6. Порядок обращения столовой посуды, столовых приборов, столового белья, санспецодежды и производственного инвентаря на предприятиях общественного питания

6. Порядок обращения столовой посуды,
столовых приборов, столового белья, санспецодежды
и производственного инвентаря на предприятиях
общественного питания

6.1. Столовая посуда, столовые приборы, столовое белье, санспецодежда и производственный инвентарь поступают в кладовую предприятия общественного питания под материальную ответственность кладовщика и подлежат немедленному оприходованию.

6.2. Принятые санспецодежда и столовое белье маркируются (несмываемой краской в местах, не доступных для обозрения с внешней стороны, проставляется штамп предприятия) и хранятся в отдельном помещении или приспособленных для этого шкафах, на стеллажах. Маркировка производится материально ответственным лицом в присутствии заместителя директора или лица, им уполномоченного, и представителя комитета профсоюза в установленном порядке.

Хранение и выдача из кладовой немаркированных столового белья и санспецодежды не разрешается.

6.3. Отпуск из кладовой столовой посуды, столовых приборов, столового белья, санспецодежды и производственного инвентаря производится по распоряжению руководителя предприятия и оформляется расходной накладной по форме N 19 <*>.

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

6.4. Ответственность за сохранность находящихся в обращении предметов может быть возложена на работников, занимающих должности или выполняющих работы, непосредственно связанные с использованием столовой посуды, столовых приборов, столового белья, санспецодежды и производственного инвентаря <*>, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX и Приказом Министерства торговли СССР от 28 июля 1976 г. N 136.

--------------------------------

<*> См. письмо Министерства торговли СССР от 1 марта 1978 г. N 036-75.

Бригадиром, заместителем бригадира назначаются старшие по должности или наиболее опытные члены бригады.

6.5. В обязанности бригадира входит:

получение и выдача в залы предприятия общественного питания столовой посуды, столовых приборов, столового белья;

ведение учета этих предметов, а также представление в бухгалтерию документов по их движению.

6.6. Обращение столовой посуды, столовых приборов, столового белья и санспецодежды, предназначенных для коллективного пользования в предприятиях, обслуживающих посетителей с помощью официантов, осуществляется в следующем порядке:

перед началом работы бригадир получает из кладовой по требованию необходимые предметы оснащения, организует обращение их в зале предприятия общественного питания, выдает столовую посуду, столовые приборы и столовое белье под отчет официантам, участвует также в списании боя, лома, порчи предметов, проведении инвентаризации. Санспецодежда выдается работникам тех профессий и должностей, перечень которых определен соответствующими действующими нормами. Выдача столовой посуды и столовых приборов производится под расписку в журнале учета этих предметов по форме N 73 <*>, а столового белья и санспецодежды - в журнале по форме.

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

Последующая выдача этих предметов, а также обращение столовой посуды и столовых приборов между официантами и мойщиками посуды в течение дня производится в порядке обмена.

По окончании рабочего дня столовая посуда, столовые приборы, столовое белье и санспецодежда должны возвращаться лицу, производившему их выдачу. При этом лицо, ответственное за сохранность этих предметов, должно следить за состоянием каждого возвращенного предмета. О количестве сданной столовой посуды, столовых приборов, столового белья и санспецодежды делается соответствующая запись в журнале с распиской лица, сдавшего эти предметы.

6.7. При сдаче столовой посуды и столовых приборов составляется акт на бой, лом, порчу и утрату столовой посуды и столовых приборов по форме N 74 <*> (для предприятий без самообслуживания) или N 75 <*> (для предприятий с самообслуживанием) отдельно на фарфоро-фаянсовую и сортовую стеклянную посуду, который оформляется комиссией в установленном порядке.

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

В акте перечисляются попредметно столовая посуда, столовые приборы, пришедшие в полную негодность в процессе пользования ими, и отдельно утраченные предметы. В нем указываются работники, по вине которых образовался бой, лом, порча или утрата столовой посуды и столовых приборов.

6.8. При бое, ломе, порче столовой посуды по вине посетителя ущерб, нанесенный предприятию, взыскивается с него в установленном законом порядке.

Форма

Организация ____________________

Предприятие ____________________

ЖУРНАЛ
УЧЕТА СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ И САНСПЕЦОДЕЖДЫ, ВЫДАВАЕМОЙ
ПОД ОТЧЕТ РАБОТНИКАМ ПРЕДПРИЯТИЯ
"__" ____________ 198_ Г.

