5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных вариантов развития транспортного машиностроения
5.3. Сравнительные результаты реализации альтернативных
вариантов развития транспортного машиностроения
Анализ экономических последствий реализации вариантов развития отрасли основан на следующих данных:
- прогноз объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе для обеспечения грузооборота;
- объем выпускаемой продукции и структура производства отрасли;
- структура занятости и размер оплаты труда в отрасли;
- структура налоговых отчислений предприятиями отрасли;
- текущий уровень и структура цен на отечественную и импортную продукцию отрасли;
- стоимость жизненного цикла отечественной техники, перспективной отечественной техники и оценки для импортной техники.
На основании прогнозов предприятий отрасли рассчитаны объемы инвестиций в развитие производственных мощностей.
При инерционном варианте произойдет деинвестирование из-за того, что постепенно будут ликвидированы мощности по производству комплектующих.
При умерено-оптимистическом варианте для достижения требуемых объемов производства в период до 2015 года инвестиции в основные средства предприятий отрасли составят около 30 млрд. рублей, в основном, за счет привлечения частного капитала.
Производственные возможности предприятий рассчитаны исходя из объемов инвестиций с учетом временного лага на их освоение.
Соотношение между отечественным производством и импортом и изменение структуры производства рассчитаны исходя из прогнозов объемов потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе и необходимости ее полного удовлетворения.
При реализации инерционного варианта структура производства в отрасли изменится в сторону преобладания сборочного производства, что приведет к следующим основным последствиям:
- сокращение количества занятых в производстве нового подвижного состава до 25 тыс. человек, при этом, сокращения в основном коснутся специалистов рабочих специальностей высоких разрядов, конструкторов, инженеров и т.п.;
- снижение объемов производства отечественной техники до уровня 44 млрд. рублей, основу производства будут составлять сборочные ("отверточные") производства, основная часть продукции, поставляемой на российский рынок, будет импортного производства;
- объемы налоговых отчислений предприятий отрасли в бюджеты всех уровней до 2015 года составят 10 млрд. рублей;
- объемы налоговых отчислений предприятий - производителей комплектующих от деятельности, связанной с производством комплектующих для продукции транспортного машиностроения в бюджеты всех уровней до 2015 года, составят 15 млрд. рублей.
Результаты расчетов приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ
ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
┌────────────────────────────┬──────────┬───────────┬────────────┐ │ Показатель │ Ед. изм. │При наличии│В отсутствие│ │ │ │ гос. │ гос. │ │ │ │ поддержки │ поддержки │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┴────────────┤ │Среднегодовой объем │млрд. руб.│218 │ │российского рынка ПС │ │ │ │(локомотивы, электропоезда, │ │ │ │пассажирские и грузовые │ │ │ │вагоны) │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┬────────────┤ │Доля российских │% │90 │20 │ │производителей на внутреннем│ │ │ │ │рынке к 2015 году │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Объем экспорта ПС │млрд. руб.│33 │0 │ │российскими производителями │ │ │ │ │к 2015 году │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Доля экспорта в объеме │% │15 │0 │ │выпуска к 2015 году │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 34 │~ 10 │ │производителей подвижного │ │ │ │ │состава к 2015 году │ │ │ │ │накопленным итогом │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Налоговые отчисления │млрд. руб.│~ 49 │~ 15 │ │российских производителей- │ │ │ │ │комплектаторов к 2015 году │ │ │ │ │накопленным итогом │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Количество занятых на │тыс. чел. │162 │25 │ │производстве подвижного │ │ │ │ │состава (без учета занятых │ │ │ │ │на ремонтных работах) │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Инвестиции в техническое │млрд. руб.│~ 30 │~ 4,5 │ │перевооружение и расширение │ │ │ │ │производства до 2015 года │ │ │ │ │накопленным итогом │ │ │ │ ├────────────────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤ │Доля отечественных │% │95 │25 │ │комплектующих в составе │ │ │ │ │подвижного состава │ │ │ │ │к 2015 году │ │ │ │ └────────────────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┘
Необходимо учитывать и другие факторы, присущие инерционному варианту:
- снижение объема налога на имущество, связанное с деинвестированием и ликвидацией собственного производства комплектующих, а также сам объем и структура деинвестирования;
- дополнительные расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пособий по безработице и реализацию программ по переобучению и трудоустройству высвобождающихся работников отрасли;
- снижение численности предприятий - производителей комплектующих и связанное с этим снижение выплат единого социального налога и подоходного налога;
- снижение доходов бюджетов всех уровней, недополученных в результате сворачивания экспортной деятельности;
- дополнительные расходы на переоборудование ремонтно-технической базы для обслуживания зарубежных образцов подвижного состава, а также рост эксплуатационных расходов.
В случае реализации умеренно-оптимистичного сценария развитие российского транспортного машиностроения окажет влияние на разные сферы жизнедеятельности государства.
Социальная сфера. В перспективе до 2015 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.
Национальная безопасность. Налаживание выпуска современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, в полной мере соответствует интересам национальной безопасности. Это позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать любой зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Очевидно, что обеспечение основными средствами такого стратегически значимого объекта как российские железные дороги должно в большинстве случаев осуществляться российскими поставщиками.
Экология. Повышение технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим, отраслью будет почерпнут европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, железнодорожный транспорт вносит значительно меньший вклад в выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с автотранспортом.
Социально-экономическое развитие регионов. Предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.
Ожидаемый результат реализации Стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.
Кроме того, эффект от достижения ожидаемого результата реализации Стратегии скажется на различных уровнях:
на макроуровне:
- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования транспорта за счет обеспечения организаций железнодорожного и городского рельсового транспорта современным высокопроизводительным подвижным составом;
- сокращение сырьевой направленности российского экспорта, увеличение в нем доли высокотехнологичных товаров и, как следствие, ослабление зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;
на микроуровне:
- создание в отрасли крупных корпораций, осуществляющих весь цикл работ по разработке, производству и сервисному обслуживанию широкой номенклатуры подвижного состава, что позволит более эффективно конкурировать с ведущими мировыми производителями на внешних рынках сбыта;
- увеличение инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли, в том числе за счет расширения спектра доступных источников финансирования, что позволит сократить сроки разработки и освоения производства современной железнодорожной техники;
в социально-экономической сфере:
- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, создание условий для реализации целевых программ подготовки кадров;
- повышение производительности труда;
в бюджетной сфере:
- обеспечение дополнительных налоговых поступлений, отчислений во внебюджетные фонды.