4.3. Условия реализации Стратегии

4.3. Условия реализации Стратегии

До 2010 года экономика страны по прогнозам Минэкономразвития России будет развиваться по одному из двух основных вариантов: инерционному или умеренно-оптимистичному.

При инерционном варианте развития экономики России сохранится сложившаяся тенденция замедления темпов роста экономики в результате стабилизации объемов экспорта, ухудшения ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещения ее импортом.

При умеренно-оптимистичном варианте развития экономики России произойдет ускорение экономического роста за счет реализации государственных мер по повышению темпов и качества экономического роста. При данном варианте отечественный бизнес более успешно адаптируется к конкуренции со стороны иностранных производителей.

Оба варианта предусматривают сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

И при инерционном варианте развития экономики России, и при умеренно-оптимистическом варианте развития экономики России до 2010 года будет происходить укрепление рубля относительно доллара США. Рост курса рубля снижает эффективность экспорта для отечественных производителей и при этом делает внутренний рынок более привлекательным для проникновения зарубежных компаний. Этот фактор не окажет решающего влияния на развитие российского транспортного машиностроения. Однако здесь следует отметить, что деятельность отрасли в долгосрочной перспективе будет проходить в условиях возрастающего конкурентного давления со стороны крупнейших мировых производителей железнодорожной техники. Учитывая, что эти процессы будут развиваться постепенно и при условии государственной поддержки отрасли такое конкурентное давление не приведет к потере рынков, а будет стимулировать повышение эффективности отечественных производителей.

Анализ рынка продукции транспортного машиностроения, представленный в разделе 4.4.1 показывает, что в случае наступления инерционного варианта развития экономики России, снижение спроса на продукцию отрасли, вызванное влиянием макроэкономической среды и, соответственно, изменением объемов грузо- и пассажирооборота по разным сегментам рынка составит от 30% до 40% в период до 2015 года, что не может оказать существенного влияния как на финансовое состояние предприятий отрасли, так и на их способность обеспечить потребность железнодорожного и городского рельсового транспорта в подвижном составе, так как среднегодовое изменение объема производства при этом составит не более 5%, что находится в пределах нормы при осуществлении производственной деятельности.