┌───┬────────┬──────────────┬───────────────┬────┬───────────────┐
│ N │Фамилии │              │               │ и  │ Итого за день │
│п/п│получив-│              │               │т.д.│               │
│   │ших сто-│              │               │    │               │
│   │ловое   │              │               │    │               │
│   │белье,  │              │               │    │               │
│   │санспец-│              │               │    │               │
│   │одежду  │              │               │    │               │
├───┼────────┼───┬────┬─────┼────┬────┬─────┼────┼────┬────┬─────┤
│   │Наимено-│вы-│воз-│недо-│вы- │воз-│недо-│    │вы- │воз-│недо-│
│   │вание   │да-│вра-│стача│дано│вра-│стача│    │дано│вра-│стача│
│   │столово-│но │щено│     │    │щено│     │    │    │щено│     │
│   │го      │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
│   │белья,  │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
│   │санспец-│   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
│   │одежды  │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
├───┼────────┼───┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │        │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
├───┼────────┼───┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │        │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
├───┼────────┼───┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │        │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
├───┼────────┼───┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │        │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
├───┼────────┼───┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼─────┤
│   │и т.д.  │   │    │     │    │    │     │    │    │    │     │
└───┴────────┴───┴────┴─────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴─────┘

Расписка в получении и возврате

Посетитель, причинивший ущерб предприятию, может добровольно возместить его, при этом на сумму возмещения выписывается приходный кассовый ордер по форме N К-1. В ордере и в квитанции к нему перечисляются наименование, количество и стоимость по розничной цене утраченных предметов. Квитанция к приходному кассовому ордеру с пометкой кассы об уплате вручается посетителю, а поступившие деньги приходуются кассой по приходному кассовому ордеру. На сумму боя, лома, порчи столовой посуды и столовых приборов, не возмещенную посетителем, составляется отдельный акт для решения вопроса о взыскании причиненного ущерба.

6.9. В предприятиях, работающих по методу самообслуживания, ответственность за сохранность столовой посуды, столовых приборов, столового белья, санспецодежды, их правильное использование и своевременный возврат несет работник, на которого приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности и с которым, согласно действующему законодательству, может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Контроль за сохранностью столовой посуды, столовых приборов, столового белья и санспецодежды, находящихся в обращении, должен осуществляться комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя предприятия общественного питания.

Комиссия обязана ежедневно в конце рабочего дня производить проверку наличия столовой посуды, столовых приборов, столового белья, а санспецодежды - ежемесячно и при наличии потерь, лома, порчи или пропажи их составлять акт по форме N 74 или N 75 <*>.

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

6.10. Руководитель предприятия в течение следующего за составлением акта дня рассматривает акты на негодные, испорченные и пропавшие столовую посуду, столовые приборы, столовое белье и санспецодежду, выясняет обстоятельства боя, лома и утраты их, выносит соответствующее решение (отнести за счет виновных в этом лиц, принять за счет предприятия или реализовать в установленном порядке).

6.11. Сверхнормативные эксплуатационные потери, выявленные в результате проверки фактического наличия столовой посуды, столовых приборов, столового белья и санспецодежды, списываются в порядке, определенном пунктом N 37 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633.

6.12. Порядок использования столовой посуды и организация ее мытья на предприятиях общественного питания осуществляются в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Управления общественного питания Министерства торговли СССР от 22 сентября 1969 г. N 7-21/584 "О мерах по сохранности посуды".

6.13. Предметы, пришедшие в негодность в процессе эксплуатации, сдаются официантами и другими работниками материально ответственному лицу, которое производит их выдачу в обмен на годные. Материально ответственное лицо, принимающее пришедшие в негодность предметы, при установлении преждевременного их износа по вине конкретного работника должно докладывать руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.14. Выдача санспецодежды для индивидуального пользования производится работникам тех профессий, для которых это предусмотрено действующими нормами, и оформляется одним из следующих документов:

в крупных предприятиях с количеством работающих свыше 40 человек - путем записи в карточке учета санспецодежды (форма N 12 <*>);

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

в небольших предприятиях с количеством работников до 40 человек - по ведомости (форма N 13 <*>).

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

6.15. Вопрос о списании на издержки предприятия или на виновных лиц столового белья, санспецодежды и производственного инвентаря, пришедших в негодность, решается руководителем предприятия. Списание этих предметов производится по актам (форма N 14 <*>).

--------------------------------

<*> См. Приказ Министерства торговли СССР от 14 июля 1972 г. N 134.

Материалы (ветошь, металлолом), полученные в результате списания и подлежащие сдаче в утильсырье, учитываются на счете "Сырье и материалы" субсчет "Вспомогательные материалы".

Денежные средства, полученные от списания металлических столовых приборов, производственного инвентаря (отдельно алюминиевого), подтверждаются соответствующими документами о сдаче их в металлолом.