ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. N ГКПИ11-1486
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.
при секретаре К.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Восход-Бейкер" об оспаривании пунктов 1, 2 Постановления Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края",
установил:
Постановлением Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" (далее - Постановление N 794) введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок на то время не была установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка; непрерывный стаж работы рабочих и служащих для выплаты указанных надбавок исчисляется с 1 ноября 1989 г. (пункт 1); Госплану СССР и Министерству финансов СССР предписано по представлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам выделять дополнительно Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР фонд заработной платы в связи с введением надбавок к заработной плате рабочих и служащих в соответствии с данным Постановлением в пределах средств, предусматриваемых в государственных планах экономического и социального развития СССР и государственных бюджетах СССР на соответствующие годы (пункт 2).
Постановление N 794, как указано в его преамбуле, принято в соответствии с Законом СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы" и в целях закрепления кадров в южных районах Иркутской области и Красноярского края. Опубликовано в "СП СССР" за 1989 г. N 33.
Закрытое акционерное общество "Восход-Бейкер" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 1, 2 Постановления N 794 недействующими, считая, что введение указанных процентных надбавок к заработной плате, подлежащих оплате за счет средств (прибыли) акционерного общества, не основано на законе и нарушает его права и свободы, негативно влияет на финансово-хозяйственную деятельность.
Заявитель ссылается на то, что оспариваемые нормы противоречат статьям 10, 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьям 3, 20, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающим районные коэффициенты и процентные надбавки лишь для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым южные районы Иркутской области и Красноярского края не отнесены, в целях возмещения дополнительных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, введение процентных надбавок в целях закрепления кадров в соответствующих районах и местностях действующим законодательством не предусмотрено. Содержащее в этих нормах положение о выплате процентной надбавки только лицам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях, свидетельствует о дискриминации в сфере труда в отношении лиц, работающих в южных районах Иркутской области и Красноярского края у работодателей, являющихся физическими лицами. Считает также, что срок действия Постановления N 794 истек с 1 января 2000 г., поскольку Закон СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы", во исполнение которого оно было принято, предусматривал проведение работы по выполнению утвержденных заданий в период до 2000 г., срок действия этого Закона продлен не был.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее по поручению от 23 августа 2011 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в своих возражениях указало на то, что Постановление N 794 не ограничивает срок применения оспариваемых заявителем процентных надбавок к заработной плате, действующему российскому законодательству не противоречит и подлежит применению на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 146, 148, 423 Трудового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя заявителя Д., дополнившего вышеприведенные доводы ссылкой на отсутствие перечня южных районов Иркутской области и Красноярского края, возражения представителей заинтересованного лица М.Т. и М.И., проверив оспариваемые правовые нормы на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодательство Российской Федерации, включая названный Кодекс, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями. На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями, в частности в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах.
Предусмотренные этими актами процентные надбавки к заработной плате учитываются при принятии нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оплату труда и связанные с этим вопросы.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации относит к расходам на оплату труда надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями (пункт 12 части второй статьи 255).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов, в том числе за счет средств, направляемых для выплаты процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (подпункт "б" пункта 9).
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)" южные районы Иркутской области и Красноярского края относятся к южным районам Восточной Сибири, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 г. N ГКПИ05-1570, вступившим в законную силу, подтверждена законность применения процентной надбавки к заработной плате на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Данная правовая позиция в полной мере распространяется и на оспариваемое Постановление N 794, которым введены процентные надбавки к заработной плате на территории Иркутской области и Красноярского края.
Постановление N 794 являлось действующим нормативным правовым актом на момент прекращения существования Союза ССР, прекратившего по этой причине дальнейшее правовое регулирование отношений в сфере оплаты труда, и не содержит норм, ограничивающих срок действия введенных процентных надбавок. Законодательство Российской Федерации также не содержит норм, препятствующих применению процентных надбавок к заработной плате, введенных на территории Иркутской области и Красноярского края нормативным правовым актом бывшего Союза ССР.
Следовательно, утверждения заявителя о прекращении срока действия Постановления N 794 с 1 января 2000 г. либо со дня вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации (1 февраля 2002 г.) не соответствуют существующему на территории Российской Федерации правовому регулированию.
Обозначенная в преамбуле Постановления N 794 цель введения процентных надбавок к заработной плате (закрепление кадров в соответствующих районах) не исключает применение на территории Российской Федерации данного нормативного правового акта, реализующего указанную цель путем установления повышенной оплаты труда на работах в названных в этом акте местностях с особыми климатическими условиями, что, по сути, является компенсацией работникам дополнительных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. При этом правовых норм, исключающих выплату установленных процентных надбавок к заработной плате работников, занятых у физических лиц, не содержится.
Отсутствие перечня южных районов Иркутской области и Красноярского края, на что сослался представитель заявителя в судебном заседании, не свидетельствует о неопределенности оспариваемого нормативного правового акта, проблем при применении которого на соответствующих территориях, как пояснили представители Правительства Российской Федерации, не возникает.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, устраняющих повышенную оплату труда работников, занятых на работах в указанных местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить применение процентных надбавок, введенных пунктом 1 Постановления N 794, не имеется.
Пункт 2 этого Постановления, который также оспаривается заявителем без указания мотивов, носит порученческий характер, адресован министерствам и ведомствам, ликвидированным в связи с прекращением существования Союза ССР, на территории Российской Федерации не применяется, каких-либо прав и свобод заявителя не нарушает и не может нарушать.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Восход-Бейкер" об оспаривании пунктов 1, 2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