2.3 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости;
введения административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско - правовых способов защиты прав и интересов участников рынка.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно - технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.