │889    │495   │638   │453    │615   │
│тока        │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│ Переменного│964   │1030  │1042  │1128   │126   │403   │204    │501   │
│тока        │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│ Двойного   │16    │16    │141   │143    │9     │9     │134    │136   │
│питания     │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Грузовые    │2097  │2178  │2325  │2488   │0     │1466  │75     │1776  │
│тепловозы   │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Пассажирские│566   │570   │620   │628    │182   │294   │236    │352   │
│тепловозы   │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Маневровые  │5027  │5192  │5800  │6230   │0     │881   │333    │1919  │
│тепловозы   │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Итого       │15360 │16163 │17046 │18367  │1047  │5664  │1948   │7868  │
│локомотивы  │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Мотор-      │17211 │17917 │17792 │18645  │6540  │8666  │7121   │9394  │
│вагонный    │      │      │      │       │      │      │       │      │
│подвижной   │      │      │      │       │      │      │       │      │
│состав      │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Дизельный   │2273  │2369  │2339  │2376   │2134  │2239  │2200   │2246  │
│мотор-      │      │      │      │       │      │      │       │      │
│вагонный    │      │      │      │       │      │      │       │      │
│подвижной   │      │      │      │       │      │      │       │      │
│состав      │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Пассажирские│25253 │26998 │27065 │28418  │7420  │14684 │9232   │16104 │
│вагоны      │      │      │      │       │      │      │       │      │
├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤
│Грузовые    │841900│903500│875900│981100 │177300│448400│211300 │526000│
│вагоны      │      │      │      │       │      │      │       │      │
└────────────┴──────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┴───────┴──────┘

--------------------------------

<*> Инерционный вариант - прогноз грузо- и пассажиропотока, основанный на инерционном прогнозе развития экономики России.

<**> Оптимистический вариант - прогноз грузо- и пассажиропотока, основанный на оптимистическом прогнозе развития экономики России.

В соответствии с оптимистическим вариантом для обеспечения потребностей российской экономики и населения в перевозках железнодорожному транспорту в 2015 году необходим следующий парк подвижного состава:

- локомотивы - 17974 ед.

- мотор-вагонный подвижной состав - 18645 ед.

- пассажирские вагоны - 28418 ед.

- грузовые вагоны - 981100 ед.

Соответственно по прогнозу спрос на продукцию транспортного машиностроения до 2015 года составит:

- локомотивы - 9480 ед.

- мотор-вагонный подвижной состав - 10282 ед.

- пассажирские вагоны - 15157 ед.

- грузовые вагоны - 466000 ед.

Кроме того, с целью снижения стоимости эксплуатации подвижного состава и повышения надежности функционирования железнодорожного транспорта необходимо улучшить технико-эксплуатационные показатели транспортных средств:

- повышение производительности вагона на 16%;

- повышение производительности локомотива на 18,2%;

- увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза;

- сокращение удельного расхода электроэнергии на 5%;

- сокращение удельного расхода топлива на тягу на 6,7%;

- поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов до 600 тыс. км;

- увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км, а в дальнейшем - до 1 млн. км;

- переход к новой системе планирования ремонтов, учитывающей пробег груженого вагона или тонно-километровую работу подвижного состава.