3.3.4. Отсутствие механизма перспективного планирования деятельности предприятий отрасли
Как уже отмечалось, основными потребителями продукции транспортного машиностроения практикуется заключение краткосрочных (на срок до года) договоров на поставку продукции транспортного машиностроения. В высокотехнологичных подотраслях транспортного машиностроения (производство тягового и пассажирского подвижного состава) такой подход не позволяет эффективно планировать разработку и производство перспективных моделей подвижного состава. Срок разработки и поставки в производство данных видов продукции составляет более трех лет, а для локомотивов - более 5 лет.
Помимо отсутствия долгосрочных договоров требует оптимизации система ценообразования на продукцию, поставляемую предприятиями отрасли ОАО "РЖД". В настоящее время механизм определения цены направлен на ее минимизацию. В итоге рентабельность продукции ограничивается на уровне 5 - 7%. Также отсутствует механизм корректировки цен в связи с изменением цен на материалы и комплектующие.
Данная ситуация ограниченности инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД" является следствием тех тарифных ограничений, в которых функционирует основной потребитель продукции отрасли - ОАО "РЖД".
При переходе к долгосрочным договорам целесообразно исходить из продажи не готового изделия, а стоимости его жизненного цикла.