5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения

5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных
вариантов развития транспортного машиностроения

Анализ экономических последствий реализации вариантов развития отрасли основан на следующих данных:

- прогноз объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе для обеспечения грузооборота;

- объем выпускаемой продукции и структура производства отрасли;

- структура занятости и размер оплаты труда в отрасли;

- структура налоговых отчислений предприятиями отрасли;

- текущий уровень и структура цен на отечественную и импортную продукцию отрасли;

- стоимость жизненного цикла отечественной техники, перспективной отечественной техники и оценки для импортной техники.

На основании прогнозов предприятий отрасли рассчитаны объемы инвестиций в развитие производственных мощностей.

При инерционном варианте произойдет деинвестирование из-за того, что постепенно будут ликвидированы мощности по производству комплектующих.

При умерено-оптимистическом варианте для достижения требуемых объемов производства в период до 2015 года инвестиции в основные средства предприятий отрасли составят около 30 млрд. рублей, в основном, за счет привлечения частного капитала.

Производственные возможности предприятий рассчитаны исходя из объемов инвестиций с учетом временного лага на их освоение.

Соотношение между отечественным производством и импортом и изменение структуры производства рассчитаны исходя из прогнозов объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе и необходимости ее полного удовлетворения.

При реализации инерционного варианта структура производства в отрасли изменится в сторону преобладания сборочного производства, что приведет к следующим основным последствиям:

- сокращение количества занятых в производстве нового подвижного состава до 25 тыс. человек, при этом, сокращения в основном коснутся специалистов рабочих специальностей высоких разрядов, конструкторов, инженеров и т.п.;

- снижение объемов производства отечественной техники до уровня 44 млрд. рублей, основу производства будут составлять сборочные ("отверточные") производства, основная часть продукции, поставляемой на российский рынок, будет импортного производства;

- объемы налоговых отчислений предприятий отрасли в бюджеты всех уровней до 2015 года составят 10 млрд. рублей;

- объемы налоговых отчислений предприятий - производителей комплектующих от деятельности, связанной с производством комплектующих для продукции транспортного машиностроения в бюджеты всех уровней до 2015 года, составят 15 млрд. рублей.

Результаты расчетов приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ
ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

┌────────────────────────────┬──────────┬───────────┬────────────┐
│         Показатель         │ Ед. изм. │При наличии│В отсутствие│
│                            │          │   гос.    │    гос.    │
│                            │          │ поддержки │ поддержки  │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┴────────────┤
│Среднегодовой объем         │млрд. руб.│218                     │
│российского рынка ПС        │          │                        │
│(локомотивы, электропоезда, │          │                        │
│пассажирские и грузовые     │          │                        │
│вагоны)                     │          │                        │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┬────────────┤
│Доля российских             │%         │90         │20          │
│производителей на внутреннем│          │           │            │
│рынке к 2015 году           │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Объем экспорта ПС           │млрд. руб.│33         │0           │
│российскими производителями │          │           │            │
│к 2015 году                 │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Доля экспорта в объеме      │%         │15         │0           │
│выпуска к 2015 году         │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Налоговые отчисления        │млрд. руб.│~ 34       │~ 10        │
│производителей подвижного   │          │           │            │
│состава к 2015 году         │          │           │            │
│накопленным итогом          │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Налоговые отчисления        │млрд. руб.│~ 49       │~ 15        │
│российских производителей-  │          │           │            │
│комплектаторов к 2015 году  │          │           │            │
│накопленным итогом          │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Количество занятых на       │тыс. чел. │162        │25          │
│производстве подвижного     │          │           │            │
│состава (без учета занятых  │          │           │            │
│на ремонтных работах)       │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Инвестиции в техническое    │млрд. руб.│~ 30       │~ 4,5       │
│перевооружение и расширение │          │           │            │
│производства до 2015 года   │          │           │            │
│накопленным итогом          │          │           │            │
├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Доля отечественных          │%         │95         │25          │
│комплектующих в составе     │          │           │            │
│подвижного состава          │          │           │            │
│к 2015 году                 │          │           │            │
└────────────────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┘

Необходимо учитывать и другие факторы, присущие инерционному варианту:

- снижение объема налога на имущество, связанное с деинвестированием и ликвидацией собственного производства комплектующих, а также сам объем и структура деинвестирования;

- дополнительные расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пособий по безработице и реализацию программ по переобучению и трудоустройству высвобождающихся работников отрасли;

- снижение численности предприятий - производителей комплектующих и связанное с этим снижение выплат единого социального налога и подоходного налога;

- снижение доходов бюджетов всех уровней, недополученных в результате сворачивания экспортной деятельности;

- дополнительные расходы на переоборудование ремонтно-технической базы для обслуживания зарубежных образцов подвижного состава, а также рост эксплуатационных расходов.

В случае реализации умеренно-оптимистичного сценария развитие российского транспортного машиностроения окажет влияние на разные сферы жизнедеятельности государства.

Социальная сфера. В перспективе до 2015 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.

Национальная безопасность. Налаживание выпуска современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, в полной мере соответствует интересам национальной безопасности. Это позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать любой зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Очевидно, что обеспечение основными средствами такого стратегически значимого объекта как российские железные дороги должно в большинстве случаев осуществляться российскими поставщиками.

Экология. Повышение технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим, отраслью будет почерпнут европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, железнодорожный транспорт вносит значительно меньший вклад в выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с автотранспортом.

Социально-экономическое развитие регионов. Предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.

Ожидаемый результат реализации Стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.

Кроме того, эффект от достижения ожидаемого результата реализации Стратегии скажется на различных уровнях:

на макроуровне:

- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования транспорта за счет обеспечения организаций железнодорожного и городского рельсового транспорта современным высокопроизводительным подвижным составом;

- сокращение сырьевой направленности российского экспорта, увеличение в нем доли высокотехнологичных товаров и, как следствие, ослабление зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;

на микроуровне:

- создание в отрасли крупных корпораций, осуществляющих весь цикл работ по разработке, производству и сервисному обслуживанию широкой номенклатуры подвижного состава, что позволит более эффективно конкурировать с ведущими мировыми производителями на внешних рынках сбыта;

- увеличение инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли, в том числе за счет расширения спектра доступных источников финансирования, что позволит сократить сроки разработки и освоения производства современной железнодорожной техники;

в социально-экономической сфере:

- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, создание условий для реализации целевых программ подготовки кадров;

- повышение производительности труда;

в бюджетной сфере:

- обеспечение дополнительных налоговых поступлений, отчислений во внебюджетные фонды.