ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1999 - 2002 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1999 - 2002 ГОДЫ"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" Дата принятия решения - протокол первого заседания "круглого о разработке Программы стола" по проблемам земельной реформы (наименование документа) от 26 декабря 1997 г. Государственные - Государственный комитет Российской заказчики Программы Федерации по земельной политике (координатор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Основные разработчики - Государственный комитет Российской Программы Федерации по земельной политике, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство государственного имущества Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу, федеральный кадастровый центр "Земля", Институт государства и права Российской академии наук, Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации, Институт экономических проблем переходного периода, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики, Союз землевладельцев России Цели и задачи Программы - повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста Сроки и этапы реализации - 1999 - 2002 годы: Программы I этап - 1999 - 2000 годы II этап - 2001 - 2002 годы Перечень основных - разработка и совершенствование на всех мероприятий Программы уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; создание инфраструктуры рынка земли; развитие механизма ипотечного кредитования; введение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий; проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель; проведение информационно - разъяснительной работы среди населения; создание специализированных информационно - консультационных центров; организация в высших и средних специальных учебных заведениях лабораторий современных геоинформационных технологий; подготовка и переподготовка кадров; установление правил бухгалтерского учета для сельскохозяйственных организаций, отражающих операции с земельными долями Объемы и источники (млн. рублей) финансирования 1999 - 2002 годы 2000 год Всего 4015 1267 в том числе федеральный бюджет 2472 825 бюджеты субъектов 1279 354 Российской Федерации и местные бюджеты прочие источники 264 88 Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав результаты реализации граждан свободно распоряжаться участком Программы земли и земельной долей под жестким контролем государства; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджета
Введение
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с протоколом первого заседания "круглого стола" от 26 декабря 1997 г. N Пр-2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N ВЧ-П1-41711.