4.1.1. Внутренний рынок
Для обеспечения возрастающих потребностей российской экономики и населения в перевозках железнодорожному транспорту требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов, 58,5 тысяч единиц грузовых вагонов и 1790 единиц пассажирских вагонов, а также большое количество запасных частей для изношенного подвижного состава, вынужденно остающегося в эксплуатации.
Потребность в подвижном составе определена на основе прогнозов роста грузо- и пассажироперевозок с учетом различных вариантов развития экономики страны.
Таблица 4.1
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ИНВЕНТАРНОГО ПАРКА И ОБЪЕМ ЗАКУПОК
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА <*>
--------------------------------
<*> По данным ОАО "РЖД" с учетом действующих технических условий (ТУ) и сроков списания.
┌────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┬──────────────┐ │Наименование│ Потребный │Потребный │ Объем │Объем │ │ подвижного │инвентарный │инвентарный │закупок, ед. │закупок, ед. │ │ состава │ парк, ед. │парк, ед. (оп-│(инерционный │(оптимистичес-│ │ │(инерционный │тимистический │ вариант), в │кий вариант), │ │ │вариант <*>) │вариант <**>) │ период до: │в период до: │ │ ├──────┬──────┼──────┬───────┼──────┬──────┼───────┬──────┤ │ │ 2010 │ 2015 │ 2010 │ 2015 │ 2010 │ 2015 │ 2010 │ 2015 │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Грузовые │5808 │6265 │6278 │6861 │235 │1973 │513 │2569 │ │электровозы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в т.ч.: │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │ Постоянного│2369 │2455 │2561 │2689 │0 │551 │0 │785 │ │тока │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │ Переменного│3439 │3810 │3717 │4172 │235 │1422 │513 │1784 │ │тока │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Пассажирские│1862 │1958 │2023 │2160 │630 │1050 │791 │1252 │ │электровозы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в т.ч.: │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │ Постоянного│882 │912 │840 │889 │495 │638 │453 │615 │ │тока │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │ Переменного│964 │1030 │1042 │1128 │126 │403 │204 │501 │ │тока │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │ Двойного │16 │16 │141 │143 │9 │9 │134 │136 │ │питания │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Грузовые │2097 │2178 │2325 │2488 │0 │1466 │75 │1776 │ │тепловозы │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Пассажирские│566 │570 │620 │628 │182 │294 │236 │352 │ │тепловозы │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Маневровые │5027 │5192 │5800 │6230 │0 │881 │333 │1919 │ │тепловозы │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Итого │15360 │16163 │17046 │18367 │1047 │5664 │1948 │7868 │ │локомотивы │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Мотор- │17211 │17917 │17792 │18645 │6540 │8666 │7121 │9394 │ │вагонный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │подвижной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │состав │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Дизельный │2273 │2369 │2339 │2376 │2134 │2239 │2200 │2246 │ │мотор- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │вагонный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │подвижной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │состав │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Пассажирские│25253 │26998 │27065 │28418 │7420 │14684 │9232 │16104 │ │вагоны │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼───────┼──────┤ │Грузовые │841900│903500│875900│981100 │177300│448400│211300 │526000│ │вагоны │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴──────┴──────┴──────┴───────┴──────┴──────┴───────┴──────┘
--------------------------------
<*> Инерционный вариант - прогноз грузо- и пассажиропотока, основанный на инерционном прогнозе развития экономики России.
<**> Оптимистический вариант - прогноз грузо- и пассажиропотока, основанный на оптимистическом прогнозе развития экономики России.
В соответствии с оптимистическим вариантом для обеспечения потребностей российской экономики и населения в перевозках железнодорожному транспорту в 2015 году необходим следующий парк подвижного состава:
- локомотивы - 17974 ед.
- мотор-вагонный подвижной состав - 18645 ед.
- пассажирские вагоны - 28418 ед.
- грузовые вагоны - 981100 ед.
Соответственно по прогнозу спрос на продукцию транспортного машиностроения до 2015 года составит:
- локомотивы - 9480 ед.
- мотор-вагонный подвижной состав - 10282 ед.
- пассажирские вагоны - 15157 ед.
- грузовые вагоны - 466000 ед.
Кроме того, с целью снижения стоимости эксплуатации подвижного состава и повышения надежности функционирования железнодорожного транспорта необходимо улучшить технико-эксплуатационные показатели транспортных средств:
- повышение производительности вагона на 16%;
- повышение производительности локомотива на 18,2%;
- увеличение межремонтного пробега локомотивов в 1,5 раза;
- сокращение удельного расхода электроэнергии на 5%;
- сокращение удельного расхода топлива на тягу на 6,7%;
- поэтапное увеличение межремонтного пробега пассажирских вагонов до 600 тыс. км;
- увеличение межремонтного пробега грузового вагона до 500 тыс. км, а в дальнейшем - до 1 млн. км;
- переход к новой системе планирования ремонтов, учитывающей пробег груженого вагона или тонно-километровую работу подвижного состава.